От badger
К Александр Антонов
Дата 02.08.2007 20:29:50
Рубрики WWII; ВВС; 1941;

Re: Кто-то что-то...

>На 1 января 1941 г. в приграничных особых округах имелось 74 постоянных,

О, вот и "70 уничтоженных аэродромов" нашлось :)


>314 оперативных, 134 достраивавшихся и 132 строящихся аэродрома.
> Всего к концу 1941-го в западных особых округах планировалось иметь 654 аэродрома (к 1 января 1941 г. имелось вместе с достраивавшимися 522).

То есть не хватает 134 + 132 = 266 аэродромов. Но вы делаете вывод что аэродромов де хватало. Нелогично. Более того - это средняя температура по больнице у нас, а если смотреть по частям - дефицит аэродромов был в первую очередь на присоединенных в 40 приграничных территориях.
Большинство стоящихся и достаивающихся аэродромов - именно там.



Многие неприятности ожидали советскую авиацию из-за скученного базирования. После вступления Красной Армии на территорию Западной Украины, Западной Белоруссии, а позднее - Литвы, Латвии и Эстонии и перебазирования туда авиационных соединений немедленных мер по строительству новых аэродромов принято не было. Авиабазы, ранее находившиеся вблизи границы, теперь оказались в тылу, а на удалении 120-250 км от новой государственной границы аэродромов почти не было. План строительства и реконструкции 251 аэродрома СНК СССР утвердил только 10 апреля 1941 г. Работа была поручена органам НКВД и велась почти на всех действующих аэродромах одновременно. Несмотря на большую спешку, закончить ее к июню не удалось. Например, в Западном округе из 62 аэродромов на 46 еще велись земляные работы, а остальные предназначались для временного размещения основных сил 9-й, 10-й и 11-й смешанных авиадивизий.


http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/begin/begin.html


>Так что дело было не в том что аэродромов было мало, а в том что к утру 22 июня авиацию с постоянных аэродромов не успели рассредоточить на оперативные,

Чуть выше вы сами цитируете про недостоенность 266 аэродромов.


>и в том что на постоянных аэродромах самолеты стояли незамаскированно, зачастую скученно, "в линеечку". Маскировать и рассредотачивать же начинали как правило уже после того как несли большие потери на земле - был шок, и не было мгновенного понимания того, что вокруг уже война и действовать надо "по боевому".

Было по разному. Но списывать всё только на шок не стоит.

Прежде всего, немцы оказались очень настойчивыми в достижении целей. Так, в 10-й САД первый удар застал врасплох только 74-й ШАП п-ка Васильева. Остальные полки успели рассредоточить материальную часть. 123-й ИАП основные потери понес при пятом налете, а 33-й ИАП - в четвертом. В последнем случае девятка Bf 109 сумела обмануть бдительность постов ВНОС, подкравшись на предельно малой высоте, и в 40-минутной штурмовке сожгла 21 И-16 и 5 И-153. Полк потерял боеспособность.


http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/begin/begin.html

При наличии возможности рассредоточение проводилось.

От Александр Антонов
К badger (02.08.2007 20:29:50)
Дата 03.08.2007 00:31:56

Re: Кто-то что-то...

Здравствуйте

>>314 оперативных, 134 достраивавшихся и 132 строящихся аэродрома.
>> Всего к концу 1941-го в западных особых округах планировалось иметь 654 аэродрома (к 1 января 1941 г. имелось вместе с достраивавшимися 522).

>То есть не хватает 134 + 132 = 266 аэродромов.

Я бы не стал записывать большую часть 134 достраивавшихся на 1 января 1941 года аэродромов в непригодные для базирования авиации к 22 июня 1941 года, впрочем так же как и часть из 132 строившихся.

>Но вы делаете вывод что аэродромов де хватало.Нелогично.

Учитывая что к 22 июня 1941 года в приграничных особых округах была сосредоточена далеко не вся авиация, предназначенная для развертывания "на Западе", вполне логично. Ведь согласно майским планам собирались развернуть на западном ТВД 165 истребительных, бомбардировочных и штурмовых авиаполков, а фактически на 22 июня 1941 года было развернуто 123 - на треть меньше.
Так вот, для 123 авиаполков согласно нормативу 4 аэродрома на один авиаполк требовалось только 492 аэродрома, а имелось 626. Другое дело что из этих 626 135 находились в состоянии реконструкции. Ну так 626 - 135 = 491.

Есть и другие цифры:

"Всего на 116 авиаполков ВВС приграничных военных округов имелось 477 постоянных и оперативных аэродромов (приложение 9)."

477 / 116 = 4.11 Как видите все равно больше 4 аэродромов на каждый авиаполк.

Вообщем:

www.mil.ru/viz-05-06-03-8.pdf

"...Анализ показывает, что для 117 авиаполков (прим. - без авиаполков ДБА ГК), входивших в состав пяти приграничных округов, такое количество аэродромов вполне могло обеспечить рассредоточенное базирование всей фронтовой авиации (на 1 авиационный полк приходились 4 аэродрома). Но в большинстве своем оперативные аэродромы
не были подготовлены для нормального функционирования авиационных частей. Так, только 61 из 155 имевшихся в наличии ВВС Западного ОВО оперативных аэродромов был оборудован бензоемкостями (открытого типа). Кроме того, к ним не подводились линии проводной связи, что лишало базировавшиеся на них авиачасти полноценного функционирования и управления ими. С целью решения этой проблемы было создано Главное управление аэродромного строительства, а для ускоренного проведения строительных работ к июню 1941 года сформировали 100 аэродромно-
строительных батальонов..."

