1.
Идеально экономичный полёт - это когда за аппаратом воздух остаётся в том же состоянии, что и был. Согласны? Из этого следует вывод, что самый экономичный двигатель - такой, у которого скорость струи лишь ненамного превывшает скорость полёта. Потому-то на высоких скоростях самое экономичное - реактивный движок. А на низких ничего лучше вертолёта быть не может. Потому что, чтобы зависнуть - надо иметь тягу, равную массе. Для экономичного получения такой тяги надо отбрасывать МНОГО воздуха с низкой скоростью. Вот и получается здоровенный несущий винт.
2.
малые размеры самолёта приводят к малому моменту инерции и высокой скорости вращения вокруг любой оси. Поэтому шансов выровнять аппарат, если уж что случилось на режиме висения (взлёта-посадки), очень мало.
3.
Учитывая пункт 2, очень большую роль играет инерционность двигателя и синхронность работы силовых сопел. Главная причина бесперспективности яков - необходимость синхронной работы нескольких двигателей на режиме висения. Добиться строго постоянного заданного распределения тяги - очень сложно, и колебания тяги легко превышают возможности рулевой системы. Следствие - к массе лишнего движка плюсуется излишне мощная и тяжелая система управления.
Для справки: на Харриере 1 движок, на F-35 дополнительный вентилятор запитан от того же движка, то есть тяга когерентная (колебания тяги синхронны).