От Volk
К All
Дата 21.01.2009 08:29:18
Рубрики Современность; ВВС;

Вопрос по катапультированию

На современных самолетах катапультирование производится путем выстреливания летчика из кабины с помощью порохового заряда с неслабым таким ускорением. Насколько это травмобезопасно? Понятно что в критической ситуации лучше оказаться клиентом ортопеда, чем гробовщика, но когда есть хоть малейший шанс посадить самолет, что является более рискованным – выстрелить себя подобно Мюнхаузену верхом на ядре или пытаться совершить посадку? Раскрытие парашюта после катапультирования производится автоматически или же пилот длолжен сделать это вручную? Должен ли он для этого предварительно присоединить кольцо парашюта к какому-нибудь специальному рычагу? Насколько обоснованы многочисленные байки о самопроизвольном срабатывании катапульты в полете/на земле и несчастных пилотах/техниках размазанных по потолку ангара? :)

От Leopan
К Volk (21.01.2009 08:29:18)
Дата 21.01.2009 13:31:01

В Скнылове летчики отстрелились, когда самолет коснулся земли

на земле десятки трупов зрителей, а летчики...

От Hokum
К Leopan (21.01.2009 13:31:01)
Дата 22.01.2009 05:29:06

Re: В Скнылове...

Тот морпех, что F-18 на дома уронил пару месяцев назад под Сан-Диего, катапультировался на 10..15 метрах. Кресло и пилот упали дальше по курсу, чем самолет. Собственно, упали они в тот самый овраг, куда он не дотянул около ста метров.

От Leopan
К Volk (21.01.2009 08:29:18)
Дата 21.01.2009 13:29:09

А как в сказке про Брюса-2???? Могло такое быть реально???

катапультирование с земли? Даже без гранат - с гранатами - это сказка, помноженная на их число и возведенная в степень:-)))

От Siberiаn
К Leopan (21.01.2009 13:29:09)
Дата 22.01.2009 16:14:59

На Чкаловском заводе сработало кресло у молодого военпреда. И - пятно на потолке

лет 30 назад

Siberian

От Koshak
К Leopan (21.01.2009 13:29:09)
Дата 21.01.2009 13:32:42

Кресло класса Ноль-Ноль (Скорость=0; Высота=0)

существуют, но Брюс ЕМНИП из какого-то бегемота катапультировался, где этого кресла нет, причем через люминёвую крышу кабины)

От Hokum
К Koshak (21.01.2009 13:32:42)
Дата 22.01.2009 05:20:54

Нюанс в том...

... что ситуация "ноль-ноль" (т.е. самолет на стоянке) - далеко не самая неблагоприятная, а скорей наоборот - тепличные условия. При наличии отрицательной вертикальной скорости (а это 99 и 9 в периоде случаев) с нулевой высоты уже не катапультируешься. А при значительных вертикальных скоростях, нижняя граница безопасного катапультирования - несколько тысяч метров.

От Koshak
К Hokum (22.01.2009 05:20:54)
Дата 22.01.2009 15:10:03

Re: Нюанс в

>... А при значительных вертикальных скоростях, нижняя граница безопасного катапультирования - несколько тысяч метров.

это смотря что считать "значительной скоростью", а то может и так получиться:
http://www.trud.ru/jpg/20070623/200706231090601.jpg



От фельдкурат Отто Кац
К Koshak (21.01.2009 13:32:42)
Дата 21.01.2009 13:54:25

Re: Кресло класса...

Ite, missa est!

Катапультирование через алюминевую крышу, конечно, перебор. Но на отечественных катапультируемых креслах предусмотрена опция "вышибание бронезаголовником кресла остекления кабины". Голова летуна располагается существенно ниже верхнего среза бронезаголовника, который служит тараном в случае, если пиропатрон не вырвет фонарь кабины. Сейчас вроде еще полагается автоматически раскрывающаяся перед катапультированием шторка, которая страхует раненного, потерявшего сознание от перегрузки или попросто замешкавшегося пилота, который не успел "опустить стекло на намордник" ...

Kehrt euch! Abtreten!

