>>Но полутора годами ранее, в декабре 1912 года, в период очередного балканского кризиса Россия как раз хотела объявить частичную мобилизацию против Австро-Венгрии.
>
>Может и не было никакого плана с частичной мобилизацией?
Есть мемуарное свидетельство Коковцева: «Для достижения этой цели [давления на Австрию], - сказал государь, - вчера, на совещании с командующими войсками Варшавского и Киевского военных округов, решено произвести мобилизацию всего Киевского и части Варшавского Округа и подготовить мобилизацию Одесского». Тут интересно, чтоуже после войны бывший начальник мобилизационного отдела Генштаба генерал Добророльский, оправдывая невозможность частичной мобилизации в 1914 году, пв числе прочих привел такой аргумент: «в стратегическом отношении она была просто нелепостью, ибо южная граница Варшавского округа оставалась не мобилизованной". Однако в 1912-м, как видим, проблема вполне решалась.
Так это не свидетельство того, что план был. Есть же исследование Зайончковского по предвоенному планированию, ничего такого отдельно против Австрии он не упоминает.
>>Есть мемуарное свидетельство Коковцева:
>
>Так это не свидетельство того, что план был. Есть же исследование Зайончковского по предвоенному планированию, ничего такого отдельно против Австрии он не упоминает.
В принципе - да. В 1912-м это, вероятно, была некая импровизация в расчете на демонстрацию намерений. А в 1914-м - сразу поняли, что война. По крайней мере это первая фраза Сазонова, ознакомившегося с австрийским ультиматумом сербам.