>Ничего советская школа такого "не боялась". Если вообще можно что-то говорить о страхе в этом контектсе. Просто психоанализ (хотя он сам различается сильно от Фрейда до Фрома) считался (и остается в рамках советской школы психологии) редукционизмом явления человеческой психики к животному и неким выражением социал-дарвинизма. А теоретическая психология Выготского, имевшая наибольшее влияние в СССР, по иному конструирует явление психики и на концепт "канализации" не опирается. А агрессия, как явление конечно же рассматривается. Просто сливается раскрывается теоретически отнюдь ни через "канализацию".
Агрессия в западной психологии не просто "рассматривается". Там это считается одним из важнейших свойств психики, по-разному проявляющимся.
У нас агресия не считалась одним из важнейших свойств психики.
Я уже у дочки поспрашивал :)
Хотя обсуждали ещё раньше, немного в другом разрезе, а именно что сам термин "агрессия" за рубежом не несёт той отрицательной эмоциональной окраски, которая ощущается в русском. Но это другая история.
>>Ничего советская школа такого "не боялась". Если вообще можно что-то говорить о страхе в этом контектсе. Просто психоанализ (хотя он сам различается сильно от Фрейда до Фрома) считался (и остается в рамках советской школы психологии) редукционизмом явления человеческой психики к животному и неким выражением социал-дарвинизма. А теоретическая психология Выготского, имевшая наибольшее влияние в СССР, по иному конструирует явление психики и на концепт "канализации" не опирается. А агрессия, как явление конечно же рассматривается. Просто сливается раскрывается теоретически отнюдь ни через "канализацию".
>
>Агрессия в западной психологии не просто "рассматривается". Там это считается одним из важнейших свойств психики, по-разному проявляющимся.
>У нас агресия не считалась одним из важнейших свойств психики.
Ну да. Этот же самый социал-дарвинизм. Через агрессию (селекцию) - к совершенству. То есть тот самый редукционизм, тогда как у нас исторический материализм, "несводимость высшых форм движения материи к низшим", теоретическая психология Выгодского, его теория личности воспитание слепо-глухо-немых детей (критический эксперимент подтверждающий веность теории). И то что агрессия (не как элемент теории а как феномен) в рамках этой теории занимает совсем другие место и играет совсем другую роль нежели в позитивистском по сути психоанализе.
Так что, конечно же, общепринятое в обществе значение понятия со всеми своими конотациями очень много означает и для историка этого общества в том числе. Тут историк становится отчасти герменевтом. :)
>Я уже у дочки поспрашивал :)
>Хотя обсуждали ещё раньше, немного в другом разрезе, а именно что сам термин "агрессия" за рубежом не несёт той отрицательной эмоциональной окраски, которая ощущается в русском. Но это другая история.
Да. Это другая история. Но если об обыденном сознании, то та же герменевтика.
Но если из моих личных контактов с т.н. Западом, то их агрессия не несет такой отрицательной эмоциональной окрасти как по причине воспитания пропитанного социал-дарвинизмом (стало чем-то обыденным), так и из-за более окультуренных форм этой самой агрессии. У нас уж если агрессия, так по пьяне и бутылкой поголове. :)))