От Дмитрий Козырев
К All
Дата 05.04.2002 10:50:41
Рубрики Суворов (В.Резун);

Еще одна ложь из "Тень победы"

ТЕКСТ
Пока существовал Советский Союз, материалы совещания были закрыты грифом "Совершенно Секретно". Если бы Советский Союз не сгнил и не рухнул, то сейчас об этом совещании мы бы знали только то, что рассказал Жуков.

...
И еще: никому из участников совещании рассказывать о нем нельзя, ибо тайна военная, а Жукову — можно.

КОММЕНТАРИЙ
Подобный акцент внимания на Жукове - лжив, т.к повестка совещания изложена в мемуарах Мерецкова:
"На 23 декабря были приглашены в Москву командующие объединениями, члены Военных советов и начальники штабов округов, а также некоторые командиры соединений. Заседание проходило в Центральном доме Красной Армии. На повестке дня совещания стояло шесть докладов. Я выступал с докладом “Итоги и задачи боевой подготовки сухопутных \197\ войск, ВВС и оперативной подготовки высшего комсостава”; командующий войсками Киевского особого военного округа генерал армии Г. К. Жуков — “Характер современной наступательной операции”; начальник Главного управления Военно-Воздушных Сил Красной Армии генерал-лейтенант авиации П. В. Рычагов — “ВВС в наступательной операции и в борьбе за господство в воздухе”; командующий войсками Московского военного округа генерал армии И. В. Тюленев — “Характер современной оборонительной операции”; командующий войсками Западного особого военного округа генерал-полковник танковых войск Д. Г. Павлов — “Использование механизированных соединений в современной наступательной операции и ввод механизированного корпуса в прорыв”; командующий войсками Харьковского военного округа генерал-лейтенант А. К. Смирнов — “Бой стрелковой дивизии в наступлении и в обороне”.
Таким образом, совещание обсуждало самые важные вопросы подготовки наших Вооруженных Сил. Оно длилось до 29 декабря, в прениях по докладам выступило 60 человек. В их числе: нарком обороны, два замнаркома, генеральные инспекторы артиллерии, автобронетанковых войск и кавалерии, два заместителя начальника Генштаба, начальники Главных управлений противовоздушной обороны и автобронетанковых войск, начальник Управления боевой подготовки, начальник штаба ВВС, заместители генеральных инспекторов ВВС, артиллерии и пехоты, одиннадцать командующих войсками округов, начальник Военной академии имени М. В. Фрунзе, заместитель командующего войсками округа, семь начальников штабов округов, три члена Военных советов округов, пять командующих ВВС округов, три начальника артиллерий округов, два командующих армиями, пять командиров механизированных корпусов, четыре командира стрелковых дивизий, командир танковой дивизии. Некоторые товарищи выступали дважды.

В докладах и выступлениях, на мой взгляд, в основном правильно решались практические вопросы подготовки войск к войне и теоретические вопросы по ведению наступательной и оборонительной операции и боя, а также вопросы боевого применения авиации и бронетанковых войск.

Более подробно мне хочется рассказать о своем докладе. Четыре месяца работы начальником Генштаба — срок небольшой, тем не менее я узнал достаточно много, чтобы высказать мнение о различных сторонах боеготовности и боеспособности \198\ армии. Ряд упущений в подготовке армии меня очень беспокоил, а международная обстановка была такой, что упущения надо было немедленно исправлять. Поэтому основное внимание я обратил на недостатки, которые сам обнаружил (на учениях, смотрах войск, в штабах) или о которых получил проверенные сведения, и на пути их устранения.

Прежде всего, я отметил, что в нашей армии устарели уставы. Они уже не отвечали требованиям современной войны. Так, боевые порядки в наступлении предлагались такие, при которых, как правило, только третья часть войск входила в ударную группу, а две трети попадали в сковывающую. Подобные недостатки были характерны и для боевых порядков при организации обороны, когда на основные направления выделялось недостаточное количество сил и средств за счет вторых эшелонов и маневра с неатакованных участков. Слабо обстояло дело с разработкой вопросов обороны. Было время, когда вообще (цитирую доклад) “боялись говорить, что можно обороняться”. Между тем, учитывая опыт войны на западе, нам, наряду с подготовкой к активным наступательным действиям, необходимо было иметь представление и готовить войска к современной обороне; оборона эта должна быть глубоко противотанковой и противовоздушной.

Надо было разрабатывать новые уставы, отвечающие современным требованиям.