От Leopan
К Koshak (21.01.2009 13:32:42)
Дата 21.01.2009 13:46:39

Скорее всего из транспортника - спецы скажут "геркулес" или что оно:-)) (-)


От yav
К Volk (21.01.2009 08:29:18)
Дата 21.01.2009 10:58:13

Как раз вчера по СТО в передаче "Хроника происшествий "

>На современных самолетах катапультирование производится путем выстреливания летчика из кабины с помощью порохового заряда с неслабым таким ускорением. Насколько это травмобезопасно?

показывали случай с одним американским пилотом. Он при резком маневре потерял сознание из-за перегрузки. Самолет начал падать. Когда он пришел в себя недалеко от земли - катапультировался, как было сказано, на скорости более 1000 км/ч. Он получил очень тяжелые травмы - переломы обоих ног, перелом руки. Там было подробно показано (компьютерной мультипликацией) как ему, до раскрытия парашюта, воздушным потоком загибало и ломало ноги и руки самым невероятным образом, и как потом, при раскрытии парашюта, ему эти переломаные конечности чуть не оторвало нафиг.
Врачи собирались ампутировать ему обе ноги однако к счастью все обошлось. Он даже смог вернуться в строй.

От фельдкурат Отто Кац
К yav (21.01.2009 10:58:13)
Дата 21.01.2009 11:18:25

Передачу не видел, но, судя по всему, речь идет об американце Р. Смите .(+)

Ite, missa est!

В 1955 году при испытании Норт Америкен Ф-100 "Супер Сейбр" на высоте 11 000 меров машину затянуло над морем в крутое пике на сверхзвуке. Пилот катапультировался без подготовки. Ноги не не подножки, руки не на подлокотниках, стекло шлема не опущено.

Катапульта и парашют сработали штатно.

Спасатели нашли пилота живым, плавающим на воде благодаря воздуху, закаченному в желудок под давлением воздушного потока, переломанными руками-ногами, поврежденном лицом и сорванным обручальным кольцом.


Kehrt euch! Abtreten!

От yav
К фельдкурат Отто Кац (21.01.2009 11:18:25)
Дата 21.01.2009 11:37:32

Re: Передачу не...

>Ite, missa est!

>В 1955 году при испытании Норт Америкен Ф-100 "Супер Сейбр" на высоте 11 000 меров машину затянуло над морем в крутое пике на сверхзвуке. Пилот катапультировался без подготовки. Ноги не не подножки, руки не на подлокотниках, стекло шлема не опущено.

>Катапульта и парашют сработали штатно.

>Спасатели нашли пилота живым, плавающим на воде благодаря воздуху, закаченному в желудок под давлением воздушного потока, переломанными руками-ногами, поврежденном лицом и сорванным обручальным кольцом.


К сожалению передачу смотрел не с самого начала, поэтому точную дату происшествия не знаю, но похоже это другой случай. Причина происшествия - именно потеря сознания из-за перегрузки. Приведены кадры сделанные камерой установленной в кабине самолета на которых запечатлен момент потери сознания и момент когда он приходит в себя. Показанная там техника - и самолет, и спасательный вертолет (вроде Sea king)- явно не из 1955 года. Пилот в передаче тоже упал в море, но удержался на плаву за счет спасжилета. Он в передаче лично делится своими впечатлениями о происшествии - съемки явно современные.

От Banzay
К yav (21.01.2009 11:37:32)
Дата 21.01.2009 12:34:14

пилот европеец?

Приветсвую!

Не так давно аналогичная ситуация была у японцев. На Ф-15-ом тоже отказ управления на сверхзвуке...

Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От yav
К Banzay (21.01.2009 12:34:14)
Дата 21.01.2009 15:32:45

Американец (-)


От фельдкурат Отто Кац
К Volk (21.01.2009 08:29:18)
Дата 21.01.2009 09:23:46

Летчики действительно терпеть не могут парашют, но у каждой (+)

Ite, missa est!

категории свои особенности. "Свистки"-реактивщики, если под ними нет населенного пункта, катапультируются всегда. "Поршневики" стараются сажать машину. Вертолетчики четко и однозначно настроены против использования пааршюта по большому количеству причин.

