От Вулкан
К All
Дата 26.03.2013 23:06:27
Рубрики 11-19 век; Флот;

Конфузия у острова Авес

Приветствую!

Предисловие.

В конце 1677 года вице-адмирал Флота Леванта Жан д’Эстрэ был послан во вторую подряд экспедицию в Вест-Индию с целью нападения на голландские колонии в Карибском море. На этот раз королевскому флоту должны были помочь флибустьеры с Сан-Доминго, которых обещал нанять губернатор французской части острова Пуансэ (Pouancey). Целью был объявлен остров Кюрасао – главный поставщик голландского сахара в Европу. Согласно плану французские военные корабли должны были выйти из Пти-Гоав, около острова Сент-Кристофер соединиться с флибустьерами (12 малых кораблей с 1200 головорезами) и спуститься к острову Орчила (Orchila) недалеко от побережья современной Венесуэлы, а оттуда идти к Кюрасао.
Далее мы приводим письмо Николя Ле Февра де Мерикура к суперинтенданту флота Жану-Батисту Кольберу, маркизу Сеньелэ с описанием похода на Кюрасао и крушения у острова Авес.

«Описание кораблекрушения у острова Авес, устроенного графом д’Эстрэ (приводится с сокращениями).
Николя де Мерикур, капитан флагманского 68-аушечного "Террибль".
Пти-Гоав,
2 июня 1678 года.

Сир!
Относительно несчастья, постигшего эскадру [Антильских] островов.
Эта потеря слишком велика, чтобы господин граф д’Эстрэ мог это замолчать, хотя он и пытался сделать это. События же проистекали следующим образом:
5 мая 1678 года на рейде острова Сент-Кристофер вице-адмирал заявил, что нанял английского шкипера Джона Донка (John Donce) который хорошо знает маршрут от Пуэрто-Рико до Кюрасао. Разговор мой с Донсом показал, что он мало знает район Карибского моря, хотя, несомненно, дал довольно полные сведения о Кюрасао, сообщив, что город, насчитывающий примерно 200 каменных зданий, прикрыт фортом Синкт-Барнабе, а сама гавань недостаточно просторна и глубока (глубина резко снижается от 30 брассов до 6 брассов в двух лье от форта), и более 18-20 кораблей действовать там не сможет. Но остальную часть острова он не знал совершенно и на вопросы, которые я задавал о высадке, ответить ничего не смог.
Я предложил вице-адмиралу не полагаться на Донса, а нанять кого-нибудь из местных, хорошо знакомых с водами Карибского моря. В ответ д’Эстрэ заявил, что ему не нужны другие штурманы, благо – он сам достаточно владеет кораблевождением, и искусством прокладки курса, а Донс хорошо знает специфику местных вод.
Далее вице-адмиралом были разосланы приказы по эскадре взять курс от Сент-Кристофер к острову Сент-Мэргарит, и далее – к Орчиле. В приказе было отмечено, что ветер благоприятствует плаванию, которое не составит большого труда. На мои робкие замечания о том, что в Карибском море по словам флибустьеров существуют довольно сильные течения, адмирал грубо посоветовал мне не беспокоиться и заняться приведением в готовность корабля.
На следующий день мы увидели землю, и я спросил Донса, что это за острова, в ответ пайлот мялся и говорил что-то нечленораздельное, однако д’Эстрэ грубо прервал меня, и сказал, что все под контролем. Каждое утро он выходил на мостик с астролябией и песочными часами, и многозначительно делал какие-то расчеты, далее вносил какие-то пометки в тетрадь и уходил. Я спросил сеньора Клошетри и шевалье Несмонда, куда мы плывем, на что те только пожали плечами. Они так же не доверяли Донсу и расчетам адмирала.
7 мая 1578 года я поднялся на шканцы и потребовал от адмирала взять на Сент-Мэргарит местных штурманов, знакомых с этими водами. Я говорил об опасности плавания у Антильских островов и берегов Мэйна. Сам я довольно хорошо знал воды Кубы и Мексики, но в южной части Карибов не был никогда. В ответ адмирал накричал на меня и приказал заняться своими прямыми обязаностями, а корсаров перевести из авангарда в арьергард. Списал он мои страхи на недисциплинированность и неграмотность. Бояться нечего, заявил адмирал, он знает, куда мы идем.<…>
На следующий день мы повернули с юга на юго-запад, адмирал приказал поставить все паруса и двигаться без остановки. На совете он заявил, что мы находимся с 20-25 лье к юго-западу от острова Орчила, но ему возразили штурманы с других судов. Каперы вообще попытались доказать, что д'Эстрэ находится восточнее острова Орчила.
11 мая, около 21.00 на головном корабле д’Армонвилля просигналили, что слышали выстрел мушкетов, однако адмирал попросил сменить впередсмотрящих, поскольку по подсчетам Донса и Эстрэ до земли еще слишком далеко. Ровно через три минуты раздался глухой звук, и головной на полных парусах вылетел на мель. За ним следуюший, потом еще и еще. К 21.20 на мели сидели 7 кораблей, 6 фрегатов, и 6 корсарских судов. Остальные корабли смогли повернуть на ветер и обойти место аварии, и тут же обстенили паруса. Они попытались подойти поближе к потерпевшим крушение кораблям и снять их с мели, но это было бесполезно. Высокие волны били в борта, все глубже заталкивая пострадавших на рифы, и расшатывали и ломали корпуса. В результате уцелевшие были вынуждены послать шлюпки, чтобы снять экипажи. <…> Оказалось, что мы вылетели на мель у острова Авес, ошибка по широте составил 50 лье, по долготе – около 30 лье. <…> Спасательные работы длились 2 дня, но в результате мы потеряли 7 линейных кораблей и 2 вспомогательных судна из флота в 12 линейных кораблей, 3 брандера, 2 транспорта и 12 вспомгательных судов; погибло 24 моряка, в основном пьяные, большинство удалось спасти.»

