От sss
К Лейтенант
Дата 10.09.2009 12:27:32
Рубрики Современность;

Re: А попытаться...

>Какие там зазоры между турбиной/генератором и "cтаканом"?

Это только работник ГЭС скажет... если скажет :)

Мое предположение основано на том, что одновременно были сворочены с мест сразу несколько турбоагрегатов и объяснялось это тем, что видимо после первоначального заклинивания одного из них (у которого после ремонта был перегрев) начавшееся затопление вывело из строя автоматику управления оставшимися, что привело и к их разрушению.

Т.е. вывод из строя этой автоматики (теоретически возможный и без взрывчатки, чиста руками, по крайней мере если террорист - смертник или готов на крайний риск для жизни) способен вызвать последствия сопоставимые с наблюдающимися в реале.

Повторюсь, что все сказанное выше - на 100% дилетантские измышления и ИМХО.

От alex
К sss (10.09.2009 12:27:32)
Дата 10.09.2009 14:10:28

Re: А попытаться...

>>Какие там зазоры между турбиной/генератором и "cтаканом"?
>
>Это только работник ГЭС скажет... если скажет :)

Или преподаватель - студентам третьего курса, и отнюдь не на закрытом факультете ;) Моя тёща (релейная защита электростанций, 30 лет стажа только на Токтогулке, до этого - Братск и Дивногорск) показала, сведя два пальца: "Вот столько!" В общем, едва ли больше одного сантиметра. Чем меньше зазор, тем выше КПД. Вибрации в 2-3 миллиметра уже плохо.

Как может человек "заклинить" вращающийся ротор общим весом в 700 тонн, не знаю. Разве что, высыпать самосвал щебёнки.

>Мое предположение основано на том, что одновременно были сворочены с мест сразу несколько турбоагрегатов и объяснялось это тем, что видимо после первоначального заклинивания одного из них (у которого после ремонта был перегрев) начавшееся затопление вывело из строя автоматику управления оставшимися, что привело и к их разрушению.

"Сворочен" только один. И не агрегат, а ротор генератора с колесом турбины. В случае аварии автоматика просто обрубает электричество, чтобы защитить сеть и трансформаторы. В данном случае, после обесточивания, остальные машины пошли вразгон, пока рабочие не опустили вручную верхние затворы водоводов. Если обороты роторов превысили допустимый предел, их сначала разберут и осмотрят. До этого их считают неисправными и к эксплуатации не допустят.

Но почему рабочие опускали затворы вручную, тёща не понимает. "Там стоят аккумуляторы, аварийная система на постоянном токе". В общем, лучше подождать заключение комиссии.

Тёща уверена, что закрылся нижний затвор на той турбине и ротор выбило гидроударом. Ничего другого она не может предположить. Почему закрылся затвор, тоже не может предположить.

Вот если кто-то закрыл этот затвор, можно выдвигать версии, в т.ч. о теракте.

От badger
К alex (10.09.2009 14:10:28)
Дата 12.09.2009 05:42:31

Гидроудара не было

>Тёща уверена, что закрылся нижний затвор на той турбине и ротор выбило гидроударом.

http://podrobnosti.ua/accidents/2009/09/01/625855.html



От writer123
К alex (10.09.2009 14:10:28)
Дата 10.09.2009 16:57:58

Re: А попытаться...

>Тёща уверена, что закрылся нижний затвор на той турбине и ротор выбило гидроударом.

Дык нижние затворы закрывается краном.

От alex
К writer123 (10.09.2009 16:57:58)
Дата 11.09.2009 14:00:24

Re: А попытаться...

>>Тёща уверена, что закрылся нижний затвор на той турбине и ротор выбило гидроударом.
>
>Дык нижние затворы закрывается краном.

Совершенно верно. На схеме кран стоит над выходом из водовода:
http://www.sshges.rushydro.ru/images/content/sshges/gallery/hpp/Sceme-01.jpg



А здесь он виден у левого берега, такой голубенький
http://www.sshges.rushydro.ru/images/content/sshges/gallery/pavodok03.gif



Один кран на все затворы. Возможно ли освободить затвор, когда над ним нет крана, не знаю. Понятно, что должно быть предусмотрено, чтобы затвор не упал самопроизвольно, или его было очень непросто уронить. На то, чтобы опустить верхние затворы вручную ушло больше часа (из этого времени сколько-то - чтобы добраться к затворам).

Я спрашивал о возможности того, что из-за разрушения подшипника ротор покатился по статору, и его вынесло наверх, но на это она смотрит скептически.

Жаль, тесть ничего не может уже рассказать. Он был ответственным за защиту на каскаде и очень интересовался разными аварийными ситуациями.

Посмотрим, что найдёт комиссия.

От writer123
К alex (11.09.2009 14:00:24)
Дата 12.09.2009 00:52:15

Re: А попытаться...

>Один кран на все затворы. Возможно ли освободить затвор, когда над ним нет крана, не знаю. Понятно, что должно быть предусмотрено, чтобы затвор не упал самопроизвольно, или его было очень непросто уронить.
Думаю всё проще, затворы хранятся отдельно и по мере необходимости доставляются на место краном. По крайней мере, на нашей иркутской ГЭС как-то так это и выглядит (причём речь о верхних затворах), для чего имеются два козловых крана.

От bedal
К alex (10.09.2009 14:10:28)
Дата 10.09.2009 15:49:59

там затворы закрываются 18, что ли, минут (-)


От Лейтенант
К alex (10.09.2009 14:10:28)
Дата 10.09.2009 14:50:37

Re: А попытаться...

>Как может человек "заклинить" вращающийся ротор общим весом в 700 тонн, не знаю. Разве что, высыпать самосвал щебёнки.

Если там зазор и вправду 1 см., то если сунуть в зазор скажем метлический клин сантиметров эдак в 10, то процесс образования щебенки станет самоподдерживающимся.

От Москалев.Е.
К Лейтенант (10.09.2009 14:50:37)
Дата 10.09.2009 15:26:43

Re: А попытаться...

Приветствую

>Если там зазор и вправду 1 см., то если сунуть в зазор скажем метлический клин сантиметров эдак в 10, то процесс образования щебенки станет самоподдерживающимся.

В этот зазор доступа нет.
Если Железяка размером с "рельс" не приплыла с водой (насколько мне известно посторонние частицы приличного размера туда лететь не должны)
Более мелкие вещи размелит и выплюнет в сброс.

С уважением Евгений