Далее. Присутствуя на учениях и анализируя их ход, сделал вывод, что они проходили в условиях, недостаточно приближенных к боевым. Отношение к бойцам в ряде случаев являлось тепличным, как будто мы выращивали не защитников Родины, готовых пролить за нее кровь, а оранжерейные растения.

Критическая оценка подготовки армии кое-кому пришлась не по душе. В перерывах между заседаниями некоторые сердились, но в выступлениях оправдываться не стали. Насторожился народный комиссар обороны. Критика затрагивала и его. Правда, С. К. Тимошенко стад наркомом обороны недавно, и во многом вина ложилась на его и моего предшественников по Наркомату обороны и Генеральному штабу. Но я считал и себя ответственным за наличие недостатков.

Однако при подведении итогов совещания нарком обороны по справедливости оценил их высоко. Совещание действительно принесло большую пользу. В условиях уже шедшей второй мировой войны оно сыграло особо положительную \199\ роль. Практически высший комсостав получил на этом совещании установки по всем направлениям боевой подготовки.


цит. по. Мерецков К.А. На службе народу. М., Политиздат, 1968
стр 197-199

От Максим Гераськин
К Дмитрий Козырев (05.04.2002 10:50:41)
Дата 05.04.2002 12:08:39

Re: Еще одна...

Да, я это тоже заметил.
И даже Льву Ройтману с Радио-Свобода письмецо направил. Ройтман обещал форварднуть Резуну;)

Вот приложение к письму.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Комментарии к главе 6 "Совещание в декабре" книги "Тень Победы"

Я использовал ту же книгу, которую использовал В. Суворов: ("Накануне войны. Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940". Москва. Терра. 1993

ВС: - Виктор Суворов
МГ: Максим Гераськин


--------------------------------------------------------------------------------

ВС: И еще: никому из участников совещании рассказывать о нем нельзя, ибо тайна военная, а Жукову — можно.
...
И вот через 30 лет, в 1969 году, вышли мемуары Жукова.

МГ: Почему же нельзя.
Мерецков К.А. На службе народу. М., Политиздат, 1968.
Рассказывает.
http://militera.lib.ru/memo/russian/meretskov/16.html


--------------------------------------------------------------------------------

ВС: Ни о каком нападении Германии на Советский Союз речь не шла. Речь шла о нападении на Германию.

МГ: Я не нашел ни слова про нападение на Германию


--------------------------------------------------------------------------------

ВС: Сам Жуков говорил на том совещании о новых приемах нападения.

МГ: Доклад Жукова назывался "Характер современной наступательной операции", про нападение на Германию Жуков не распространяется. Например, выступавший далее т. Кленов сказал: "Тов. Жуков брал пример операции безотносительно от периода войны" - т.е. была действительно рассмотрена наступательная операция.


--------------------------------------------------------------------------------

ВС: Например, начальник штаба Прибалтийского особого военного округа генерал-лейтенант П.С. Кленов, который выступал первым после Жукова, говорил не о простых наступательных операциях, но об операциях особого рода: "Это будут операции начального периода, когда армии противника не закончили еще сосредоточение и не готовы для развертывания. Это операции вторжения для решения целого ряда особых задач: Это воздействие крупными авиационными и, может быть, механизированными силами, пока противник не подготовился к решительным действиям

МГ: Вот более полная цитата.

"Я просмотрел недавно книгу Иссерсона "Новые формы борьбы". Там даются поспешные выводы, базируясь на войне немцев с Польшей, что начального периода войны не будет, что война на сегодня разрешается просто - вторжением готовых сил, как это было проделано немцами в Польше, развернувшими полтора миллиона людей.
Я считаю подобный вывод преждевременным. Он может быть допущен для такого государства, как Польша, которая, зазнавшись, потеряла всякую бдительность и у которой не было никакой разведки того, что делалось у немцев в период многомесячного сосредоточения войск.
Каждое уважающее себя государство, конечно, постарается этот начальный период использовать в своих собственных интересах для того, чтобы разведать, что делает противник, как он группируется каковы его намерения, и помешать ему в этом.
Вопрос о начальном периоде войны должен быть поставлен для организации особого рода наступательных операций. Это будут операции начального периода, когда армии противника не закончили еще сосредоточение и не готовы для развертывания. Это операции вторжения для решения целого ряда особых задач. И на сегодня эти задачи остаются и должны быть разрешены. Это воздействие крупными авиационными и, может быть, механизированными силами, пока противник не подготовился к решительным действиям, на его отмобилизование, сосредоточение
и развертывание для того, чтобы сорвать их, отнести сосредоточение в глубь территории, оттянуть время. ..."


