От smertch
К SpiritOfTheNight
Дата 30.07.2015 14:51:39
Рубрики WWII;

Re: Грубо говоря...

>отстранять командира от должности?
>У меня впечатление что нет

Институт военных комиссаров выл введен в РККА/РКМФ повторно (точнее - в очередной раз) 16 июля 1941г., отменен 9 октября 1942г. С 16.7.41 политработники, находившиеся на должностях заместителей командиров подразделений\частей\соединений по политработе, становились по должности (не по званию) комиссарами тех же п\ч\с. Т.е. получали право не просто контролировать политморсостояние л\с вплоть до командира, но и участвовать в разработке и принятии командирских решений, включая подписание приказов совместно с командиром (без подписи комиссара док не действителен).
Комиссар при желании вполне мог отстранить командира от командования, но не обычным военно-бюрократическим путем а, скажем так - военно-революционным: устроить истерику по поводу измены, падения боевого духа и тыдытыпы, даже написать какую бумажку и даже сообщить о случившемся по инстанциям.
РККА в целом - не казачья или дружинная - стрелецкая вольница былых годов, в круг собираться и гневно орать на тему "пошто на командира напраслину возводишь?!" было не принято, поэтому отстранение командира обычно воспринимали молча. Хотя встречались случаи, когда явно буйного неадекватного комиссара успокаивали.
В любом случае после такого инцидента дело разбиралось командованием и уже или офрмляло отстраниение командира надлежащим образом или херило комиссарскую импровизацию.

От Prepod
К smertch (30.07.2015 14:51:39)
Дата 30.07.2015 17:20:45

Re: Грубо говоря...


>Комиссар при желании вполне мог отстранить командира от командования, но не обычным военно-бюрократическим путем а, скажем так - военно-революционным: устроить истерику по поводу измены, падения боевого духа и тыдытыпы, даже написать какую бумажку и даже сообщить о случившемся по инстанциям.
>РККА в целом - не казачья или дружинная - стрелецкая вольница былых годов, в круг собираться и гневно орать на тему "пошто на командира напраслину возводишь?!" было не принято, поэтому отстранение командира обычно воспринимали молча. Хотя встречались случаи, когда явно буйного неадекватного комиссара успокаивали.
>В любом случае после такого инцидента дело разбиралось командованием и уже или офрмляло отстраниение командира надлежащим образом или херило комиссарскую импровизацию.
Вот и у меня тоже сложилось устойчивое впечатление, что разница в статусе комиссара и замполита не формализованная, а фактическая, даже идеологическая, по принципу что с комиссара больше спрос и, соответственно, он может с большей уверенностью махать табельным оружием, матерно ругаться и давить на комсостав по своим комиссарским делам, занимаясь косплеем комиссаров из советских фильмов про гражданскую. При этом все вокруг понимают, что "ему можно". Впрочем, тип комиссара-неврастеника был не настолько распространен как кажется - естественный отбор в действии, у такого персонажа хороший шанс героически погибнуть (от немцев, не в режиме френдли файра) или перебраться на менее ответственную работу. Комиссар/замполит уровня полк/бригада, да и на дивизии, по большому счету, по технологии работы должен мотаться по низовым тактическим подразделениям как в плановом режиме, так и выезжая на ЧП. В политорганах хронический некомплект, поэтому только сидеть и "руками водить" у него не получится, надо "личным примером", а если попробует сачковать, то это будут слишком хорошо всем видно, причем всем, включая командира, с которым у комиссара-неврастеника отношения обычно не ахти. Это я к тому, что персонажи, склонные самолично решать вопрос с командирами, имели мало шансов сохраниться в комиссарской/замполитский должности.

От smertch
К Prepod (30.07.2015 17:20:45)
Дата 30.07.2015 22:21:55

Re: Грубо говоря...


>Вот и у меня тоже сложилось устойчивое впечатление, что разница в статусе комиссара и замполита не формализованная, а фактическая, даже идеологическая, по принципу что с комиссара больше спрос и, соответственно, он может с большей уверенностью махать табельным оружием, матерно ругаться и давить на комсостав по своим комиссарским делам, занимаясь косплеем комиссаров из советских фильмов про гражданскую. При этом все вокруг понимают, что "ему можно". Впрочем, тип комиссара-неврастеника был не настолько распространен как кажется - естественный отбор в действии, у такого персонажа хороший шанс героически погибнуть (от немцев, не в режиме френдли файра) или перебраться на менее ответственную работу. Комиссар/замполит уровня полк/бригада, да и на дивизии, по большому счету, по технологии работы должен мотаться по низовым тактическим подразделениям как в плановом режиме, так и выезжая на ЧП. В политорганах хронический некомплект, поэтому только сидеть и "руками водить" у него не получится, надо "личным примером", а если попробует сачковать, то это будут слишком хорошо всем видно, причем всем, включая командира, с которым у комиссара-неврастеника отношения обычно не ахти. Это я к тому, что персонажи, склонные самолично решать вопрос с командирами, имели мало шансов сохраниться в комиссарской/замполитский должности.

