От Пауль
К All
Дата 25.11.2013 22:19:57
Рубрики WWII; 1917-1939;

Расход горючего Красной Армией в кампаниях, операциях и за разные периоды ВОВ.

Ув. Алтын приводил в своём ЖЖ данные по теме, но с неясным источником происхождения
http://altyn73.livejournal.com/455243.html

Сейчас у меня появилась возможность добавить к этому из отчёта "Из итогов работы тыла в период Великой Отечественной войны" (26 июня 1946 г.)

Сравнительный расход ГСМ по кампаниям (в тысячах тонн):
Кампании                  Всего     В том числе
                                    авиабензины

Хасанская                    8,5          3,1
Халхин-Гольская             86,7         30,6
Польская                    73,5         13,2
Финская                    215,1         57,6
Великая Отечественная   13 358,7      4 481,4
война 1941-1945 гг.
Японская                   180,0         49,3
Расход основных видов ГСМ во время ВОВ по сортам (в тысячах тонн):
Высокооктановые авиабензины    2 998,4
Низкооктановые авиабензины     1 483,0
Автомобильный бензин           5 750,1
Дизельное топливо                911,1
Керосин и лигроин              1 103,9
Авиамасла                        325,7
Автотракторные масла             370,7
Прочие продукты (нефть, мазут    415,8
спирты, Р-9, Р-20)
Итого                         13 358,7

Годы                Расход за год  Средне-месячный расход

1941 (с 22 июня)      1 679,5              266,6
1942                  2 662,1              221,8
1943                  3 261,1              271,8
1944                  3 846,3              320,5
1945 (за 5 месяцев)   1 909,7              381,9
За все время войны   13 358,7              282,4
Расход основных сортов горючего по отдельным операциям Красной Армии:
Операции                           Высокооктановые           Автобензин              Дизтопливо
                                     авиабензины
                                Всего тонн  Среднемес.  Всего тонн  Среднемес.  Всего тонн  Среднемес.
                                             расход в                расход в                расход в
                                            заправках               заправках               заправках

Зимнее наступление под Москвой    30 315       17,9      133 692        9,7        7 719        3,3
(декабрь 1941 - февраль 1942)
Сталинградская операция           48 099        7,4      158 094        6,4       23 910        3,7
(ноябрь 1942 - февраль 1943)
Летнее наступление 1943 г.       125 883       10,9      317 338        6,4       43 972        2,3
(июль - октябрь 1943 г.)
Летнее наступление в Белоруссии   74 682        9,0      190 513        7,6       22 241        2,9
(июль - август 1944 г.)
Ясско-Кишиневская операция        17 655        5,8       67 622        6,1       11 355        2,8
(август - октябрь 1944 г.)
Зимнее наступление в Польше и    151 841        7,2      461 010        5,9       70 764        2,7
Германии (январь - май 1945 г.)
Среднемесячный расход ГСМ за различные периоды войны (в тысячах тонн):
за 1941 год                   - 266,6
за январь - июль 1942 г.      - 233,3
за август 1942 - май 1943 г.  - 220,7
за июнь 1943 - май 1944 г.    - 289,0
за июль - декабрь 1944 г.     - 351,6
за январь - май 1945 г.       - 381,9
в том числе за апрель 1945 г. - 439,1

Источник - Русский архив: Великая Отечественная. Тыл Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Документы и материалы. Т. 25 (14). М., 1998. С. 690-692.

С уважением, Пауль.

От Исаев Алексей
К Пауль (25.11.2013 22:19:57)
Дата 27.11.2013 23:36:24

Лето 1943 г. и тут рекордсмен

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

С рекордом, побитым только в 1945 г. Интересно, какую тут роль сыграл период затишья? Накопили горючее, которое потом можно было сжечь?

С уважением, Алексей Исаев

От Пауль
К Исаев Алексей (27.11.2013 23:36:24)
Дата 28.11.2013 06:02:19

Рекордсмен по расходу?

>Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

>С рекордом, побитым только в 1945 г.

Так это в ряде операций, по среднемесячному расходу идёт стабильный рост после минимума 42/43 г.

>Интересно, какую тут роль сыграл период затишья? Накопили горючее, которое потом можно было сжечь?

