От Евгений Путилов
К sss
Дата 25.01.2008 15:49:04
Рубрики Прочее; Современность; Локальные конфликты;

Re: А много-то...

Доброго здравия!
>Здравствуйте!

>>А что там было сложного? Кредиты "Газпрому" на Западе охотно давали в 90-е и не только под коммерческие проекты. А при наличии денег за техникой строительства уже проблема не станет.
>
>АФАЙК бюджет голубого потока в конце 90-х был более значимой суммой для Газпрома, чем бюджет газпромовской части нордстрима в 2008.
>+ тот проект был первым, что тоже имеет значение.

Это уже обсуждения на уровне личных представлений - значимо, не очень значимо и т.д. Я говорю о том, что с привлечением необходимых средств у Газпрома тогда проблем не было. А про сейчас и говорить нечего.

>>Угу. Если саму Турцию как проблему не вспоминать :-)
>
>И как "проблема" влияет на принципиальные возможности строительства новых подводных магистралей? :) (это даже если воспринимать, что само по себе небесспорно, но не в тему).

Я не про инженерную часть проекта говорил. Тем более на таком небольшом море, как Черное. Я про недостаточную целесообразность этого проекта вообще. То ли из-за изначальных ошибок в оценке рынка, то ли (ИМХО вероятнее) из-за непредсказуемого изменения поведения партнера уже в процессе осуществления проекта под влиянием изменившейся конъюнктуры цен. Это лишний раз подтверждает опасность завязывать дорогостоящие транспортные проекты под один рынок (привет Ходорковскому в сибирскую глушь с его проектом нефтепровода Ангарск - Китай; раздать ордена американцам, твердившим о предпочтительности маршрута Ангарск - Находка).

С уважением, Евгений Путилов.

От sss
К Евгений Путилов (25.01.2008 15:49:04)
Дата 25.01.2008 16:44:22

Re: А много-то...

> Я говорю о том, что с привлечением необходимых средств у Газпрома тогда проблем не было. А про сейчас и говорить нечего.

Про "сейчас" можно добавить только то, что уже сложившиеся экспортные цены будут явно сильнее, чем ранее стимулировать строительство. Ставки на кону выросли в разы.
А так согласен, спору нет.

>Я не про инженерную часть проекта говорил.

Вы не говорили, а в изначальном треде было именно про то, что "дорого и долго строить".
Т.е. подразумевались проблемы именно технического характера, причем нерешаемые вплоть до призыва отдельных транзитеров на царство :)

>Я про недостаточную целесообразность этого проекта вообще. То ли из-за изначальных ошибок в оценке рынка, то ли (ИМХО вероятнее) из-за непредсказуемого изменения поведения партнера уже в процессе осуществления проекта под влиянием изменившейся конъюнктуры цен.

Да эта история-то в общем известная.
В итоге с учетом "изменившейся коньюнктуры" вместе с иранскими заморочками и мутными перспективами шах-дениза проект в долгосрочном плане все равно вышел в плюс.
<Украли> и <потеряли> много, таковы реалии, тем не менее результат все равно лучше, чем если б сохраняли статус-кво и ограничились уже имевшимися транспортными магистралями и имевшимися же условиями взаимоотношений с транзитерами.

>Это лишний раз подтверждает опасность завязывать дорогостоящие транспортные проекты под один рынок.

Судя по тому, что ни нордстрим, ни гипотетический южный поток на одного покупателя явно не завязаны, можно предположить, что соответствующий вывод был сделан не только на ВИФе. Не просматривается с новыми "потоками" эта проблема, ИМХО.

С уважением.

От Евгений Путилов
К sss (25.01.2008 16:44:22)
Дата 25.01.2008 16:51:22

Re: А много-то...

Доброго здравия!


>Вы не говорили, а в изначальном треде было именно про то, что "дорого и долго строить".

А я и сейчас говорю, что долго и дорого. Но не неразрешимо. Я к тому, что долгое и дорогое надо делать после тщательной проработки перспектив проекта. ВОт этого с Голубым потоком тогда не случилось. А с Южным - пока не случилось.

>Т.е. подразумевались проблемы именно технического характера, причем нерешаемые вплоть до призыва отдельных транзитеров на царство :)

Про царство - это не я говорил. :-)
>>Это лишний раз подтверждает опасность завязывать дорогостоящие транспортные проекты под один рынок.
>
>Судя по тому, что ни нордстрим, ни гипотетический южный поток на одного покупателя явно не завязаны, можно предположить, что соответствующий вывод был сделан не только на ВИФе. Не просматривается с новыми "потоками" эта проблема, ИМХО.

Нордстрим объективно выгоден. Правда технически очень сложен (не в пример сложнее потоков через ЧЕрное море). А вот потоки через Черное море нужно тщательно прорабатывать. Пока Южный поток не завязан вообще ни на какой рынок (ради бывшей Югославии тянуть такую трубу бессмысленно, а Болгария сидит на недавно расширенном газопроводе).

С уважением, Евгений Путилов.