>Я мог бы придраться к "ближе к Широкой Балке, чем к Новороссийску", но это неважно, как и спор о названиях (я в Новороссийске провёл не один год в десттве). То, что гора на мысе Мысхако не входила в состав плацдарма - да, готов поверить, но почему-то не покидает ощущение, что видел карту, где она была с нашей стороны. Но Долина смерти действительно до неё. Важно - это что в округе напоминает колокол, не обкурился же дорогой Леонид Ильич. Гора Дооб тоже может считаться "колоколообразной", иначе я не знаю что.
Придирайтесь. Если Вы провели не один год в Новороссийске (в детстве), Вы должны знать, где Коса. Ощущения могут Вас не покидать по-прежнему, но, просто скажите, где, по-Вашему, находится мыс Дооб? И где, по-Вашему, Малая земля. Если можно - с картой. Есть один момент, только Вы не обижайтесь, я все эти места (включая Широкую Балку) пешком прошел.
Война слишком серьезное дело, чтобы поручать ее военным (с)
>Придирайтесь. Если Вы провели не один год в Новороссийске (в детстве), Вы должны знать, где Коса.
Я знаю.
Ощущения могут Вас не покидать по-прежнему, но, просто скажите, где, по-Вашему, находится мыс Дооб? И где, по-Вашему, Малая земля. Если можно - с картой. Есть один момент, только Вы не обижайтесь, я все эти места (включая Широкую Балку) пешком прошел.
Мысы Дооб и Мысхако образуют вход в Цемесскую бухту. Я несколько раз прибывал в Новороссийск морем - и полное ощущение, что проходишь между двумя горами. Я не вижу причин, почему батарею, ведущую огонь по немцам через бухту, нельзя было поставить на Дообе - ширина бухты там около 9 км, ну плюс несколько километров Малой земли. Впрочем, "похожее на царь-колокол" было на плацдарме, я несколько увлёкся. Но мне интересно, что имел в виду "Брежнев" - ведь "Малую Землю" вычитывали самым тщательным образом. Сейчас посмотрел оригинал - действительно имеется в виду что-то вроде бронеколпака, всё остальное не подходит по контексту. К сожалению, пока не могу посмотреть "Советскую береговую артиллерию", выложенную по ссылке ниже - может, она что-то прояснит.
Почему мне не нравится название горы "Колдун" - потому что звучит как новодел времён войны - надо ж было высотку как-то называть. Если это название зафиксировано хотя бы до революции, то тогда ладно, но на мой слух это что-то вроде "мыса Любви", на котором памятник рыбакам - т.е. привыкнуть можно, но какая-то двусмысленность остаётся. Но если гора над мысом Дооб называется Дооб, то почему бы и горе над мысом "Мыс-Хако" не называться Мысхако, раз уж просто "хако" не прижилось? И она дейсвительно имеет нечто колоколообразное в форме, особенно если смотреть с противоположной стороны бухты, с Мархотского хребта. И ещё - я подзабыл историю боёв на Малой Земле, так что ниже - не утверждение, а вопрос. Кажется, гора Колдун была захвачена всё-таки раньше (в апреле 43?), чем началось общее наступление на город в сентябре.
Тогда Вы должны знать, где происходила высадка десанта. Кроме того, Вы наверняка знаете памятник "Здесь проходил передний край обороны Малой земли". Кстати, не помните, как он выглядит?
>Мысы Дооб и Мысхако образуют вход в Цемесскую бухту. Я несколько раз прибывал в Новороссийск морем - и полное ощущение, что проходишь между двумя горами.
Я попорбую ещераз, ладно? Мыс Дооб - это Кабардинка, напротив Малой земли. Гора там действительно называется Дооб, но ее , кроме как Кабардинкой никто не называет.
Мысхако - РАВНИННАЯ местность, сейчас там находится рыбсовхоз (находился, по крайней мере). Дальше местность плавно повышается в сторону Колдуна. Более того, передний край Малой земли не продвинулся дальше начала повышения рельефа.
>Я не вижу причин, почему батарею, ведущую огонь по немцам через бухту, нельзя было поставить на Дообе - ширина бухты там около 9 км, ну плюс несколько километров Малой земли.
От Дооба до Малой земли (дажее хотя бы до Мысхако - около 12 км, до переднего края - еще дальше).Батарею поставили на Пенаепо многим факторам, (один из них - маскировка позиции , что помогло ей продержаться год под атаками авиации немцев). Батарею на Дообе авиацией вынесли бы в считанные часы, потому что там - голое место. Более того, именно батарея Зубкова на Пенае поддерживала Малую землю.
>Впрочем, "похожее на царь-колокол" было на плацдарме, я несколько увлёкся. Но мне интересно, что имел в виду "Брежнев" - ведь "Малую Землю" вычитывали самым тщательным образом. Сейчас посмотрел оригинал - действительно имеется в виду что-то вроде бронеколпака, всё остальное не подходит по контексту. К сожалению, пока не могу посмотреть "Советскую береговую артиллерию", выложенную по ссылке ниже - может, она что-то прояснит.
Я думаю, что это были остатки батареи на Мысхако, только вот с колоколом "дорогой Леонид Ильич" чего-то перемудрил. У него там в "Малой земле" есть утверждени, что противник вел обстрел "с окружающих гор" - когда "окружала" плацдарм только одна - Колдун.
>Почему мне не нравится название горы "Колдун" - потому что звучит как новодел времён войны - надо ж было высотку как-то называть. Если это название зафиксировано хотя бы до революции, то тогда ладно, но на мой слух это что-то вроде "мыса Любви", на котором памятник рыбакам - т.е. привыкнуть можно, но какая-то двусмысленность остаётся.
Равится Вам название Колдуна или нет - вопрос Ваш, но гора называлась Колдун до революции. Источник информации - моя прабабушка, которая как родилась в 1900 в Новороссийске, так и умерла в 1991 году там же, прожив в нем всю жизнь. Колдуном гору назвали потому, что когда идет ветер с моря, с нее спускаетя туман.
>Но если гора над мысом Дооб называется Дооб,
см. выше про то, как местные называют Дооб.
>то почему бы и горе над мысом "Мыс-Хако" не называться Мысхако, раз уж просто "хако" не прижилось? И она дейсвительно имеет нечто колоколообразное в форме, особенно если смотреть с противоположной стороны бухты, с Мархотского хребта.
Объясняю. Потому что от Мысхако до вершины Колдуна (447м) - не менее 10 км, до подножий - не менее 6. Гора называлась Колдун еще до революции, называется так и сейчас, на всех картах.
>И ещё - я подзабыл историю боёв на Малой Земле, так что ниже - не утверждение, а вопрос. Кажется, гора Колдун была захвачена всё-таки раньше (в апреле 43?), чем началось общее наступление на город в сентябре.