Kehrt euch! Abtreten!

От erno
К Volk (21.01.2009 08:29:18)
Дата 21.01.2009 08:59:50

Re: Вопрос по...

>На современных самолетах катапультирование производится путем выстреливания летчика из кабины с помощью порохового заряда с неслабым таким ускорением. Насколько это травмобезопасно?
Достаточно травмоопасно. Компрессионный перелом позвоночника при катапультировании вполне вероятен.

>что является более рискованным – выстрелить себя подобно Мюнхаузену верхом на ядре или пытаться совершить посадку?
Это, наверное, сильно зависит от ситуации. Но в общем-целом стараются тянуть, если есть возможность. Из за нежелания катапультироваться в том числе. Лётчики, кстати, вообще в массе своей с парашютом прыгать не любят, не раз слышал истории как старались кого нибудь вместо себя на прыжки послать, ели возможность предоставлялась.

>Раскрытие парашюта после катапультирования производится автоматически или же пилот длолжен сделать это вручную?
На современных креслах автоматически.

>Насколько обоснованы многочисленные байки о самопроизвольном срабатывании катапульты в полете/на земле и несчастных пилотах/техниках размазанных по потолку ангара? :)
Как и любые байки :). Реальные случаи бывали (не самопроизвольные, а от разгильдяйства, как правило) и, соответственно, в народной молве обрасли массой интересных и леденящих душу подробностей.

От фельдкурат Отто Кац
К erno (21.01.2009 08:59:50)
Дата 21.01.2009 09:03:59

Автоматически отстегиваются привязные ремни кресла, парашют (+)

Ite, missa est!

раскрывается либо вручную, либо автоматом на определенной высоте.

Kehrt euch! Abtreten!

От фельдкурат Отто Кац
К Volk (21.01.2009 08:29:18)
Дата 21.01.2009 08:51:35

О размазывании по потолку (+)

Катапульту очень сложно "нечаянно" задействовать. Там 2 рычажка, которые нужно одновременно задействовать для срабатывания катапульты.

Случай с "размазыванием по потолку" был в СА в единственном экземпляре и представлял собой самоубийство механика-срочника посредством катапульты Су-25, стоящего в ангаре ТЭЧ.

От Skwoznyachok
К фельдкурат Отто Кац (21.01.2009 08:51:35)
Дата 22.01.2009 04:47:12

Галлай упоминал о гибели двух бойцов на немецком аэродроме в результате...

... утоленного любопытства. Они вроде как залезли в реактивные Ме и трогали там разные ручки. Один погиб от удара о ферму, а второй - пролетев между фермами упал на пол.


Добро должно быть с кулаками, если под рукой нет пистолета или автомата.

От doctor64
К Skwoznyachok (22.01.2009 04:47:12)
Дата 22.01.2009 16:46:15

Re: Галлай упоминал

>... утоленного любопытства. Они вроде как залезли в реактивные Ме и трогали там разные ручки. Один погиб от удара о ферму, а второй - пролетев между фермами упал на пол.
на Me-262 и Me-163 не было катапульт.
катапультируемое кресло для Ме262 испытывалось на Ме309, но в серию не пошло

От Сергей Зыков
К doctor64 (22.01.2009 16:46:15)
Дата 22.01.2009 17:36:29

Re: Галлай упоминал


>>... утоленного любопытства. Они вроде как залезли в реактивные Ме и трогали там разные ручки. Один погиб от удара о ферму, а второй - пролетев между фермами упал на пол.
>на Me-262 и Me-163 не было катапульт.

