От PK
К Colder
Дата 20.02.2008 20:04:02
Рубрики WWII;

Пара примеров перепрофилирования

1. Завод Пархоменко в Караганде. Завод производил вообще-то шахтное оборудование, а во время войны ещё и оружие.
2. Читал тут на форуме про некую швейную фабрику, по мобилизации мутировавшую в танкоремонтный завод (!).

Про эвакуацию. Знаете, я лично считаю что проще мебельную фабрику перевести на произвобство самолётов (из дельта древисины особенно), чем заставить дышать танковый завод, соравнный с места и уволочённый в Сибирь к чертям собачьим, куда Макар телят не гонял. Потому что в первом случае есть вся инфраструктура, кроме отнастки и (наскольких) специалистов, а во втором - нет ничего, кроме теоретического наличия половины оснастки и якобы наличия специалистов (которые кто в ополчении, кто призван, кто добровольцем, кого дизентирия в пути заборола, ... отстал от эшелона, ... эшелон разбомбили, ... сел в не тот поезд, а кто и дезертировал на Ташкентский Фронт....)


>Честно говоря, этого очень мало. Тут есть один фактор, который на ламерском уровне трудно оценить количественно, но, уверяю вас, он не малозначен. Не стоит сравнивать эвакуацию промышленности СССР и переориентировку оной в Германии. Вот почему. Скажем, берем и эвакуируем авиационный завод. Да, проблема. Но люди переезжают и продолжают делать то же самое. В иных - часто более трудных - условиях, но то же самое. А перериентировка промышленности есть нечто иное. Типа "я всю жизнь делал корабли", "а теперь мне надо делать танки".

От Evg
К PK (20.02.2008 20:04:02)
Дата 21.02.2008 07:42:31

Re: Пара примеров...


>Про эвакуацию. Знаете, я лично считаю что проще мебельную фабрику перевести на произвобство самолётов (из дельта древисины особенно), чем заставить дышать танковый завод, соравнный с места и уволочённый в Сибирь к чертям собачьим, куда Макар телят не гонял.

То место, которое Вы описали, и то, куда перевозили "танковые заводы" - это очень сильно разные места.
Эвакуированные заводы в абсолютном большинстве своем перевозились на заранее выбранные точки с имеющейся инфраструктурой, как можно более подходящей к специфике производства.
То что завод первоначально стоял "в чистом поле под открытым небом" совершенно не значит что рядом не было ни электростанции ни железки (или реки с пристанью). Жилья для персонала, да - могло не быть.

От Червяк
К Evg (21.02.2008 07:42:31)
Дата 21.02.2008 09:23:45

Re: Пара примеров...

Приветствую!

>То что завод первоначально стоял "в чистом поле под открытым небом" совершенно не значит что рядом не было ни электростанции ни железки (или реки с пристанью). Жилья для персонала, да - могло не быть.

ну железка была точно. Электростанция тоже, возможно, была. Но... Была ли расчитана пропускная возможность этой железной дороги на нужды танкового (например) завода. А была ли расчитана мощность местной электростанции на производство танков?
Кроме того большие проблемы составляла всякая логистика, например: где-то в Харькове [Днепропетровске, Смоленске] на два соседних завода был один литейный цех. Один завод эвакуировали в Актюбинск, а второй на Алтай. И где искать готовые формы для изготовления опок? Даже если на новом месте есть литейка?


С уважением

От Evg
К Червяк (21.02.2008 09:23:45)
Дата 21.02.2008 13:00:51

Re: Пара примеров...

>Приветствую!

>>То что завод первоначально стоял "в чистом поле под открытым небом" совершенно не значит что рядом не было ни электростанции ни железки (или реки с пристанью). Жилья для персонала, да - могло не быть.
>
>ну железка была точно. Электростанция тоже, возможно, была. Но... Была ли расчитана пропускная возможность этой железной дороги на нужды танкового (например) завода. А была ли расчитана мощность местной электростанции на производство танков?

По разному. Часто не была и их мощности наращивались либо перераспределялись.