У замполита\комиссара разные права и разные обязанности, да и ответственность. Замполит\ЧВС в штатных ситуациях, не требующих дополнительного внимания командования\политорганов (идет штатная боевая работа) занимается тем, что предписано политорганам уставами, положениями, должностными инструкциями и т.п. - повышает эффективность партполитработы в своих частях\соединениях, пишет отчеты, вскрывает недостатки и т.д. В так сказать нештатных ситуациях (переход в наступление, ожидание удара противника, высадка десанта и прочее) в директивных документах, разрабатываемых командованием без участия политорганов, стопитьсотым пунктом вносится ритуальное "еще выше повысить..." и далее по тексту выше)). Политорганы принимают суровый, ответственный вид и выпихивают в войска всех комсоргов, агитаторов, освобожденных секретарей (не забываем, что в соединениях\объединениях, кроме Члена Военного Совета (по сути замполита) есть еще начальник политотдела со своим политотделом.
Т.е. замполитство всех степеней фактически ни за что не отвечает. Даже если происходит большая задница, у них есть надежная отговорка - "не усмотрел... комдив Н., проваливший операцию, искустно маскировался... командарм М. оказался оборотнем в погонах...". В худшем случае замполита тасуют в глушь, в Саратов.

Другое дело должность комиссара. Он не ждет, когда ему дадут копию приказа со стопитьсотым касающемся его пунктом (см. выше). Он стоит за плечом командира (командира + штаба) с момента зарождения замысла "что б нам такого сделать?". Имеет право тыкать пальцем в карту, требовать, чтобы ему разжевали, почему танки не могут скоренько переехать болото, так ведь короче, и верна ли рокировка по рокаде с точки зрения марксистско-ленинской философии. В итоге он скрепляет своей подписью командирское решение в виде приказа и несет ответственность за результат наравне с командиром.

От Prepod
К smertch (30.07.2015 22:21:55)
Дата 31.07.2015 11:15:01

Re: Грубо говоря...


