Постарался задать все вопросы, но думаю, что на многие за это время уже ответили Перов и Растренин в своей книге.
Итак, привожу стенограмму беседы:- Многие вопросы по штурмовикам и их применению уже сняты, в связи с выходом книги Перова Растренина "Штурмовик Ил-2", где они и на Вас немного ссылаются, но по некоторым вопросам интересно именно Ваше мнение, ну например, чем контролировались боевые вылеты, какая фотоаппаратура стояла…
- Аааа…Никакой! И прицелов фактически не было. По лаптю. По трассам стреляли. Вобщем, прицельных приспособлений не было на штурмовиках. Штыри ставили, метки на капоте рисовали, это такое…Ну вобщем, приспосабливались, покруче спикируешь, попадешь.
- А фотоаппаратура какая-то была?
- Не было. В исключительных случаях редко, у нас в полку не было. Не было никогда.
- А как же вы докладывали командованию, что вот вы выполнили то или иное задание?
- Ну я же не один лечу, летит группа, ведущий, ведомый. Мы же не за один заход добивались какого-то результата. За несколько заходов, в огне в этом видели.
- А кто-то потом прилетал проверять?
- Тоже не было такого. У нас такого не было.
- Василий Борисович, а Вы штурманом полка были?
- Я был и штурманом полка и инспектором по технике пилотирования дивизии.
- А какие у Вас были обязанности как штурмана полка?
- Чтобы ребята метко бомбили, стреляли, находили цель. Самое трудное - найти цель.
- В книге Перова-Растренина говорится о применении лидеров (Су-2 или Пе-2), которые летели впереди группы штурмовиков значительно выше и обнаружив цель, обозначали ее пикированием или сбрасыванием бомб, по разрывам которых ориентировались штурмовики.
- Ну всякое было…Но без этого мы обходились. Что я еще буду смотреть вверх…я на земле ищу, а тот летит где-то там, отвлекает. Такие лидеры нам помогали здорово в другом. Когда нас разбили, полка нет, грузимся в транспортный самолет и в Куйбышев, где был завод, который выпускал илы. Оттуда летели, но разношерстная публика. Молодыми мы пополнялись, но они не очень крепкие ребята были. И чтобы не потеряли ориентировку впереди шел лидер - "пешка". Они выше нас, идут впереди. На них смотришь, они приведут.
- А сколько времени отводилось на подготовку в авиашколе, в полку?
- Да там не отводилось специального времени. Полеты, какое там время. В перерывах между, если время есть вылетами. Специальной такой дисциплины штурманской подготовки не было. Были практические, вот берем карту, как проложить маршрут, какое время. По линейке рассчитывали.
Вообще в моей книге все рассказано. Там в первых главах есть характеристики ила, как на заводе, как переучивались там, как мы оценивали, как переоценивали, а потом как мы теряли огромное количество самолетов. За два месяца где-то семьдесят самолетов. Вот такое дело. До этого говорили, что "летающий танк", что самый живучий, но самые большие потери были в штурмовой авиации по статистике штаба ВВС. Несмотря на бронирование самолета. Но мы же летали низко, в пекле самом! Видели цели визуально, пикировали на них. Видели трассы, попала или нет в цель. Вспыхнул, значит попал.
- А вот танк как определить, подбит или нет?
- Ну мы сыпали в 43-м ПТАБы.
- Да, а вот говорят, что они были неэффективны, на низкой высоте не раскрывались?
- Да нет, все раскрывалось. Они кумулятивного действия были. Они брали количеством. В двух отсеках лежало штук 400.
- Но а как вы контролировали, попали в танк или нет?
- Ну как, горит, дым идет, значит попал. Мы же работали обычно "с круга", не с одного захода. Летит большая группа, потом над целью ведущий начинает разворот. Все за ним идут, по потле такой. И обычно несколько заходов делали. Отдельно надо сбросить бомбы. В это время РСы пускать нельзя. Для них особый способ прицеливания требовался. 8 штук на одноместном, 4 на двухместном.
До самой земли пикируешь и видишь куда идет трасса и какой там результат. Обычно действовали по колоннам грузовых автомашин. Заходим поперек дороги, каждый выбирает себе цель и снижается. Чем ниже, тем с меньшей дистанции выпустишь очереди, чем больше вероятность попадания. И вот спускаешься пониже, пониже, пониже, нажимаешь на гашетки. Трасса видна. И вдруг вспых, попал в бак и все. И ошметки летят. Все видно.
- А с какой высоты вы начинали давить на гашетку?
