>>Не понимаете, что сомалийские пираты сегодня существует не по причине недостатка огневой мощи у флотов НАТО?
>>В 1830 г. нынешней щепетильностью не страдали.
>>Хотите-верьте, хотите - не верьте, но пиратство, как крупный промысел с боевых кораблей, в 1820-е гг. и позже у берегов Алжира стало невозможно.
>Можно подумать до 1830 года страдали щепетильностью или щепетильностью страдают Сингапур, Малайзия, Индонезия и прочие "тигры".
Может хватит демагогии?
Утверждающие, что французская оккупация 1830 г. была вызвана угрозой пиратства подразумевают, что г. Алжир в это время был организатором и укрывателем пиратских эскадр (как в 16-17 вв., когда этот промысел действительно был организован на государственном уровне).
Примерно как если бы в 2009 г. обвиняли г-во Сингапур в том, что он организует пиратство в Малаккском проливе, и поэтому его нужно оккупировать.
Вот это - ложное утверждение. Государственное пиратство, когда в г. Алжир базировались крупные боевые корабли и совершали пиратские рейды вплоть до Исландии, с открытой продажей добычи и пленных г. Алжир, на 1830 г. было в безвозвратном прошлом. В Алжире вообще не было сколько-то крупных боевых кораблей, пригодных для захвата крупных торговых судов в открытом море.
Причем даже если бы алжирский дей попытался бы организовать что-то в этом роде, французскому флоту не составило бы труда в любой момент перетопить все суда в гавани Алжира и разбить сам город артиллерией.
Мелкий частный прибрежный разбой с мелких лодок - совсем другая категория, из разряда обычной уголовной деятельности. Но и он едва ли был возможен в Алжире. Вдоль алжирского побережья нет оживленных торговых путей, это не Малаккский пролив или Аденский залив, где суда идут непрерывной чередой.
>>Если бы в интересах Бурбонов и "борьбы с пиратством" - ограничились бы временной оккупацией нескольких прибрежных портов.
>>Но буржуа Луи-Филиппа и амбициозным генералам хотелось большего. Оттого "в борьбе с пиратами" захватили даже Сахару.
>
>Я все понимаю.. Но интересы буржуев в Сахаре может быть расскажете? Импорт песка? Или все-таки берберы, которые от чеченцев собственно ничем не отличаются не давали спокойно жить на побережье?
Интересы буржуев - а) это конфискация наиболее плодородных земель на средиземноморском побережье Алжира и передача их французским компаниям, а также колонистам (которых правильнее назвать плантаторами, у них были крупные наделы) - к 1870 г. из 6680 тыс. га земель алжирских племен было конфисковано 2526 тыс. га, к моменту восстания 1954 г. у метных жителей было только 47,3% земли; Алжир специализировался на производстве дешевого вина, Тунис - оливкового масла, Марокко - апельсинов; б) удушение местного, довольно развитого ремелса беспошлинным ввозом французской промышленной продукции (как раз в 1820-е гг. во Франции началась промышленная революция, нужны были рынки сбыта); в) освоение местных минеральных ресурсов (например, свинцово-цинковых руд, которых нет во Франции).
Интересы французских милитаристов - захват максимально возможной территории, с созданием новых высокооплачиваемых должностей в военной и гражданской колониальной администрации (пусть даже они и дотировались бюджетом метрополии), продвижение по службе, престиж, а также и прямой грабеж аборигенов.
Сахара, кстати, играла важную роль в традиционной экономике и северной, и тропической Африки. В ней есть высохшие соленые озера, местные туареги снабжали солью своих соседей и к северу, и к югу. Соль - не только пищевая добавка, но главный консервант для мяса, рыбы и овощей, без неё традиционная аграрная экономика не может существовать.
Кроме того, в предсахарской зоне находили убежище повстанцы с севера. Поэтому оккупация Сахары неизбожна следовала за оккупацией Атласа.
>>Сейчас элита в Алжире - алжирская, и сама принимает решения. Сама пользуется своей нефтью и газом. Образовался определенный "средний класс". До 1962 г. шансов продвинуться дальше места у параши не было.
>
>Ну да, ну да. Элита дорвалась до кормушки. И сразу поставило быдло на место. Военная диктатура, Реввоенсовет и прочие радости.
>Эта элита из крестьян или таки теми-же французами была вскормлена?
Не путайте с Эстонией, где процентов 80 партийной верхушки и местного КГБ было из титулов.
В Алжире в середине 1940-х гг. из 2 тыс. чиновников колониальной администрации было только 8 алжирцев, только 5% врачей, 8% учителей (при примерно 90% в общей численности населения). Только в 1944 г. 50-60 тыс. чел. из местной верхушки получили права французских граждан, еще 1,6 млн. получили право избирать 2/5 местных советников (остальные 3/5 мест были закреплены за французскими колонистами), большинство не имело никаих избирательных прав вообще.
