От KAO
К А.Никольский
Дата 11.06.2014 01:07:05
Рубрики Современность;

Re: Снежнянский машиностроительный...

Там по ссылке укро-патриоты надрываются, что и нашим самолётным движкам для Т-50 конец без этого завода. Разве по движкам "Сатурна" они не отвязались от всего, что можно? Для сушек, например?

От badger
К KAO (11.06.2014 01:07:05)
Дата 11.06.2014 10:08:58

Re: Снежнянский машиностроительный...

>Разве по движкам "Сатурна" они не отвязались от всего, что можно? Для сушек, например?

1) Рыбинский, Уфимский, Пермский, Казанский - все основные двигательные заводы имеют свои производства лопаток для турбин авиадвигателей, по понятным причинам, так что "завязки" никогда и не было, как таковой...


2) Производство лопаток настолько тонкая весчь что:

Сергей Борисович Иванов как раз и приехал, чтобы разобраться, каков сегодняшний статус программы и адекватно ли нынешнее руководство предприятия. Насколько я понял, он убедился в наших возможностях. Мы представили ему те цифры, которые сегодня есть, откровенно рассказали о минусах и проблемах, вплоть до технических вопросов и наиболее узких мест: лопатки первой, второй и третьей ступеней компрессора низкого давления. Действительно, их выход у нас слабый, и мы заказали у французов 20 комплектов, которых должно хватить до тех пор, пока мы начнем их делать самостоятельно в необходимых объемах.

- А в чем проблема с лопатками?

- В том, что никто никогда не работал в России с западным материалом для изготовления монокристаллической рабочей лопатки турбины низкого давления. SaM146 - это ведь гражданский двигатель пятого поколения. Отечественный материал ЖС не предусматривает такой конфигурации лопатки - на SaM146 она очень тонкая и высокая, таких огромных температур в холодной части двигателя - гораздо больше тысячи градусов. Кроме того, он не сертифицирован по международным стандартам. Соответственно нам пришлось работать с западным материалом, для этого нужно строго соблюдать технологию, просто-напросто заново учиться. Ведь такая лопатка не льется, а выращивается. Я бы не хотел открывать наших секретов, но это действительно очень сложное дело. Лопатка монокристаллическая, с фиксированной макроструктурой. То есть основная проблема, которая сегодня существует, - технологическая. В ходе изготовления лопаток произошло несоблюдение температурного режима и "ушло" качество. Также несколько изменилась конструкция двигателя, приходилось кое-что переделывать. Это нормально для процесса испытаний. Но сейчас мы пришли к тому, что конструкцию замораживаем.


http://www.militaryparitet.com/teletype/data/ic_teletype/7254/


При том что технологию изготовления лопаток выращиванием монокристала у нас и создали, в своё время:

http://www.nkj.ru/archive/articles/10706/

Просто поменяли материал и "пришлось учится заново" ...

А в авиадвигателе, например ПС-90А - таких лопаток 3600 суммарно во всех контурах... И разрушение любой с высокой вероятностью ведёт к катастрофическим последствиям для двигателя...
Это к вопросу какой должна быть стабильность качества изготовления...

http://www.avid.ru/pr/other/aviadv/ib7a/lopatka/

От KAO
К badger (11.06.2014 10:08:58)
Дата 11.06.2014 11:32:20

Re: Снежнянский машиностроительный...

Мда, внушаить! Я не знал, про выращивание монокристаллом. Думал, это только в электронике так. А тут как бы не покруче в некоторых смыслах. Спасибо! Век живи, век учись.

От badger
К badger (11.06.2014 10:08:58)
Дата 11.06.2014 10:14:59

Re: Снежнянский машиностроительный...

>все основные двигательные заводы имеют свои производства лопаток для турбин авиадвигателей, по понятным причинам, так что "завязки" никогда и не было, как таковой...

В принципе можно сказать что иначе оно не могло быть - лопатки являются критической частью двигателя и любой завод, получающий их с "чужого" производства автоматически оказывался бы в положении "бедного родственника" - с завалами сроков поставок, качества и нежеланием вносить изменения в конструкцию/технологию изготовления, в пользу "родного" завода... Так что, в советских по крайней мере, условиях, иметь своё производство лопаток было абсолютно неизбежно для двигательного завода.

От vavilon
К badger (11.06.2014 10:14:59)
Дата 11.06.2014 10:42:38

а сейчас идея с "центрами компетенции" в ОДК заглохла?

>В принципе можно сказать что иначе оно не могло быть - лопатки являются критической частью двигателя и любой завод, получающий их с "чужого" производства автоматически оказывался бы в положении "бедного родственника" - с завалами сроков поставок, качества и нежеланием вносить изменения в конструкцию/технологию изготовления, в пользу "родного" завода... Так что, в советских по крайней мере, условиях, иметь своё производство лопаток было абсолютно неизбежно для двигательного завода.

Два года назад на московском "Салюте" и еще где-то мне рассказывали о замысле нового руководства ОДК создать на базе моторостроительных заводов узкоспециализированные центры по выпуску лопаток, моноколес т.д.
Сами заводчане относились к этому крайне скептически. В принципе, это копирование пути Airbus.

От Alexeich
К vavilon (11.06.2014 10:42:38)
Дата 11.06.2014 13:30:03

Re: в пандан

>Два года назад на московском "Салюте" и еще где-то мне рассказывали о замысле нового руководства ОДК создать на базе моторостроительных заводов узкоспециализированные центры по выпуску лопаток, моноколес т.д.
>Сами заводчане относились к этому крайне скептически. В принципе, это копирование пути Airbus.