- Мы выходили из пикирования на 50 метров. Видели, как в кювете лежат попрятавшиеся немцы. Самая низкая высота примерно была как над вершинами сосен, которые на моем участке. Перед атакой надо высоту набирать. Метров 300-500. Пока спускаешься надо выпустить несколько очередей. А результаты мы видели воочию - огонь и дым.
- А танк вы видели как взрывается?
- Нет, я не видел никогда. Может и взрывались, отчего они взрывались…
- А вас посылали действовать по переднему краю, например уничтожать артиллерийские расчеты?
- Это была наша основная работа! На переднем крае, на поле боя. Говорят вот огневые там точки. Артиллерию очень трудно было найти, они маскировались, врыты в землю.
- А против пехоты в окопах?
- А как же. Видно траншея как идет, можно вдоль траншеи фугануть.
- А какой порядок применения оружия, сначала РСы?
- Сначала от бомб избавиться. Тем более, если взрыватели мгновенного действия. Сотки , 6 штук мы могли максим взять. Если у них взрыватель мгновенного действия, то их надо бросать на высоте метров 300, иначе удар будешь чувствовать снизу-вверх. А если взрыватель замедленного действия, 23 секунды, ВМШ-2, то их сбрасываешь и можно уйти.
- Но ведь враг тоже может отползти за это время.
- Ну пусть ползет. За 23 секунды куда ты отползешь? Сверху сыпяться бомбы. Но мы и не за каждым солдатом бегали, хрен с ним, пусть лежит. Нам главное было подавить огневые точки на переднем крае. И лишить возможность пехоту вести огонь. Они не высовываются из траншей и не могут отражать атаки наших войск.
- А все-таки по кому чаще приходилось работать? По танкам, по пехоте, по тыловым коммуникациям?
- Цели самые разнообразные, на переднем крае самое главное огневые точки. А вот в наступлении, скажем началось наступление из под Орджоникидзе на Тихорецк, на Краснодар. Противник драпал, грузился в вагоны и шпарил. Нам давали задачу охотиться за эшелонами. Видишь, паровоз выпускает пары, по нему и начинаем вести огонь. По паровозу ударил, встал, по вагонгам с боеприпасами, по цистеранам. Переправы тоже наши цели, по понтонам, по постоянным мостам. Колонны противника. У них было много автотраспорта, солдаты в грузовых машинах. По этой колонне и лупи.
- А кто вам все-таки больше всего противодействовал зеники или истребители.
- Я думаю значит так, в первый период войны мне кажется зенитка, а дальше, когда больше стало мессеров у них мы несли большие потери от истребителей. В первый период войны до 43-го года мы вовали на одноместных штурмовиках. Сзади беззащитны совершенно.
- А сзади вроде бы на штурмовике была бронеспинка 12мм?
- Ну и что, 20-мм пушка пробивала спокойно.
- А с какого расстояния?
- А расстояние такое. Вот помню стояли мы в Краснодаре. И там был полк в котором воеваол Покрышкин. И один вот говорит. Мол я зашел сзади бомбардировщику, открываю огонь, а он не горит. Покрышкин его спрашивает " А ты ЗАКЛЕПКИ у противника на крыле видел? А как же ты попадешь раз не видел? Подойди поближе, чтоб заклепки были видны!".
- Т.е. немцы так близко подлетали к вам?
- Очень часто. Обгоняет справа, слева. Лицо человека видно.
- Часто возникают споры о том, что первые пушки, стоявшие на мессершмитах Эрликоны 20-мм не могли пробить 12-мм бронеперегородку Ила. А вот Маузеры могли.
- Нет это не правда, даже Эрликоны пробивали бронеперегородку.
- А вот в мемуарах немцы пишут, что они могли попасть по маслорадиатору и вывести из строя штурмовик.
- Да нет, это анекдот какой-то. Так специально по маслорадиатору бессмысленно. Разве можно попасть в такую маленькую мишень маслорадиатор? Она там в зализе, не торчит. Подходи поближе и бей сзади.
- Часто пишут мол в форточку стреляли.
- Да ну, это ерунда, хреновина…Случайно конечно мог попасть в форточку. Такие случаи были. У Моспанова, у Артемова Феди. Мессер заходил не строго в хвост, а чуть под уголком. И очередь прошла в правую форточку и разнесло приборную доску. Вот так.
- А бензобаки выхлопными газами у вас заполнялись?
- Нет.
- А протектированы были?
- Протектированы.