>>Вот и у меня тоже сложилось устойчивое впечатление, что разница в статусе комиссара и замполита не формализованная, а фактическая, даже идеологическая, по принципу что с комиссара больше спрос и, соответственно, он может с большей уверенностью махать табельным оружием, матерно ругаться и давить на комсостав по своим комиссарским делам, занимаясь косплеем комиссаров из советских фильмов про гражданскую. При этом все вокруг понимают, что "ему можно". Впрочем, тип комиссара-неврастеника был не настолько распространен как кажется - естественный отбор в действии, у такого персонажа хороший шанс героически погибнуть (от немцев, не в режиме френдли файра) или перебраться на менее ответственную работу. Комиссар/замполит уровня полк/бригада, да и на дивизии, по большому счету, по технологии работы должен мотаться по низовым тактическим подразделениям как в плановом режиме, так и выезжая на ЧП. В политорганах хронический некомплект, поэтому только сидеть и "руками водить" у него не получится, надо "личным примером", а если попробует сачковать, то это будут слишком хорошо всем видно, причем всем, включая командира, с которым у комиссара-неврастеника отношения обычно не ахти. Это я к тому, что персонажи, склонные самолично решать вопрос с командирами, имели мало шансов сохраниться в комиссарской/замполитский должности.
>
>У замполита\комиссара разные права и разные обязанности, да и ответственность. Замполит\ЧВС в штатных ситуациях, не требующих дополнительного внимания командования\политорганов (идет штатная боевая работа) занимается тем, что предписано политорганам уставами, положениями, должностными инструкциями и т.п. - повышает эффективность партполитработы в своих частях\соединениях, пишет отчеты, вскрывает недостатки и т.д. В так сказать нештатных ситуациях (переход в наступление, ожидание удара противника, высадка десанта и прочее) в директивных документах, разрабатываемых командованием без участия политорганов, стопитьсотым пунктом вносится ритуальное "еще выше повысить..." и далее по тексту выше)). Политорганы принимают суровый, ответственный вид и выпихивают в войска всех комсоргов, агитаторов, освобожденных секретарей (не забываем, что в соединениях\объединениях, кроме Члена Военного Совета (по сути замполита) есть еще начальник политотдела со своим политотделом.
>Т.е. замполитство всех степеней фактически ни за что не отвечает. Даже если происходит большая задница, у них есть надежная отговорка - "не усмотрел... комдив Н., проваливший операцию, искустно маскировался... командарм М. оказался оборотнем в погонах...". В худшем случае замполита тасуют в глушь, в Саратов.
Это все правильно, НО в отношении ЧВСов. Что харанткрно, они как раз были по функционалу именно что комиссарами, поэтому и нужна была отдельная должность начальника политотдела.ЧВС и правда конкретно мало за что отвечает, хотя подписывает документы и вообще говоря должен мало-мальски в них разбираться, для чего армейских ЧВСов гоняли на краткосрочные курсы. И судить о работе политорганов по армейским и фронтовым отделам было бы неправильно. Они в плановом режиме выпускают газеты (тот еще геморрой), ведут методическую работу, спускают вниз методический и дидактический материал, проводят мероприятия "на земле", т.е. не переламываются, но откровенно балду не гоняют, а то если что вакансий полевых политруков полно. В "необычной" ситуации они, конечно, активизируются, НО не потому что в приказе их упомянули специальным пунктом, а потому что появилась конкрентика в политико-воспитательной работе, грубо говоря "на что" надо оринетировать личный состав. Поскольку программы "Время" не было это передавалось изустно и посредством все тех же методических и дидактических материалов. В ходе операций они воленс-ноленс берут на себя часть низовой работы просто в силу выбивания полевых политруков и уменьшения масштаба соединений. Когда дивизия становится по численности полком/бригадой дивизионные структуры впрягаются в собственно, партийно-воспитательную работу. А эта работа - она на уровне полка и ниже, где хоть комиссар, хоть помполит, хоть замполит не имеет разветвленного штата пинающих балду агитатаоров, но при этом отвечает за все и работу ведет не по специальному приказу, а каждый день, для него специальные приказы о повышени и углублении не начало работы, а головняк и аврал. Состояние личного состава, не только политическое, это комиссарское дело, а изъяны в этом вопросе типа трусости, мародерства, малой стойкости войск - комиссарский косяк, который не спишешь ни на кого. Поэтому полковой комиссар/замполит он да, руководит, да организует, но в том смысле что делает сам, а не только указивки дает, и мотается в тактические подразделения, и организует, и доводит, и ориентирует на новые задачи, и в партию в особых случаях принимает, и за дисциплиной следит, и следит чтобы комсостав не перепился и морально не разложился, и предотвращает разного рода эксцессы в процессе руководства людьми, и на трусость выезжает, и как в гражданскую останавливает бегущих. А если он все это не делает, то до первого столба, когда ему припомнят по полной программе.
>Другое дело должность комиссара. Он не ждет, когда ему дадут копию приказа со стопитьсотым касающемся его пунктом (см. выше). Он стоит за плечом командира (командира + штаба) с момента зарождения замысла "что б нам такого сделать?". Имеет право тыкать пальцем в карту, требовать, чтобы ему разжевали, почему танки не могут скоренько переехать болото, так ведь короче, и верна ли рокировка по рокаде с точки зрения марксистско-ленинской философии. В итоге он скрепляет своей подписью командирское решение в виде приказа и несет ответственность за результат наравне с командиром.
И после того как полковой комиссар на....шится со своими заморочками в плане воспитания личного состава в духе преданности, ему командир нудит о своих планах, потому что если не нудить, потом дольше объяснять, а значит надо на ранних стадиях с комиссаром проговорить, а комиссар в этом ни уха ни рыла, и ему в общем-то не до этого. Это я к тому, что комиссар полкового уровня не "участвовал" в выработке решений, а "присуствовал", да и то по возможности, при их выработке. А у командира о страданиях комиссара голова не болит, ему командовать надо, а комиссар, чтобы уж совсем не выглядеть глупо, задает вопросы, поскольку он при выработке присутствовал урывками, а военного образования скорее всего не имеет, вопросы не всегда умные. В общем, грусть-печаль и психотравмирующая ситуация, в дополнение в к общему психологическому фону. Задавить "своего" командира "Мехлис-стайл" не каждому дано, и это во всех отношениях чревато. Поэтому когда комиссары просились на краткосрочные командные курсы это более чем понятно. Хотя можно и при такой системе неплохо устроиться и меть идиллические отношения с командиром, но опять же, если сосредоточится на политической и воспитательной работе, которую с комиссара никто не снимает, то есть занять нишу замполита, ну или пойти на командную должность. А тов. Сталин узаконил эту практику и комиссарство отменил.