Были потеряны:
Terriblle (68), Tonnant (66), Belliqueux (68), Bourbon (56), Prince (56), Hercule (56), Defenceur (50), Dromadair (36, транспорт), Roi David (24, капер)

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Eddie
К Вулкан (26.03.2013 23:06:27)
Дата 27.03.2013 16:27:43

Re: Конфузия у...

>Приветствую!
>В конце 1677 года вице-адмирал Флота Леванта Жан д’Эстрэ

Только он был вице-адмирал Понана, ЕМНИП

С уважением, Андрей

От Вулкан
К Eddie (27.03.2013 16:27:43)
Дата 27.03.2013 16:39:33

Re: Конфузия у...

Приветствую!
>>Приветствую!
>>В конце 1677 года вице-адмирал Флота Леванта Жан д’Эстрэ
>
>Только он был вице-адмирал Понана, ЕМНИП

Ну а Ponnant как переводится?.)))))

>С уважением, Андрей
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Eddie
К Вулкан (27.03.2013 16:39:33)
Дата 27.03.2013 16:43:18

Re: Конфузия у...

>>>В конце 1677 года вице-адмирал Флота Леванта Жан д’Эстрэ
>>
>>Только он был вице-адмирал Понана, ЕМНИП
>
>Ну а Ponnant как переводится?.)))))

так и переводится, а вы про Левант написали :)

С уважением, Андрей

От Вулкан
К Eddie (27.03.2013 16:43:18)
Дата 27.03.2013 17:07:42

Re: Конфузия у...

Приветствую!
>>>>В конце 1677 года вице-адмирал Флота Леванта Жан д’Эстрэ
>>>
>>>Только он был вице-адмирал Понана, ЕМНИП
>>
>>Ну а Ponnant как переводится?.)))))
>
>так и переводится, а вы про Левант написали :)

Это я ошибся..)))
Он вице-адмирал Океана, то есть Ponant, а был еще вице-адмирал Леванта, Levant.

>С уважением, Андрей
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Akel
К Вулкан (26.03.2013 23:06:27)
Дата 27.03.2013 14:49:41

А кого-нить расстреляли по результатм похода? (-)


От Вулкан
К Akel (27.03.2013 14:49:41)
Дата 27.03.2013 15:10:35

Re: А кого-нить...

Приветствую!
Нет. Племянника Габриэль д'Эстрэ трогать было как-то не с руки. Даже королю.
Все ж таки его тетка весьма четко удовлетворяла Генриха IV, поэтому всему Дому Этрэ жилось припеваючи.
Позже Жан д'Эстрэ даже стал вице-королем Французской Вест-Индии.
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От ttt2
К Вулкан (27.03.2013 15:10:35)
Дата 27.03.2013 16:16:58

Сорри плиз..

>Нет. Племянника Габриэль д'Эстрэ трогать было как-то не с руки. Даже королю.
>Все ж таки его тетка весьма четко удовлетворяла Генриха IV, поэтому всему Дому Этрэ жилось припеваючи.

Какой Генрих IV в 1677?

С уважением

От Вулкан
К ttt2 (27.03.2013 16:16:58)
Дата 27.03.2013 16:37:38

Re: Сорри плиз..

Приветствую!
>>Нет. Племянника Габриэль д'Эстрэ трогать было как-то не с руки. Даже королю.
>>Все ж таки его тетка весьма четко удовлетворяла Генриха IV, поэтому всему Дому Этрэ жилось припеваючи.
>
>Какой Генрих IV в 1677?

Тем не менее родня Габриэли д'Эстрэ жила довольно припеваючи.
Потомство д'Эстрэ - это герцог Бофор, бастрад короля, гранд-адмирал Франции, это Франсуа-Анибал д'Эстрэ, маршал Франции, это Екатерина-Генриетта "мадемуазель де Вандом", графиня де Аркур, и кардинал Сезар д'Эстрэ.
Естественно с такой поддержкой за спиной проблем не должно быть вообще.


