>Как сообщил «Ведомостям» источник в Минобороны, на прошлой неделе были подведены итоги проводившегося с августа тендера на разработку БПЛА двух классов для российской армии. Конкурс на опытно-конструкторскую работу (ОКР) ценой более 2 млрд руб. по созданию аппарата взлетным весом около 1 т выиграла петербургская компания «Транзас», известный разработчик морских и авиационных навигационных систем. Конкурс на научно-исследовательскую работу (НИР) на 1 млрд руб. по созданию большого БПЛА весом до 5 т выиграло казанское предприятие «ОКБ «Сокол», специализирующееся на разработке беспилотных комплексов и мишеней.
Беспилотная авиация принципиально отличается от пилотируемой. Во второй основная часть проблемы управления решена дарвиновской эволюцией, остается только разработать внешнюю оболочку. В БПЛА же приходится "из ничего" создавать искусственный интеллект. Именно управление, т.е. программное обеспечение, является в нем наиболее сложной и критичной подсистемой, с наименьшим заделом и которую недопустимо передоверять никакому Израилю. Всё остальное может быть предметом аутсорсинга.
Поэтому совершенно логично, что головным разработчиком должна быть компания, опытная в создании систем искусственного интеллекта и дистанционного управления. Это действительно трудно и "эксклюзивно".
Тогда как подходящий планер для разведывательного БПЛА может разработать почти любая авиастроительная компания, включая самые мелкие. На данный момент требования к нему относительно невысоки - не нужны ни высокая скорость, ни маневренность, единственно существенным качеством является малозаметность. Но и её обеспечить для небольшого малонагруженного аппарата много легче, чем для Су-35.
Конечно, не факт, что и ТРАНЗАС справится, но шансов у него много больше, чем у давно забросившего беспилотную тему Туполева и малоопытных МиГа-Сухого. Сама их зацикленность на "супер-железе" была бы вредна.