Итак, Кленов сказал следующее.
Вот война с Польшей. Польша зазналась - немцы развернули огромные силы, а поляки прохлопали. С нормальной страной такой номер не пройдет - уважающее себя государство помешает противнику в этом.

Совершенно нормальные действия сил прикрытия границы.
Описаны, скажем, в такой литературе, как Сикорский. "Будущая война. Ее возможности, характер и связанные с ними проблемы обороны страны". Государственное военное издательство наркомата обороны Союза ССР. Москва - 1936.

Поясню, Сикорский - польский генерал.

Теперь посмотрим, как слова Кленова воплощались в планах прикрытия границы.

Заметим, что Кленов сказал, что воздействие может быть "крупными авиационными и МОЖЕТ БЫТЬ мехсилами".

Т.е. мехсилы - необязательный элемент воздействия.

Теперь посмотрим на планы ПРИКРЫТИЯ границы.

===============================

КОВО

http://www.220641.nm.ru/doc/41/05/001.htm
ЗАПИСКА по плану обороны на период
отмобилизования, сосредоточения
и развертывания войск КОВО на 1941 год

I. Задачи обороны

He допустить вторжения как наземного, так и воздушного противника на территорию округа.

Упорной обороной укреплений по линии госграницы прочно прикрыть отмобилизование, сосредоточение и развертывание войск округа. Противовоздушной обороной и действиями авиации обеспечить нормальную работу железных дорог и сосредоточение войск округа. Всеми видами разведки своевременно определить характер сосредоточения и группировку войск противника.

Активными действиями авиации завоевать господство в воздухе и мощными ударами по основным группировкам войск, железнодорожным узлам и мостам нарушить и задержать сосредоточение и развертывание войск противника.

Не допустить сбрасывания и высадки на территории округа воздушных десантов и диверсионных групп противника. При благоприятных условиях всем обороняющимся и резервам армий и округа быть готовыми по указанию Главного Командования к нанесению стремительных ударов для разгрома группировок противника, перенесения боевых действий на его территорию и захвата выгодных рубежей.

Первый перелет и переход государственной границы нашими частями может быть произведен только с разрешения Главного Командования.

======================
ПрибОВО
http://www.220641.nm.ru/doc/41/06/001.htm
План прикрытия территории Прибалтийского Особого военного округа на период мобилизации, сосредоточения и развертывания войск округа.

II. Задачи прикрытия:
а) не допустить вторжения как наземных, так и воздушных сил противника на территорию ПрибОВО;
б) упорной обороной по линии госграницы и рубежу создаваемых укрепленных районов отразить наступление противника и обеспечить отмобилизование, сосредоточение и развертывание войск округа;

в) обороной побережья и островов Даго и Эзель совместно с КБФ не допустить высадки морских десантов противника, действиями маневренных групп и авиации ликвидировать воздушные десанты противника, не допуская прорыва морских сил в Ирбенский пролив и устье Финского залива;

г) противовоздушной обороной и действиями авиации обеспечить бесперебойную работу железных дорог, сосредоточение войск округа и работу складов;

д) завоевать господство в воздухе и ударами по основным железнодорожным узлам, мостам, перегонам, группировкам войск нарушить и задержать сосредоточение и развертывание войск противника;

е) во взаимодействии с погранвойсками ликвидировать бандитские и диверсионные группы и не допустить сбрасывания и высадки на территории округа воздушных десантов противника;

ж) организовать охрану важнейших объектов и восстановление разрушений, которые могут быть произведены авиацией противника;

з) всеми видами разведки своевременно определить характер сосредоточения и группировку войск противника, в первую очередь его мотомеханизированных частей и направление их удара.

======================

Как видим, воздействие, о котором говорил Кленов, применяется во время обороны "на период мобилизации, сосредоточения и развертывания войск округа"


--------------------------------------------------------------------------------

ВС: О характере этого совещания можно судить по короткому обмену репликами. Генерал-лейтенант Ф.Н. Ремизов, командующий войсками Орловского военного округа, начинает свое выступление обращением к народному комиссару обороны Маршалу Советского Союза С.К. Тимошенко:

"Товарищ Народный комиссар обороны, современную оборону мы понимаем прежде всего..

С.К. Тимошенко: Мы говорим не об обороне." ("Накануне войны. Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940". Москва. Терра. 1993. Стр. 170)


МГ: Замечание Тимошенко было совершенно правильным.
В совещании было несколько секций. В том числе доклады тт. Жукова и Тюленева о наступательной и оборонительной операциях, соответственно.