- Есть такое мнение, что штурмовик с двигателем водяного охлаждения более уязвим, чем с двигателем воздушного охлаждения?
- Конечно, это аксиома.
- А часто у вас были случаи попадания в рубашку охлаждения?
- У меня такое было. Заклинивает двигатель и приходится садиться на вынужденную.
- Говорят, что стрелок был плохо защищен?
- Да, он сидел спиной опираясь о бронеплиту, которая отделяла стрелка от кабины летчика. Если снаряд правее-левее плеча стрелка попадал в эту плиту, вся спина изрешечена осколками. Конечно он беззащитен. Защита у него пулемет. Он должен не сидеть курицей, а прицелиться и не подпускать близко, давать очереди. Подошел истребитель сзади, у него четыре пушки! А тут 12,7 у стрелка "кнутик". Ну и шарахнул немец и поминай как звали этого стрелка…
- А в вашем полку кого больше погибло, стрелков или летчиков?
- Мы часто привозили стрелков убитых или тяжело ранных. Были атаки истребителей, значит привезем или труп или раненого.
- Но стрелки все-таки были нужны?
- Да, конечно же.
- Или все-таки больше истребителей сопровождения нужно было посылать?
- Да, это все теоретически. Мы в первой половине войны 41-42 почти без сопровождения летали. И поэтому несли огромные потери. Одноместные штурмовики были. Истребителей не давали, потому что истребителей ОЧЕНЬ мало было. Истребителей самих пускали на штурмовку.
- Странно, так ведь проще прикрыть свои штурмовики истребителями, снизяться потери штурмовиков, возрастет эффективность?
- Не было истребителей. Мало было. И старенькие эти бипланы привлекали к штурмовкам. Все бросали, чтобы удержать немцев. Они перли как скорый поезд.
- А пилотирование Ила было сложным?
- Нет, он очень был устойчивым.
- Осваивать его было просто?
- Я, например, вылетел без провозных. Он легкий был. Не то что Пе-2, очень сложная машина.
- Пытались механики на месте чинить бронекорпус?
- Чинить? Это редко. Не знаю почему этот вопрос возник, чего это они там напридумывали.
- Вы знаете, вот есть спорный вопрос об отказе пушек ШВАК. В чем была причина?
- Я летал уже с ВЯ. Там редко были задержки. Надежная пушка. Со ШВАКОм не летал.
- Ну а в вашем полку тот же Холобаев летал со ШВАКами? Вы же сами писали?
- Да нее, я такого не писал. Я помню как он Дремлюка расстреливал. Перечитайте еще раз. Про ШВАКи я ничего не писал.
Наш гвардейский полк ПЕРВЫЙ в ВВС получил эти самолеты для войсковых испытаний. ПЕРВЫЙ! А больше вообще не было. По одному, по два самолета в полки посылали. 75 самолетов вылетели на фронт!
- Т.е. до 22 июня в войсках вообще не было этого самолета?
- Ну одиночные были, для показа, для освоения.
- Вы не слышали про 451ШАП и про летчика по фамилии Чеченев.
- Нет не знаю.
Кстати, 29 января Василию Борисовичу ДЕВЯНОСТО ЛЕТ исполнятся!
>- А фотоаппаратура какая-то была?
>- Не было. В исключительных случаях редко, у нас в полку не было. Не было никогда.
Выходит в разных полках по разному, где на всех самолетах, где вообще не было.Интересно по какому принципу ФКП распределялись.
> В это время РСы пускать нельзя. Для них особый способ прицеливания требовался. 8 штук на одноместном, 4 на двухместном.
Опять же, где 16, а где и вообще не было.
>- А танк вы видели как взрывается?
>- Нет, я не видел никогда. Может и взрывались, отчего они взрывались…
Вот и оцени эффективность по танкам.
>- А вот в мемуарах немцы пишут, что они могли попасть по маслорадиатору и вывести из строя штурмовик.
>- Да нет, это анекдот какой-то. Так специально по маслорадиатору бессмысленно. Разве можно попасть в такую маленькую мишень маслорадиатор? Она там в зализе, не торчит. Подходи поближе и бей сзади.
Ну да, так случалось и попадали в маслорадиатор.
>- Чинить? Это редко. Не знаю почему этот вопрос возник, чего это они там напридумывали.
Так все-таки чинили, пусть редко?
>Кстати, 29 января Василию Борисовичу ДЕВЯНОСТО ЛЕТ исполнятся!
ДАЙ БОГ ЕМУ ЗДОРОВЬЯ!!! И еще раз спасибо!
С уважением! Павел.