>По описанному ниже эпизоду всё было несколько иначе :) Самолет заметил вахтенный помощник капитана и обстрелял его из турельного пулемета. Камикадзе (биплан это был) развернулся и "двинул" на танкер. У вахтенного оказались крепкие нервы, стрелял пока не убил атакующего пилота. Самолет упал за танкером, лишь задев антенны. Вахтенный был немедленно арестован и обвинен в уничтожении своего самолета. Освободили после того как подняли самолет и летчика с книжкой. Там в конечной точке маршрута указана была нефтебаза.
>За весь период боевых действий противник не производил воздушных налетов на объекты наших военно-морских баз, кроме одного случая, на котором следует остановиться.
>18 августа в 12 ч 35 мин вахтенным танкера «Таганрог» (стоявшего на рейде в Амурском заливе) был обнаружен самолет на высоте 1500 м, вышедший из облаков со стороны берега залива Амурский по направлению к владивостокской нефтебазе (район населенного пункта Первая речка), с заметными опознавательными японскими знаками. Самолет затем развернулся на 180° и скрылся в облаках.
>Экипаж танкера по тревоге занял боевые посты и изготовил свое оружие к бою (четыре пушки «Эрликон»). Через 2 мин самолет вышел из облаков и стал пикировать и обстреливать из пулеметов танкер. По самолету с танкера был немедленно открыт огонь, но самолет противника, выйдя из пикирования, на высоте 200 м прошел по носу танкера и с резким набором высоты вторично ушел в сторону противоположного берега. Набрав высоту 1500 м, самолет снова вошел в пикирование для обстрела танкера. Тогда все четыре поста открыли заградительный огонь. В результате прямого попадания стекла кабины пилота посыпались на палубу, самолет загорелся, зацепил за радиоантенну танкера и рухнул в воду.
>В этом эпизоде характерно то, что ни одна батарея зенитной артиллерии по самолету противника огня не вела, а патрулирующих самолетов-истребителей над Владивостоком не было. Это говорит о самоуспокоенности и о понижении боевой готовности сил и средств системы ПВО главной базы флота в условиях, когда противник бездействовал.
>В процессе продолжительной подготовки к войне с Японией, а также и в ходе войны в системе ПВО флота был ряд и других недостатков, которые отражались на организации и боевой деятельности войск ПВО.
>"Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечнственной войне Советского Союза 1941-1945 гг.; Часть IV (ВВС ТОФ в ВОВ); ВИ МО СССР; 1963 г."
>
>Обломки и прочие доки должны вроде хранится в музее флота (гражданского), но он с 92 г. закрыт напрочь.
Е:
Инцидент с танкером "Таганрог" хорошо известен, но он произошел, по разным данным, с 12 до 15 часов по Владивостоку 18 августа. Атаковал его, кстати, не биплан, а двухмоторный самолет (предположительно, Ки.45 "Торю"), пилотируемый лейтенантом Циохара Иосиро. А КТ-152 был потоплен либо во второй половине дня 18 августа, либо, по некоторым данным, даже 19 августа.
>Инцидент с танкером "Таганрог" хорошо известен, но он произошел, по разным данным, с 12 до 15 часов по Владивостоку 18 августа. Атаковал его, кстати, не биплан, а двухмоторный самолет (предположительно, Ки.45 "Торю"), пилотируемый лейтенантом Циохара Иосиро. А КТ-152 был потоплен либо во второй половине дня 18 августа, либо, по некоторым данным, даже 19 августа.
Ну при такой статистике возможно и 17-го "по некоторым данным" ;с)
Что интересно, я с семейством Бурмистровых в одном доме жил. Правда по молодости лет меня камикадзе мало интересовали. а жаль. Про биплан с его слов... Да и позже, с разных источников.
Нашел случайно в архиве статейку по этому эпизоду. Немного мягко написано. Его тогда сразу же арестовали. И под замок, до выяснения..
В АВГУСТЕ СОРОК ПЯТОГО...
Это случилось 18 августа 1945 года. Из-за облаков в районе Первой Речки внезапно вынырнул самолет с японскими опознавательными знаками. Строча из пулеметов, он пошел в атаку на стоящий на рейде Амурского залива танкер «Таганрог». Мог ли экипаж «Таганрога» предполагать, что, совершив многотрудный и опасный переход из США во Владивосток, избежав столкновения с плавающими минами, подводными лодками и авиацией противника, он столкнется со смертельной опасностью в родном порту?..
Вот как вспоминает те события бывший военный помощник капитана танкера, капитан 2-го ранга в отставке Федор Иванович Бурмистров: «Был полдень. Команда обедала. Я, проверив сигнальную вахту, тоже собирался идти в кают-кампанию. Но тут тишину ясного солнечного дня резанул сигнал боевой тревоги, поданный вахтенным краснофлотцем С. Росляковым. Теперь увидел самолет и я. На большой скорости он несся на нас, стреляя из пулеметов. События разворачивались стремительно. Я понимал, какая опасность грозит городу. Рядом стояли десятки кораблей и судов. С нами соседствовал транспорт. груженный взрывчаткой, здесь же расположилась нефтебаза, да и сам «Таганрог» имел на борту 16 тысяч тонн бензина...
Я бросился к крупнокалиберному пулемету, и, пока мне на помощь подоспели краснофлотцы, успел прицельными очередями сбить с курса стервятника. Камикадзе, а сомнения не было,. что именно он подверг нас нападению, развернувшись, ушел в облака. Но спустя несколько мгновений он снова появился в поднебесье и решительно стал пикировать, явно намереваясь таранить «Таганрог». Буквально в нескольких десятках метров от танкера мы его и «срезали». Упал он рядом, перебив крылом одну из антенн, натянутых на мачтах «Таганрога»...
Это потом будет почетная грамота Приморского краевого комитета ВКП(б), благодарность за высокую бдительность, поздравления, ордена и медали отличившимся...
А по началу примчались гражданские и военные чины и пригрозили капитан-лейтенанту Ф. И. Бурмистрову большими неприятностями... Особенно разъярен был начальник ПВО. Как вспоминает Федор Иванович, никто не мог поверить в то, что во Владивосток мог пробиться вражеский самолет. Его сразу же обвинили в уничтожении своего самолета. Только благодаря командующему ТОФ адмиралу И. С. Юмашеву он выдержал этот натиск, пока срочно вызванные водолазы работали под водой, устанавливая принадлежность самолета. некоторым должностным товарищам, видимо, очень хотелось, чтобы самолет был советским, ведь в противном случае им пришлось бы отвечать за потерю бдительности частями ПВО и экипажами кораблей, которые стояли здесь же на рейде.
Ну а потом водолазы достали спасительные для Ф. И. Бурмистрова доказательства: части кабины японского самолета, самого пилота — одна крупнокалиберная пуля разнесла ему ГОЛОВУ, другая оторвала руку. в обнаруженной записной книжке были пометки, которые нацеливали смертника прорваться к Владивостоку, таранить танкер у нефтебазы или какое-либо крупное здание в центре города...
Вот такая история приключилась в нашем городе августовским днем 44 года назад.
Евгений ШОЛОХ.