Сначала выступал Жуков. Начались прения по поводу наступательной операции. Выступили - тт. Кленов, Романенко, Штерн, Голиков, Кузнецов. Все по теме - наступательная операция.

И тут вдруг появляется Романенко и говорит: "Товарищ Народный комиссар обороны, современную оборону мы понимаем прежде всего.. ". На что Тимошенко дал реплику - "Мы говорим не об обороне...".

Тем не менее Ф.Н. Ремезов продолжил: "Я начинаю с обороны". И продложил свое выступление в прениях по обсуждению доклада о наступательной операции.


--------------------------------------------------------------------------------

ВС: Наоборот, целесообразность нанесения контрударов активно отрицалась. Выступает командующий войсками Уральского военного округа генерал-лейтенант Ф.А. Ершаков: "Я не согласен с контратакой и с контрударом". ("Накануне войны. Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940". Стр. 334)

МГ: Вот более полная цитата.

"Относительно боевого охранения. Боевое охранение я считаю то, которое у нас имеется по Полевому уставу и уставу боевой службы. Его задача установить направление движения противника, задержать мелкие части и заставить развернуть головные части. Я считаю такой пример, когда один взвод у Хасана задержал два батальона японцев на местности...
Но нельзя каждый раз брать, что 2 взвода задержат наступление батальона. Все же я считаю, нам нужно будет до двух стрелковых рот иметь в боевом охранении. И опять их задача - не переходить в контратаку и атаку. Их задача не дать противнику производить зазграждения, не дать противику подготовить плацдарм для наступления. Я не согласен с контратакой и контрударом"

Ершаков обсуждает задачи боевого охранения и против того, чтобы боевое охранение наносило контратаки и контрудары.

Думаю ясно, что к способу обороны страны действия боевого охранения из двух стрелковых рот не имеет отношения.



--------------------------------------------------------------------------------

ВС: В те времена по советским уставам полоса обороны дивизии - 8-12 километров.

МГ: А вот что Суворов писал ранее, в Ледоколе, глава 26.

Когда из тыла подойдут войска внутренних округов, - Павлов посмотрел на Тюленева, - когда в полосе вашей армии будет достигнута плотность - семь с половиной километров на дивизию, тогда можно будет двигаться вперед и не сомневаться в успехе. Плотность войск "семь с половиной километров на дивизию", которую используют советские генералы, - это стандарт для наступления. В то же время для оборонительных действий дивизии давалась полоса местности в три-четыре раза большая.



--------------------------------------------------------------------------------

ВС: Выступающие на совещании единогласно выступают за расширение полосы обороны. Уж слишком высокая плотность войск в обороне получается. Зачем так много войск ставить в оборону, обрекая их на бездеятельность? Дать дивизии полосу обороны в 30 километров! Дать ей 40! А высвободившиеся войска бросить в наступление!

МГ: Цитат и страниц тут Суворов не приводит, поэтому обсужать не будем, а процитируем фрагмент из ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ речи С.К. Тимошенко

"Возможным фронтом в условиях позиционной обороны надо считать
-для стрелковой дивизии 6-8-10 км и на второстепенных направлениях 12-16 км;
- для стрелкового корпуса (три сд) 20-25 км;
- для армии (10-12 сд) 80-100 км"




--------------------------------------------------------------------------------


ВС: Ага! Значит все-таки рассматривали вопросы обороны!

Да. Рассматривали. Вот что Тюленев сказал в докладе: "Мы не имеем современной обоснованной теории обороны".

И это чистая правда. Советская военная мысль до декабря 1940 года этими вопросами обороны не занималась.

МГ: Чистая правда. Но не вся. Вот что сказал Тюленев.

"Ни в нашей, ни в ЗАГРАНИЧНОЙ военной литературе нет полного изданного труда, в котором были бы изложены основы оборонительных действия в оперативном масштабе, в масштабе, скажем, армейской операции"

Итак, "правда" в том, что "МИРОВАЯ военная мысль до декабря 1940 года этими вопросами обороны не занималась".

СССР был пионером в этом вопросе.



От Глеб Бараев
К Максим Гераськин (05.04.2002 12:08:39)
Дата 05.04.2002 18:04:28

Re: Еще одна...

>Ройтман обещал форварднуть Резуну;)

Обходитесь без посредника.Пишите Резуну на ledokol41@aol.com


С уважением, Глеб Бараев
http://rkka.ru