>Кроме того большие проблемы составляла всякая логистика, например: где-то в Харькове [Днепропетровске, Смоленске] на два соседних завода был один литейный цех. Один завод эвакуировали в Актюбинск, а второй на Алтай. И где искать готовые формы для изготовления опок? Даже если на новом месте есть литейка?

Заводы эвакуировались вместе с оборудованием. Вероятнее всего опоки надо искать там, куда уехал литейный цех. Если по дороге не растеряли.

Вопрос в другом. При грамотном подходе все эти проблемы выявляются на этапе планирования эвакуации. Кого - куда, что есть на месте, откуда чего брать. Вроде, "всем известно"(с), что при всём бардаке, эвакуация промышленности в СССР была проведена на весьма высоком уровне.
В случае глубокого перепрофилирования тоже возникнут такие же проблемы. Налаживание НОВЫХ производственных связей, изготовление новой оснастки, а возможно и перетасовка станочного парка, освоение новых технологических операций, возможно даже и усиление нагрузки на транспорт (раньше надо было увозить привозить по 10 здоровенных фиговин в месяц , а теперь по 100 маленьких штучек каждый день) и энергетику (в связи с новыми технологическими операциями и перераспределением потребления).
Т.е. эвакуация от перепрофилирования по сути отличается только сложностями собственно перемещения из точки А в точку Б и проблемами социалки для рабочих.
Какой из заводов начнет быстрее выдавать готовую продукцию - вопрос далеко не однозначный.

ЗЫ. На то, какие замечательные танки поначалу делали на перепрофилированном "Красном Сормово" говорит хотя бы их "народное" название.

От Червяк
К Evg (21.02.2008 13:00:51)
Дата 21.02.2008 14:15:51

Re: Пара примеров...

Приветствую!
>>А была ли расчитана мощность местной электростанции на производство танков?
>
>По разному. Часто не была и их мощности наращивались либо перераспределялись.

Наращивались это как? Решением парсобрания?
где взять дополнительные котлы (котлостроительные заводы на оккупмрованной территории)? Где взять турбины и генераторы (заводы там же плюс ленинград в блокаде)? Где взять уголь наконец?
безусловно энергетики выходили из ситуации и электростанции эвакировали и у амеров чего-то покупали и другими способами, но наростили производство электроэнергии в сибирских и казахских энергосистемах в разы, но не так просто это было. (а уголь начали добывать в Воркуте и Инте, да и сталинские премии за газотурбинные двигатели не даром дали))

А перераспределить это как? у кого забрать. Снабжение населения это и сейчас мизер, а тогда вообще процент незаметный. Незначительных производств тодже не было - все для фронта все для победы).



С уважением

От Evg
К Червяк (21.02.2008 14:15:51)
Дата 21.02.2008 15:03:57

Re: Пара примеров...

>Приветствую!
>>>А была ли расчитана мощность местной электростанции на производство танков?
>>
>>По разному. Часто не была и их мощности наращивались либо перераспределялись.
>
>Наращивались это как? Решением парсобрания?
>где взять дополнительные котлы (котлостроительные заводы на оккупмрованной территории)? Где взять турбины и генераторы (заводы там же плюс ленинград в блокаде)? Где взять уголь наконец?

1. Капитальный ремонт и форсирование имеющихся.
2. Привозили с собой с заводским оборудованием.
3. "Локальные" самодельные электорстанции из эл.двигателей (на группу станков, мастерскую, цех).
4. Примерение неэлектрических эрзацев (использование прямой трансмиссии от ДВС, паровозных паровых машин и т.п.)
5. Грамотное планирование - завод нуждающийся в большом количестве воды в Бухару не повезут и т.п.

Уголь взять в лесу. Называется - дрова.

>безусловно энергетики выходили из ситуации и электростанции эвакировали и у амеров чего-то покупали и другими способами, но наростили производство электроэнергии в сибирских и казахских энергосистемах в разы, но не так просто это было. (а уголь начали добывать в Воркуте и Инте, да и сталинские премии за газотурбинные двигатели не даром дали))

Понятно, что было тяжело, часто "на пупке". Но страна реально готовилась к войне. Вплоть до закладки заводских площадок на перспективу, с планами их использования "в случае чего" для эвакуации имеющихся предприятий.






>С уважением