>"В феврале-марте 1958 г. были приняты решения о ликвидации системы машино-тракторных станций - МТС. МТС были изобретением сталинской колхозной политики. Там были сосредоточены важнейшие машины и механизмы обработки земли и сельскохозяйственной продукции. Сам колхоз не имел права владеть тракторами, автомобилями(политический смысл -лишить крестьян наиболее эффективных орудий труда был совершенно очевиден), поэтому колхозы должны были заключать договоры с машино-тракторными станциями на вспашку, боронование, машинную уборку урожая. Работники МТС считались по своему социальному статусу рабочими, на них до известной меры возлагалась задача "проведения пролетарской политики в деревне". Этому служили политотделы, созданные в МТС. МТС, таким образом, имели не только хозяйственные, но и политические функции в деревне, служили инструментом партийно-государственного вмешательства в жизнь деревни.
>МТС и колхозы в конечном счете отвечали за одно и то же - за производство продукции сельского хозяйства. На практике же вместо пропагандируемого властями "принципа коллективной ответственности" возникал его советский двойник - коллективная безответственность. МТС были заинтересованы в оплате своей деятельности "по площадям" - по количеству гектаров вспаханной земли, тоннам израсходованного горючего; колхозы же получали деньги за пуды зерна, картошки, мяса, литры молока. Первые не отвечали за конечный вариант, вторые - за качество промежуточных этапов сельскохозяйственных работ. Многочисленные партийные решения, направленные на преодоление этого противоречия, оставались на бумаге.
>С ликвидацией МТС колхозы получили право владеть сложной сельхозтехникой. Более того - эта техника принудительно продавалась из ликвидированных МТС в колхозы. Отсюда возникало, как минимум, два ближайших следствия: первое - колхозы, выкупая технику, забирались в долги; второе - техника оставалась без специалистов по ее обслуживанию и использованию. Бывшие рабочие МТС вовсе не торопились становиться колхозниками, терять свое право на получение рабочей пенсии, оплачиваемого отпуска, то есть тех социальных гарантий, которых не было у колхозников, и поэтому предпочитали переходить на работу в промышленные и строительные предприятия."
>Вкратце - получается что и так плохо и так нехорошо.
>А какова была альтернатива и была ли она?
>С уважением!
====== Альтернатива была, и даже не одна. Первый вариант, самый вроде бы простой: ничего не менять, кроме того, чтобы установить для колхозов и МТС одинаковые критерии оценки хозяйственной деятельности, то есть объединить их общим экономическим интересом. Однако на практике это весьма непростая задача.
Второй вариант - тоже ничего не менять, оставить МТС как государственные предприятия, но перевести их в совместную собственность групп колхозов (с точки зрения тогдашних представлений о системе собственности - дикость, потому, наверное, и не пошли на это). Между прочем, к чему-то похожему пришли в конце 70-х, когда стали создавать машинно-технические подразделения, находящиеся в совместной собственности колхозов. А ведь таков был изначальный замысел МТС в конце 20-х гг. Тогда эта аббревиатура означала "межселенные технические станции".
>Второй вариант - тоже ничего не менять, оставить МТС как государственные предприятия, но перевести их в совместную собственность групп колхозов (с точки зрения тогдашних представлений о системе собственности - дикость, потому, наверное, и не пошли на это).
Это не дикость только с точки зрения "прихватизаторов" - государственное за бесплатно.
Государство и каждый колхоз были независимыми хозяйствующими обьектами. А естественные отношения между ними - деньги туда, товар сюда. То есть продать.
>Между прочем, к чему-то похожему пришли в конце 70-х, когда стали создавать машинно-технические подразделения, находящиеся в совместной собственности колхозов. А ведь таков был изначальный замысел МТС в конце 20-х гг. Тогда эта аббревиатура означала "межселенные технические станции".
То что в совместной собствености колхозов, покупалось совместно колхозами.
Почувствуйте разницу.