А на Дорнье-335

От hardy
К Сергей Зыков (22.01.2009 17:36:29)
Дата 23.01.2009 21:23:09

На Ar.234 было катапультное кресло (-)


От doctor64
К Сергей Зыков (22.01.2009 17:36:29)
Дата 22.01.2009 23:40:04

А Do 335 - не реактивный ж) (-)


От Bronevik
К Сергей Зыков (22.01.2009 17:36:29)
Дата 22.01.2009 23:32:29

У До-335 катапульта была, вместе с отстрелом заднего винта. (-)


От ДС
К Сергей Зыков (22.01.2009 17:36:29)
Дата 22.01.2009 23:08:44

Re: Галлай упоминал


>>>... утоленного любопытства. Они вроде как залезли в реактивные Ме и трогали там разные ручки. Один погиб от удара о ферму, а второй - пролетев между фермами упал на пол.
>>на Me-262 и Me-163 не было катапульт.
>
>А на Дорнье-335
Нечто подобное я читал в мемуарах не помню, какого лётчика. Как наш пилот забрался в кабину немецкого реактивного самолёта и случайно выстрелился оттель. По книге его спасло зимнее обмундирование и падение на крыло самолёта.

От JGL
К Skwoznyachok (22.01.2009 04:47:12)
Дата 22.01.2009 16:00:53

Плюс вроде как за доблестными ичкерийскими ВВС числится подобная победа:

Здравствуйте,

>... утоленного любопытства. Они вроде как залезли в реактивные Ме и трогали там разные ручки. Один погиб от удара о ферму, а второй - пролетев между фермами упал на пол.
Солдатик в первую чеченскую на Ханкале в недобитом L-39 катапульту в действие привёл с летальным исходом.

>Добро должно быть с кулаками, если под рукой нет пистолета или автомата.
С уважением, Юрий.

От Кужон
К фельдкурат Отто Кац (21.01.2009 08:51:35)
Дата 21.01.2009 17:06:48

О размазывании по земле

>Случай с "размазыванием по потолку" был в СА в единственном экземпляре и представлял собой самоубийство механика-срочника посредством катапульты Су-25, стоящего в ангаре ТЭЧ.

На сборах в Каче в 70х нам рассказывали о "размазывании по земле" - когда катапульта стреляет вниз. Были и детали, но за давностью лет...

От Расстрига
К Кужон (21.01.2009 17:06:48)
Дата 21.01.2009 17:53:55

где-то читал

>На сборах в Каче в 70х нам рассказывали о "размазывании по земле" - когда катапульта стреляет вниз. Были и детали, но за давностью лет...

Читал у кого-то в воспоминаниях про случай аварийной посадки когда самолет перевернулся - выживший пилот, пока его не вытащили больше всего боялся что катапульта сработает - она вроде как штатно у него не сработала

''Маятник качнется - бабушка приедет'' - напевал довольный Алехин песенку из популярного кинофильма.

От фельдкурат Отто Кац
К Кужон (21.01.2009 17:06:48)
Дата 21.01.2009 17:09:03

Ранний Ту-22 ? (-)


От tarasv
К фельдкурат Отто Кац (21.01.2009 17:09:03)
Дата 21.01.2009 17:20:29

Re: Все Ту-22 с катапультированием вниз, Ту-22М - вверх


Ту-22М всетаки совершенно другой самолет от Ту-22 там створка передней опоры шасси

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От erno
К фельдкурат Отто Кац (21.01.2009 08:51:35)
Дата 21.01.2009 09:05:43

Re: О размазывании...

>Катапульту очень сложно "нечаянно" задействовать. Там 2 рычажка, которые нужно одновременно задействовать для срабатывания катапульты.
При этом она ещё и расчекована должна быть, а это делают только перед полетом, после приземления сразу зачековывают.

>Случай с "размазыванием по потолку" был в СА в единственном экземпляре и представлял собой самоубийство механика-срочника посредством катапульты Су-25, стоящего в ангаре ТЭЧ.
Я еще слышал байку про случайное замыкание механиком управляющей цепи во время тестирования чего то другого. Но якобы размазало пустое кресло.

От фельдкурат Отто Кац
К erno (21.01.2009 09:05:43)
Дата 21.01.2009 09:10:50

Re: О размазывании...

Ite, missa est!

Вполне может быть. Т.к. на службе по утром каждого понедельника нам рассказывали о последних залетах наших доблестных ВВС. А стройные ряды военной прокуратуры я покинул достаточно давно и креслом в потолок могли пульнуть после моего увольнения и, соответственно, я этого случая просто не знаю.

Kehrt euch! Abtreten!