Собс-но вот что от "Салюта" уже отпочковалось:

http://www.satiz.ru/

От vavilon
К Alexeich (11.06.2014 13:30:03)
Дата 11.06.2014 14:25:59

:) только от "Сатурна", а не "Салюта"

Надо будет заглянуть на их стенд.

От Андрей Чистяков
К vavilon (11.06.2014 10:42:38)
Дата 11.06.2014 12:15:24

Ре: а сейчас...

Здравствуйте,

>Сами заводчане относились к этому крайне скептически. В принципе, это копирование пути Аирбус.

"Путь" Эрбаса, насколько я знаю, опирается на сотни, если не на тысячи малых предприятий по всей Западной Европе, в частности в той же Тулузе, где часто придумываются, а нередко и изготавливаются разного рода авиа-космические фенечки. Т.е. супер-пупер-централизации тысяч работающих в нескольких гигантских мега-цехах нет и в помине.

Но логистика и "коммуникации", да, должны быть на высоте.

Всего хорошего, Андрей.

От vavilon
К Андрей Чистяков (11.06.2014 12:15:24)
Дата 11.06.2014 14:32:14

Ре: а сейчас...

>"Путь" Эрбаса, насколько я знаю, опирается на сотни, если не на тысячи малых предприятий по всей Западной Европе, в частности в той же Тулузе, где часто придумываются, а нередко и изготавливаются разного рода авиа-космические фенечки. Т.е. супер-пупер-централизации тысяч работающих в нескольких гигантских мега-цехах нет и в помине.

Как мне объяснял зам. гл. технолога "Иркута", когда в Эрбас слили массу утопающих авиапроизводств Франции, Германии, Италии, им жестко нарезали области деятельности.
"Вы раньше делали самолет целиком, а теперь будете делать только среднюю часть крыла. Совершенствуйте процессы, оптимизируйте парк оборудования, работайте с поставщиками - как хотите. От вас требуется только этот узел, для разных самолетов"

Возможно, это и не соответствует действительности.

От Андрей Чистяков
К vavilon (11.06.2014 14:32:14)
Дата 11.06.2014 15:54:46

Я писал несколько о другом. А это тогда могло быть и правдой, пусть и (+)

Здравствуйте,

окарикатуренно: избыток мощностей убирали, ввели полномасштабный аутсортинг, повысили специализацию и рентабельность отдельных производств и пр.

Но такого, чтобы создали очень крупное и узкоспециализированное пр-во чего-либо, я что-то и не припомню. Впрочем, я не работаю в аэрокосмической области, так, любитель. :-)

Всего хорошего, Андрей.

От Alexeich
К vavilon (11.06.2014 10:42:38)
Дата 11.06.2014 11:58:27

Re: а сейчас...

>Два года назад на московском "Салюте" и еще где-то мне рассказывали о замысле нового руководства ОДК создать на базе моторостроительных заводов узкоспециализированные центры по выпуску лопаток, моноколес т.д.
>Сами заводчане относились к этому крайне скептически. В принципе, это копирование пути Airbus.

Повсеместное стремление к оптимизации расходов ценой суперцентрализации высокотехнологичных производств хорошо работает пока что-то не пойдет "не так", неважно, по экономическим или политическим причинам. Когда жареный петух клюет, приходится хвататься за голову и заливать пробоину в технологическом цикле дензнаками, что может обойтись гораздо дороже "самодельщины" и дублирования. На своей шкуре я это проходил, когда внешний поставщик запорол целый цикл работ (к счастью, был свой инженер, который "на коленке" что-то там кроил - он и спас). Это как в природе - видовое разнообразие повышает выживаемость экосистемы в нестабильных условиях, хотя и снижает продуктивность в стабильных (известный парадокс - продуктивность арктических морей в смысле улова рыбы равна продуктивности тропических морей).

Показателен подход Японии, которая десятилетиями поддерживала архаическую структуру вертикально интегрированных компаний, в значительной степени автономных в смыле высокотехнологических разработок: от лицензий до содержания "излишнего" инженерного штата. Этот подход супскается сверху вниз до самых низвоых подразделений. Например, я абсолютно не мог понять, нафига в нашем токийском отделе числом 10 чел. разрабатываются две совершенно параллельные по функционалу (но исльно различающихся по подходу к конструированию) системы. Прозрение наступило в тот момент, когда одну из разработок запретили к экспорту в Россию и Китай на основании закона об экспортных ограничениях технологий двойного назначения (чего никто не ожидал, тащемта, юрист до нашего низвового научно-мазутного звена редко добирался :) ), а от второй отказались силы самообороны, т.к. она была "недостаточно крута" и недостаточно юзер френдли для зеленых человечков, в то время как вопрос гораздо бОльшей стоимости (примерно в 5 раз дороже) их не волновал. Это несколько приблизило меня к пониманию. почему японская экономика, которая по всем неолиберальным канонам должна накрыться медным тазом, неплохо себя чувствует :)

От U235
К KAO (11.06.2014 01:07:05)
Дата 11.06.2014 07:15:56

У укропатриотов как всегда...

...с патриотизмом куда лучше, чем со знаниями:

Технологические возможности НПО Сатурн обеспечивают полный цикл изготовления лопаток ГТД (авиационные двигатели, промышленные газовые турбины, другие лопаточные машины) широкой номенклатуры из российских и западных материалов в соответствии с требованиями национальных и международных стандартов качества.
http://www.npo-saturn.ru/?sat=108

"Сатурн" всегда сам для своих двигателей лопатки делал. Снежнянский завод критичен только для Мотор-Сичи.

От KAO
К U235 (11.06.2014 07:15:56)
Дата 11.06.2014 11:33:51

Re: У укропатриотов

А вот просто интересно, территориального разнесения там нет как у "Мотор-Сич"? Или всё в одном месте?