Особенно на кораблях с артиллерией с "батарейным" расположением, т.е. ЛК и фрегатах.
Когда орудия стоят через несколько метров, а "пороховые обезьяны" вокруг них таскают холщовые картузы с килограммами пороха, а рядышком и бомбы сложены.
Вот опять прошу пардону за обращение к худлиту, но случай-то многократно описанный и очевидно, дым не без огня: вы как человек в теме можете просветить, так оно было или не совсем?
(Сергеев-Ценский, Синопский бой)) Не прошло после этого и десяти минут, как расстрелянный фрегат "Каиди-Зефер" принужден был бросить свое место в строю и выкинуться на берег. Но как раз в это время величайшая опасность угрожала и "Ростиславу".
В одно из его орудий ударила граната большого калибра; она не только разорвала это орудие, но, разбив также и палубу, воспламенила пороховой ящик. Взрыв этого ящика (кокора) произвел большое опустошение среди скученных на палубе матросов: до сорока человек из них были ранены или получили тяжкие ожоги. Но страшное действие роковой гранаты на этом не кончилось: на корабле начался пожар, причем загорелся так называемый кожух, и горящие клочья его стали падать как раз у входа в крюйт-камеру, где пороху было куда больше, чем в одном кокоре, а дверь в крюйт-камеру как раз и была приоткрыта.
Буквально секунды были отпущены кораблю, а спустя эти несколько секунд он неминуемо должен был взлететь на воздух, точно так же как это случилось не с одним уже турецким судном: одной искры, которая попала бы в крюйт-камеру, было довольно, чтобы взорвать "Ростислав".
Нужно было, чтобы кто-то, мгновенно поняв это, проявил полное хладнокровие и тут же бросился бы к дверям крюйт-камеры, чтобы затворить их, и к пылавшему кожуху, чтобы потушить пожар. Эту находчивость и хладнокровие проявил бывший тут и случайно уцелевший при взрывах гранаты и кокора молодой мичман Колокольцев.
Он не только закрыл дверь - дверь в ничто, в небытие и корабля и всей команды, - но, схватив банник и став спиной к этой двери, начал обрывать и отбрасывать банником подальше горящие клочья кожуха... Конечно, тут же на помощь ему подскочили матросы, которые сорвали, наконец, весь кожух с крючьев и сбросили в море.
Так был спасен "Ростислав". Обожженных и раненых вынесли с палубы с той поражающей непривычных людей быстротой и четкостью движений, с которой все делается на кораблях во время учений и боя, очистили палубу от мешающих обломков и, как бы в награду за это, увидели через две-три минуты, что корвет, приславший им гранату, сильно качаясь на ходу, двинулся к берегу вслед за фрегатом "Каиди-Зефер". Все-таки этому корвету "Фейзи-Меабуд" удалось продержаться чуть-чуть дольше, чем всем остальным военным турецким судам, и покинуть поле битвы последним.
Если отрывок про подвиг Колокольцева правдив и снаряд прилетел с корвета (а не раскаленное ядро с ББ например) - тогда вообще все "добомбовые" представления об артиллерии в морском бою переворачиваются с ног на голову!
Это что ж получается-то? благодаря применению орудий с разрывным снарядом вшивый корвет(!) имел реальные шансы поднять на воздух 84-пушечный ЛК???
Мог ли Казарский даже мечтать о таком в 1828 году?
И если кораблик, по определению мелкий, фактически вспомогательный и уж точно с не самыми крупными пушками грохнул (без 5 секунд) полноценный корабль, созданный для боя в линии, то что будет твориться, когда ЛК с квалифицированными артиллеристами будут гранатами/бомбами из больших пушек палить друг в друга?
>Это что ж получается-то? благодаря применению орудий с разрывным снарядом вшивый корвет(!) имел реальные шансы поднять на воздух 84-пушечный ЛК???
>Мог ли Казарский даже мечтать о таком в 1828 году?
>И если кораблик, по определению мелкий, фактически вспомогательный и уж точно с не самыми крупными пушками грохнул (без 5 секунд) полноценный корабль, созданный для боя в линии, то что будет твориться, когда ЛК с квалифицированными артиллеристами будут гранатами/бомбами из больших пушек палить друг в друга?
Дык как бы об этом давненько известно. Вот к примеру бой в Бухте Бэнтри - Джон Лик установил 10-мюймовое орудие своего папаши на бомбардирский бот "Саламандер" и умудрился залепить бомбу из него во французский 60-пушечный "Дьяман". Итог - французский ЛК чуть не сгорел от бомбы какого-то бомбардирского бота. То же самое было при Малаге - французы очень пострадали от огня ликовских пушек. Судя по всему отец Лика - известный в Англии короевский пушечный мастер - создал подобие нынешних фугасных зарядов. Иван Арнольдович, покорнейше прошу пива Шарикову не предлагать...
Hi!
>Особенно на кораблях с артиллерией с "батарейным" расположением, т.е. ЛК и фрегатах.
>Когда орудия стоят через несколько метров, а "пороховые обезьяны" вокруг них таскают холщовые картузы с килограммами пороха, а рядышком и бомбы сложены.
В теории - все хорошо, на практике - упоминаются довольно многочисленные, но потушенные, пожары.
>Это что ж получается-то? благодаря применению орудий с разрывным снарядом вшивый корвет(!) имел реальные шансы поднять на воздух 84-пушечный ЛК???
Я уже предлагал почитать Гамильтона. Такие мысли были. Собственно, Пэксан при изобретении своих пугек предлагал ставит их на пароходы -и, мол, дело в шляпе, линкоры огребут.
>когда ЛК с квалифицированными артиллеристами будут гранатами/бомбами из больших пушек палить друг в друга?
А вы забыли, что русским ЛК придется пройти мимо пароходофегатов как раз с такими пушками? Благодаря свободе маневра - вполне вероятно - оказывающимися вне зоны действия бортовых орудий ЛК?
Чем более эффективной окажется артиллерия - тем скорее всего хуже станет русской эскадре. Протиивнику окажется (например) достаточным применить старую французскую тактику с ожиданием нападения в линии, дав русским возможность нападать. Основной минус - возможность не успеть вырубить врага, пока тот приближается, и сложность с парированием прорыва в этом случае искупается большей мощью артиллерии и наличием винтовых ЛК соответсвенно.
До кучи, на тему атаки флота пока он выгружает десант - и может защищаться якобы лишь 8 английским ЛК (забывая о столь мощных, как вы описали, фрегатах и корветах).
Выгрузка пехоты с французских ЛК в общей сложности, насколько я понимаю, заняла порядка 4 часов, некоторые корабли освободились еще раньше (флагман - за полтора, что-ли, часа). То есть не угадай с точностью до нескольких часов - а это для парусников почти фантастика - дело иметь придется с 25 англо-французскими линейными кораблями.