>Более того - это средняя температура по больнице у нас, а если смотреть по частям - дефицит аэродромов был в первую очередь на присоединенных в 40 приграничных территориях.

Базирование у самой границы истребительной авиации, да, зачастую было весьма скученным:

"Ряд аэродромов, и прежде всего для ИА, находились в непосредственной близости от госграницы, в пределах досягаемости огня артиллерии противника. Например, аэродром Долубово (126 иап 9 сад) находился в 10 км, Чунев (28 иап 15 сад) — в 15 км, Черновцы (149 иап 64 иад) — в 20 км от границы. Почти на всех этих аэродромах базировалось по 80-100 и более самолетов новых и старых типов, в том числе на аэродромах: Долубово — 73 (50 МиГ-3 и 23 И-16); Чунев — 83 (63 МиГ-3 и 20 И-16); Черновцы — 131 (67 И-16 и И-153, 64 МиГ-3); Бельцы — 116 (54 И-153 и И-16, 62 МиГ-3). Таким образом, только на указанных аэродромах под прицельным огнем артиллерии находилось 403 истребителя."

От того и понесла исребительная авиация ЗапОВО столь тяжелые потери в первые же часы войны.
Такое базирование истребительных авиаполков в свете предположения что немцы первыми начнут боевые действия конечно же было ошибочным. Однако причем же здесь нехватка аэродромов?

>Многие неприятности ожидали советскую авиацию из-за скученного базирования. После вступления Красной Армии на территорию Западной Украины, Западной Белоруссии, а позднее - Литвы, Латвии и Эстонии и перебазирования туда авиационных соединений немедленных мер по строительству новых аэродромов принято не было. Авиабазы, ранее находившиеся вблизи границы, теперь оказались в тылу, а на удалении 120-250 км от новой государственной границы аэродромов почти не было. План строительства и реконструкции 251 аэродрома СНК СССР утвердил только 10 апреля 1941 г. Работа была поручена органам НКВД и велась почти на всех действующих аэродромах одновременно. Несмотря на большую спешку, закончить ее к июню не удалось. Например, в Западном округе из 62 аэродромов на 46 еще велись земляные работы, а остальные предназначались для временного размещения основных сил 9-й, 10-й и 11-й смешанных авиадивизий.
>


Не знаю откуда цифирь на счет имевшихся в "Западном округе" 108 аэродромов, из которых только 62 были действующими, если из вышероцитированного понятно что в ЗапОВО только оперативных имелось 155 аэродромов.

>>и в том что на постоянных аэродромах самолеты стояли незамаскированно, зачастую скученно, "в линеечку". Маскировать и рассредотачивать же начинали как правило уже после того как несли большие потери на земле - был шок, и не было мгновенного понимания того, что вокруг уже война и действовать надо "по боевому".

>Было по разному. Но списывать всё только на шок не стоит.

Многих из тех, кто внезапно, "без обьявления войны" оказывался под бомбежкой, штурмовкой и артобстрелом,
можно было сразу списывать в потери от боевых психических травм. Именно такие звонили Копецу и докладывали что их авиаполки больше не существуют (и были правы).

А было действительно по разному. Можно посмотреть как на происходящее реагировал тот же Покрышкин в "периферийном" ОдОВО. Тоже после первого боевого вылета норовил свои МиГ "по линеечке" поставить.

>Прежде всего, немцы оказались очень настойчивыми в достижении целей. Так, в 10-й САД первый удар застал врасплох только 74-й ШАП п-ка Васильева. Остальные полки успели рассредоточить материальную часть. 123-й ИАП основные потери понес при пятом налете, а 33-й ИАП - в четвертом. В последнем случае девятка Bf 109 сумела обмануть бдительность постов ВНОС, подкравшись на предельно малой высоте, и в 40-минутной штурмовке сожгла 21 И-16 и 5 И-153. Полк потерял боеспособность.
>


В 10-й САД к вечеру 22 июня было потеряно 180 самолетов из 231. Что же на счет 123-го ИАП, то рассредоточение (куда, на оперативный аэродром Стригово в нескольких километрах от госграницы?) не спасло этот полк от разгромных потерь на земле. К 14:00 22 июня в полку было 15 исправных истребителей (при этом что за 22 июня в воздухе было потеряно только 9 машин).

С уважением, Александр

От А.Погорилый
К badger (02.08.2007 20:29:50)
Дата 02.08.2007 21:14:18

Re: Кто-то что-то...

>При наличии возможности рассредоточение проводилось.

По воспоминаниям достаточно многих летчиков, в том числе находившихся за сотни километров от границы, война для них началась так.
Сначала команда "Рассредоточить самолеты", весь личный состав кидается их растаскивать, потом, когда законччили, построение и обьявление о начале войны.
То есть рассредоточение - это стандартное действие.