На 1948 г. школу посещали все дети европейцев (200 тыс.) и только 200 тыс. из 2,4 млн. учтенных детей алжирцев (и то это было в основном начальное образование). Средний доход алжирца был в 11 раз меньше дохода жителя Франции.
Фронт Национального Освобождения (ФНО) состоял в основном из городского пролетариата и испытывал сильное коммунистическое влияние (не случайно его сразу поддержал СССР). Французы их определенно не вскармливали.
>Причем даже если бы алжирский дей попытался бы организовать что-то в этом роде, французскому флоту не составило бы труда в любой момент перетопить все суда в гавани Алжира и разбить сам город артиллерией.
И что бы это изменило?
>Кроме того, в предсахарской зоне находили убежище повстанцы с севера. Поэтому оккупация Сахары неизбожна следовала за оккупацией Атласа.
Вот и собственно ответ на все вопросы.
>Не путайте с Эстонией, где процентов 80 партийной верхушки и местного КГБ было из титулов.
В каком году? Сидели бы арабы тихо-мирно и то-же к 1980-ым результат был бы тот-же.
>Фронт Национального Освобождения (ФНО) состоял в основном из городского пролетариата и испытывал сильное коммунистическое влияние (не случайно его сразу поддержал СССР). Французы их определенно не вскармливали.
Вы еще расскажите, что руководство этого фронта состояло из феллахов, а не из получивших образование в мусульманских медресе учителей и бывших французких военных.
>>Причем даже если бы алжирский дей попытался бы организовать что-то в этом роде, французскому флоту не составило бы труда в любой момент перетопить все суда в гавани Алжира и разбить сам город артиллерией.
>
>И что бы это изменило?
В 1830 г. для борьбы с пиратством не было необходимо оккупировать всю страну.
>>Кроме того, в предсахарской зоне находили убежище повстанцы с севера. Поэтому оккупация Сахары неизбожна следовала за оккупацией Атласа.
>
>Вот и собственно ответ на все вопросы.
Ответ был дан в пропущенной вами части. Оккупация соседней пустыни - только следствие "экономически выгодной" оккупации прибрежной части страны. Сахару, кстати, "освоили" много позже, чем побережье. Чтобы добро не пропадало, даже не очень нужное.
>>Не путайте с Эстонией, где процентов 80 партийной верхушки и местного КГБ было из титулов.
>
>В каком году? Сидели бы арабы тихо-мирно и то-же к 1980-ым результат был бы тот-же.
Они с 1830 по 1954 гг. сидели относительно тихо и мирно, и в результате получили 1% взрослого населения с французским гражданством и 8 из 2000 чиновников.
Только когда перестали сидеть тихо и мирно, процесс пошел.
>>Фронт Национального Освобождения (ФНО) состоял в основном из городского пролетариата и испытывал сильное коммунистическое влияние (не случайно его сразу поддержал СССР). Французы их определенно не вскармливали.
>
>Вы еще расскажите, что руководство этого фронта состояло из феллахов, а не из получивших образование в мусульманских медресе учителей и бывших французких военных.
Биография самого харизматического из алжирских президентов, Бумедьена (1965-78 гг.): "Родился в крестьянской семье. Учился в Тунисе, в 1951 поступил в университет ал-Азхар в Каире, где сошелся с офицерами из организации Насера «Свободные офицеры» и перед возвращением в Алжир в 1955 прошел курс обучения методам партизанской войны. В 1958 Бумедьен был назначен командующим всех баз Фронта национального освобождения (АНО) в западном Алжире и Марокко, в 1960 стал начальником штаба АНО.
После завоевания независимости в 1962 находившаяся под контролем Бумедьена армия поддержала Ахмеда Бен Беллу. Бумедьен стал министром обороны в правительстве Бен Беллы, а после выборов 1963 – вице-президентом Алжирской Республики. 19 июня 1965 совершил государственный переворот, возглавив Революционный совет и объявив себя президентом.
Бумедьен создал ряд новых государственных институтов, начиная с местных собраний (1967) и кончая Национальным народным собранием (1977). В 1976 обнародовал Национальную хартию политических целей и новую конституцию страны, принятые на референдуме. Завершил начатую Бен Беллой национализацию (прежде всего нефтяной отрасли) и приступил к осуществлению аграрной реформы, в соответствии с которой была перераспределена земля и введены новые методы земледелия."
То есть был именно из феллахов, стал учителем арабского языка в марокканском городе Уджда, в 1951 г. поехал учиться дальше в Каир, потому что в Алжире высшего образования для арабов не было.