Как пишут в отчёте: "В целях экономного расходования ресурсов горючего, с августа 1942 года фронтам и округам стали устанавливаться "лимиты расхода". Это привело к значительному упорядочению планирования расхода горючего и к более рациональному и экономному его расходованию, что подтверждается систематическим снижением средне-месячного расхода горючего...
Такое снижение средне-месячного расхода горючего происходило в условиях роста веса заправки действующей армии (в тоннах):

Сорта горючего               На 1 января 1942  На 1 августа 1942  На 1 мая 1943

Высокооктановые авиабензины       1 567             2 641            3 389
Низкооктановые авиабензины        1 363             2 362            2 193
Дизтопливо                        1 874             3 301            4 760
Автобензин                        9 974            12 228           14 467
В дальнейшем, рост технического оснащения Красной Армии, размах и темпы операций и увеличение путей подвоза в процессе операции - вызвали увеличение расхода горючего. Увеличился вес заправки ГСМ действующей армии (в тоннах):
Сорта горючего               На 1 июня 1944  На 1 мая 1943

Высокооктановые авиабензины       5 544          6 420            
Дизтопливо                        5 293          7 872
Автобензин                       19 087         27 096
Там же. С. 691.

>С уважением, Алексей Исаев
С уважением, Пауль.

От zero1975
К Пауль (25.11.2013 22:19:57)
Дата 27.11.2013 00:00:41

К недавней дискуссии

Огромное спасибо!
Возникает вопрос: чего стоили планы, приведённые А.Мелией:
Он указывает потребность армии в дизтопливе на 1941 год - 1,68 млн. тонн при плане поставок для НКО и НКВМФ - 752,4 тыс. тонн (ещё 473,6 тыс. тонн - народному хоз-ву).

Смотрим на реальность:

>Расход основных видов ГСМ во время ВОВ по сортам (в тысячах тонн):
>Высокооктановые авиабензины    2 998,4
>Низкооктановые авиабензины     1 483,0
>Автомобильный бензин           5 750,1
>Дизельное топливо                911,1
>Керосин и лигроин              1 103,9
>Авиамасла                        325,7
>Автотракторные масла             370,7
>Прочие продукты (нефть, мазут    415,8
>спирты, Р-9, Р-20)
>Итого                         13 358,7


Я правильно понял, что расход дизтоплива за всю войну - лишь на 17,5% меньше поставок, запланированных для армии на 1941 год и в 1,85 раза выше "хотелок", приведённых у Мелия?
Как то уж очень круто получается - даже если приведены расходы только действующей армии.

От Пауль
К zero1975 (27.11.2013 00:00:41)
Дата 27.11.2013 05:40:48

Re: К недавней...

>Как то уж очень круто получается - даже если приведены расходы только действующей армии.

Это расходы всей Красной Армии без, видимо, флота.

С уважением, Пауль.

От zero1975
К Пауль (27.11.2013 05:40:48)
Дата 27.11.2013 20:29:54

Спасибо!

>>Как то уж очень круто получается - даже если приведены расходы только действующей армии.

>Это расходы всей Красной Армии без, видимо, флота.

Адекватность планирования впечатляет.

От park~er
К Пауль (25.11.2013 22:19:57)
Дата 26.11.2013 17:42:52

Re: Расход горючего...

>
>Великая Отечественная 13 358,7

При том, что сейчас столько одна Москва и Московская область за 16 месяцев съедают

От Алтын
К Пауль (25.11.2013 22:19:57)
Дата 26.11.2013 12:29:54

Спасибо! Теперь логично получилось, без загадок. (-)


От Андрей Чистяков
К Пауль (25.11.2013 22:19:57)
Дата 26.11.2013 01:17:53

Спасибо, интересно. (+)

Здравствуйте,

И занятно: оказывается, что в ВОВ многие-многие тысячи дизельных таньчиков и САУ дизеля того сожгли не только многократно меньше, чем автомобили бензина, но и едва ли не вдвое меньше, чем самолёты авиабензина. Никогда бы не подумал.

Всего хорошего, Андрей.

От zero1975
К Андрей Чистяков (26.11.2013 01:17:53)
Дата 27.11.2013 00:05:57

Недавно обсуждали

>И занятно: оказывается, что в ВОВ многие-многие тысячи дизельных таньчиков и САУ дизеля того сожгли не только многократно меньше, чем автомобили бензина, но и едва ли не вдвое меньше, чем самолёты авиабензина.

Недавно обсуждали:
https://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/2534/2534429.htm

Судя по нормам расхода, которые приведены у А.Мелия и по парку тракторов, в начале войны основными потребителями дизтоплива в армии были трактора С-65.
Правда, у Мелия многие цифры не вяжутся, да и количество тракторов С-65 приведено фантастическое, но даже если брать реальные цифры - трактора должны быть существенным потребителем:
На 1 января в артиллерийских частях было 7170 тракторов, из них 997 требовало среднего и капитального ремонта. Разумеется, в начале войны их потери были велики, да и производство прекратилось в ноябре, но благодаря мобилизация из народного хозяйства (плюс произведено за 1941 год 3099 тракторов), на 1 сентября 1942 года в вооружённых силах имелось 10415 тракторов С-65. (Кириндас, Техника и вооружение №6, 2013 г.)