>С уважением
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Николай Манвелов
К Вулкан (26.03.2013 23:06:27)
Дата 27.03.2013 09:27:33

Вспоминается посадка "Богатыря" в туман на камни.

Привет
Кол Смелый тогда отличился...
Николай Манвелов

От Моцарт
К Николай Манвелов (27.03.2013 09:27:33)
Дата 27.03.2013 19:13:57

Вспоминается посадка "Магдебурга" в туман на камни.

Кол Смелый тогда не отличился.(кто это?)

Бегло прогуглил, все трещат о сигнальных книгах с этого крейсера, и никто не упомянул разницу в координатах между журнальной и реальной. И отчего оная образовалась.


От Николай Манвелов
К Моцарт (27.03.2013 19:13:57)
Дата 27.03.2013 21:07:19

Карл Смелый - прозвище Иессена. (-)


От dragon.nur
К Вулкан (26.03.2013 23:06:27)
Дата 27.03.2013 08:27:03

Re: Конфузия у...

>мель у острова Авес, ошибка по широте составил 50 лье, по долготе – около 30 лье. <…>
Морской лье (около трёх морских миль)? Т.е. по широте промахнулись на два с половиной градуса, по долготе на полтора? Некисло.
С уважением, Эд

От Моцарт
К dragon.nur (27.03.2013 08:27:03)
Дата 27.03.2013 10:54:09

Re: Конфузия у...

...по долготе на полтора? Некисло.


По тем временам это очень неплохо, но не фартануло. За метод или устройство, позволяющее определять долготу с погрешностью в один градус обещали премию в 115.572.900 современных российских рублей

От Роман (rvb)
К Моцарт (27.03.2013 10:54:09)
Дата 27.03.2013 10:56:59

Но ошибка по широте - "превосходит все ожидания" (-)


От Вулкан
К dragon.nur (27.03.2013 08:27:03)
Дата 27.03.2013 09:29:52

Re: Конфузия у...

Приветствую!
>>мель у острова Авес, ошибка по широте составил 50 лье, по долготе – около 30 лье. <…>
>Морской лье (около трёх морских миль)? Т.е. по широте промахнулись на два с половиной градуса, по долготе на полтора? Некисло.
>С уважением, Эд

Остров Орчила - 11°48′N 66°10′W
Остров Авес - 15°40N 63°36′W
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От dragon.nur
К Вулкан (27.03.2013 09:29:52)
Дата 27.03.2013 10:14:05

Re: Конфузия у...

>Приветствую!
>>>мель у острова Авес, ошибка по широте составил 50 лье, по долготе – около 30 лье. <…>
>>Морской лье (около трёх морских миль)? Т.е. по широте промахнулись на два с половиной градуса, по долготе на полтора? Некисло.
>>С уважением, Эд
>
>Остров Орчила - 11°48′N 66°10′W
>Остров Авес - 15°40N 63°36′W
Спасибо. Я не учёл, что лье "менялся" -- то поздний три стандартные морские мили (1/20 градуса Парижского меридиана).

С уважением, Эд

От Инженер-109
К dragon.nur (27.03.2013 08:27:03)
Дата 27.03.2013 09:19:29

Упоминание о пьяных моряках, позволяет думать, что и "штурман" был пьян...

>Морской лье (около трёх морских миль)? Т.е. по широте промахнулись на два с половиной градуса, по долготе на полтора? Некисло.


...тогда "полтора градуса" как "полтора стакана"....

От SadStar3
К Вулкан (26.03.2013 23:06:27)
Дата 27.03.2013 01:47:06

Кто-нибудь из них знал правильное место? (-)


От Booker
К Вулкан (26.03.2013 23:06:27)
Дата 27.03.2013 00:53:38

Лет за 30 до гибели Шовелла.

Но странно, что и по широте была довольно большая ошибка.
А нет ли какой статистики гибели кораблей из-за ошибок в определении места?

С уважением.

От Llandaff
К Вулкан (26.03.2013 23:06:27)
Дата 27.03.2013 00:43:26

А есть ли подтверждения от иных источников?

А то доклад капитана, потерявшего корабль на мели, может быть несколько предвзятым.

От Kimsky
К Llandaff (27.03.2013 00:43:26)
Дата 27.03.2013 01:14:45

История не столь уж неизвестная, подтверждений хватало.

Что до самого д'Эстре - кто-то из френчевских адмиралов, вроде Давелюи, съязвил, что назвать в его честь корабль - это значит вообще не знать истории французского флота.

От Андрей Чистяков
К Вулкан (26.03.2013 23:06:27)
Дата 26.03.2013 23:39:12

Прям, карикатурная ситуация. :-) Спасибо! (-)