От mes
К Дмитрий Козырев
Дата 27.11.2013 18:46:02
Рубрики WWII; ВВС;

Какой-то странный кульбит произошел с Ли-2 в 42-м

http://www.airpages.ru/ru/li2bp.shtml
"Но к началу 1940-х гг. уже накопленный опыт военных кампаний привел ВВС к необходимости иметь собственную транспортную авиацию, со специальной техникой и экипажами, подготовленными для переброски войск и воздушных десантов. Однако нехватка современных самолетов позволила реализовать эту идею лишь в 1942 г.
Формировались два полка — 101-й и 102-й, со штатом 20 ПС-84 в каждом. Их объединили в 1-ю транспортную авиадивизию. Командовала ею женщина — известная летчица B.C. Гризодубова. 22 апреля 1942 г. первые два экипажа дивизии совершили рейд к партизанам. Но уже в июле 1942 г. дивизию сочли необходимым передать в АДД."

Похоже на какие-то межведомственные игры.
Интересно какова была эффективность этого эрзац-бомбера? Внешний бомбовый прицел и процедура прицеливания с высовыванием головы штурмана наружу как бы намекают, что невысокая. Вывалить то 30 тыс тонн можно но в куда?

От ZhekaB
К mes (27.11.2013 18:46:02)
Дата 28.11.2013 18:51:29

Re: Какой-то странный...

>Интересно какова была эффективность этого эрзац-бомбера? Внешний бомбовый прицел и процедура прицеливания с высовыванием головы штурмана наружу как бы намекают, что невысокая. Вывалить то 30 тыс тонн можно но в куда?
С 1942-го на них ставили нормальный НКПБ-7, который до сих пор дожил на бюджетных бомберах (Ан-26 например).
Бомбер как бомбер, нагрузка, дальность нормальная. Как тяжелый дальний самолет передали в АДД, где как и другие тяжелые дальние самолеты использовался для решения транспортных задач. Грузы партизанам и десантам и они, и черноморские торпедоносцы доинаково таскали. Можно конечно Ли-2 было оставить в "транспортной дивизии" из 40 самолетов и что? Носится как с писанной торбой по всему союзу? 100 транспортных Ли-2 на ВВС - это практически ни о чем. Для нормального использования транспортной авиации она в кол-ве одной такой дивизии должна быть на каждом фронте и еще 4-5
таких дивизий иметь в подчинении ставка. И не факт, что во время обороны Севастополя эти Ли-2 стояли на земле или летали на бомбардировку, а не возили грузы в тот же Ленинград.
У немцев на 22.06 на каждую ГА было по транспортной эскадре. Когда надо было, присылали еще. Только демьянский котел 11 транспортных групп (примерно по 40 самолетов) обеспечивало и потеряли больше 200 самолетов. Каждая транспортная или десантная операция - это большие потери. Потери в Голлландии, Крите, Сталинграде - на сотни транспортников. И эти потери немцы восполняли. Выпуск только Ю-52 по 800-900 штук в год.
У нас снабжение по воздуху до 1943-го нечем было организовывать. Только У-2 и бомбардировщики. Применять сотню Ли-2 максимально эффективно - это фантастика - качество без количества. Проблема была в отсутствии массового транспортного самолета. Как и массового дальнего тяжелого бомбардировщика. Надо было менять по 3 м4/М3с/М3л/харрикейна/П-40 на один дуглас или Б-24 :)

От mes
К ZhekaB (28.11.2013 18:51:29)
Дата 01.12.2013 22:16:37

Потом стали делать достаточно.

>У нас снабжение по воздуху до 1943-го нечем было организовывать. Только У-2 и бомбардировщики. Применять сотню Ли-2 максимально эффективно - это фантастика - качество без количества. Проблема была в отсутствии массового транспортного самолета. Как и массового дальнего тяжелого бомбардировщика. Надо было менять по 3 м4/М3с/М3л/харрикейна/П-40 на один дуглас или Б-24 :)

Но они сразу шли в бомберы.
Я думаю Иван прав, проблема не в недостатке Ли-2 а в сложности организации.
Кроме того, к 42-му опытных пилотов тяжей выбили, о чем пишет Голованов.
Мне кажется, что задача доставки груза в тыл врага сложнее задачи по бомбардировке и гораздо опаснее.

От ZaReznik
К mes (01.12.2013 22:16:37)
Дата 01.12.2013 23:48:34

Re: Потом стали...

>>У нас снабжение по воздуху до 1943-го нечем было организовывать. Только У-2 и бомбардировщики. Применять сотню Ли-2 максимально эффективно - это фантастика - качество без количества. Проблема была в отсутствии массового транспортного самолета. Как и массового дальнего тяжелого бомбардировщика. Надо было менять по 3 м4/М3с/М3л/харрикейна/П-40 на один дуглас или Б-24 :)
>
>Но они сразу шли в бомберы.
>Я думаю Иван прав, проблема не в недостатке Ли-2 а в сложности организации.

А откуда ж возьмётся толковый опыт для преодоления этих самых сложностей?
Напомню: первый серийный Ли-2 в Ташкенте построили только лишь в феврале 1942 (казанские можно не учитывать, только время потеряли).
Для сравнения - серийные Ю-52 пошли с 1933 года.

От PK
К mes (27.11.2013 18:46:02)
Дата 27.11.2013 19:14:48

Туда же куда и прочие не-фронтовые, не-пикурующие (+)

... а именно в цель типа "город", ну или на худой конец "ж/д станция".
>Интересно какова была эффективность этого эрзац-бомбера? Внешний бомбовый прицел и процедура прицеливания с высовыванием головы штурмана наружу как бы намекают, что невысокая. Вывалить то 30 тыс тонн можно но в куда?

От mes
К PK (27.11.2013 19:14:48)
Дата 27.11.2013 19:18:18

А фотоконтроль был на Ли-2 ? (-)


От И. Кошкин
К mes (27.11.2013 19:18:18)
Дата 29.11.2013 16:48:24

Какой фотоконтроль при ночных налетах? (-)


От Dr.Agon
К И. Кошкин (29.11.2013 16:48:24)
Дата 29.11.2013 18:22:48

Изучаем первоисточники (+)

"Для проверки боевых донесений экипажей и в целях пропаганды результаты ночных действий АДД контролируются с начала 1943 г. фотографированием.
Значение этого контроля за боевыми действиями подчеркнуто приказом маршала Голованова.
Для целей воздушного фотографирования применяется аэрофотоаппарат АФА-13. Перед съемкой сбрасывается магниевая аэрофотобомба ФОТАБ-40. Эта бомба служит для мгновенного освещения цели, для чего имеет специальную конструкцию. Вес такой бомбы 20 кг. Она разрывается примерно в 600 м от земли и освещает в течение доли секунды район ярко-белым светом.
Такой способ аэрофотосъемки дает благоприятные результаты. Для экипажей она является средством подтверждения своего успеха.
"
(с) Александр Евгеньевич Голованов
Дальняя бомбардировочная...

От ZaReznik
К И. Кошкин (29.11.2013 16:48:24)
Дата 29.11.2013 18:20:34

Обычный. Называется "ночная аэрофотосъемка".

Плюс днём после налёта - этим уже ОДРАПы занимались.