Да, я про С-2 забыл, но их было изготовлено 1275 штук.

От генерал Чарнота
К Андрей Чистяков (26.11.2013 01:17:53)
Дата 26.11.2013 11:11:52

Re: Спасибо, интересно.

(приветственно подтягивает свежекупленные штаны)

>И занятно: оказывается, что в ВОВ многие-многие тысячи дизельных таньчиков и САУ дизеля того сожгли не только многократно меньше, чем автомобили бензина, но и едва ли не вдвое меньше, чем самолёты авиабензина.

А лигроин в них порой не лили?

От kegres
К генерал Чарнота (26.11.2013 11:11:52)
Дата 26.11.2013 12:14:10

Re: Спасибо, интересно.


>А лигроин в них порой не лили?


Уверен что не лили. Керосин с маслом и бензином - бывало.
А лигроин - сугубо тракторное топливо. Для Сталинца и прочих молотилок-эскаваторов

От Дмитрий Козырев
К Андрей Чистяков (26.11.2013 01:17:53)
Дата 26.11.2013 09:46:10

Re: Спасибо, интересно.

>И занятно: оказывается, что в ВОВ многие-многие тысячи дизельных таньчиков и САУ дизеля того сожгли не только многократно меньше, чем автомобили бензина, но и едва ли не вдвое меньше, чем самолёты авиабензина. Никогда бы не подумал.

Танков одновремено в строю 10-15 тыс и они активно эксплуатируются только в периоды операций.
Автомобилей одновременно в строю 200-300 тыс и они эксплуатируются всегда.

От Андрей Чистяков
К Дмитрий Козырев (26.11.2013 09:46:10)
Дата 26.11.2013 12:21:57

Автомобили меня как раз не смутили, это нормально. (+)

Здравствуйте,

>Танков одновремено в строю 10-15 тыс и они активно эксплуатируются только в периоды операций.

Самолётов ещё меньше, но расход топлива у них, как показывают цифры в стартовом топике, много больше.

Всего хорошего, Андрей.

От Пауль
К Андрей Чистяков (26.11.2013 12:21:57)
Дата 26.11.2013 13:46:53

Re: Автомобили меня...

>Здравствуйте,

>>Танков одновремено в строю 10-15 тыс и они активно эксплуатируются только в периоды операций.
>
>Самолётов ещё меньше,

Тут у вас ошибка. Если посмотреть БЧС на разные даты, то в действующей армии боевых самолётов больше чем танков, иной раз в два раза.

>Всего хорошего, Андрей.
С уважением, Пауль.

От Андрей Чистяков
К Пауль (26.11.2013 13:46:53)
Дата 26.11.2013 14:28:40

И действительно. (+)

Здравствуйте,

>Тут у вас ошибка. Если посмотреть БЧС на разные даты, то в действующей армии боевых самолётов больше чем танков, иной раз в два раза.

Посмотрел годовые брутто-цифры в соотв. табличках в Кривошееве и понял, что был неправ. Если в начале войны был примерный паритет при некотором "лидерстве" танков, то к концу войны, да, самолётов едва ли не вдвое больше. Pardon.

Всего хорошего, Андрей.

От марат
К Андрей Чистяков (26.11.2013 01:17:53)
Дата 26.11.2013 09:40:03

Re: Спасибо, интересно.

>Здравствуйте,

>И занятно: оказывается, что в ВОВ многие-многие тысячи дизельных таньчиков и САУ дизеля того сожгли не только многократно меньше, чем автомобили бензина, но и едва ли не вдвое меньше, чем самолёты авиабензина. Никогда бы не подумал.
Дизельных танков и сау меньше чем самолетов было(тысяч 50 танков за войну). И жрет самолет больше бензина за вылет - 2 часа и 300-500 кг нет. А бомбардировщики еще больше. А танк на 600 литрах день проездить может.

С уважением, Марат

От SadStar3
К Андрей Чистяков (26.11.2013 01:17:53)
Дата 26.11.2013 02:26:35

Тяжелых фракций непропорционально мало. Или они шли в нар.хоз? (-)


От BIGMAN
К Пауль (25.11.2013 22:19:57)
Дата 25.11.2013 23:50:32

Re: Расход горючего Красной Армией

Вам знакома работа Миренкова "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве" ?

Это я на всякий случай. :D

От Пауль
К BIGMAN (25.11.2013 23:50:32)
Дата 26.11.2013 05:38:17

Не читал. (-)


От BIGMAN
К Пауль (26.11.2013 05:38:17)
Дата 26.11.2013 17:12:45

Посмотрите - там много статистики из закрытых ведомственных изданий.

В т.ч. и по топливу.