От Александр Антонов
К badger
Дата 02.08.2007 19:11:03
Рубрики WWII; ВВС; 1941;

Re: Кто-то что-то...

Здравствуйте

>Поэтому никто и не рассчитовал что противник не будет знать о основных аэродромах базирования авиации, в случай боевых действий авиация должна была сразу рассредоточиться по запасным площадкам, которые уже либо вообще неизвестны противнику, либо противник считает что там никто не базируется. Норматив - примерно 3 запасных на 1 основную базу. К сожалению строительство необходимого количества аэродромов в было в начальной стадии на 22.06.41, поэтому противнику удалось накрыть значительную часть нашей авиации.

http://militera.lib.ru/h/1941/index.html

На 1 января 1941 г. в приграничных особых округах имелось 74 постоянных, 314 оперативных, 134 достраивавшихся и 132 строящихся аэродрома. Всего к концу 1941-го в западных особых округах планировалось иметь 654 аэродрома (к 1 января 1941 г. имелось вместе с достраивавшимися 522). Так что дело было не в том что аэродромов было мало, а в том что к утру 22 июня авиацию с постоянных аэродромов не успели рассредоточить на оперативные, и в том что на постоянных аэродромах самолеты стояли незамаскированно, зачастую скученно, "в линеечку". Маскировать и рассредотачивать же начинали как правило уже после того как несли большие потери на земле - был шок, и не было мгновенного понимания того, что вокруг уже война и действовать надо "по боевому".

С уважением, Александр

От badger
К Александр Антонов (02.08.2007 19:11:03)
Дата 02.08.2007 20:29:50

Re: Кто-то что-то...

>На 1 января 1941 г. в приграничных особых округах имелось 74 постоянных,

О, вот и "70 уничтоженных аэродромов" нашлось :)


>314 оперативных, 134 достраивавшихся и 132 строящихся аэродрома.
> Всего к концу 1941-го в западных особых округах планировалось иметь 654 аэродрома (к 1 января 1941 г. имелось вместе с достраивавшимися 522).

То есть не хватает 134 + 132 = 266 аэродромов. Но вы делаете вывод что аэродромов де хватало. Нелогично. Более того - это средняя температура по больнице у нас, а если смотреть по частям - дефицит аэродромов был в первую очередь на присоединенных в 40 приграничных территориях.
Большинство стоящихся и достаивающихся аэродромов - именно там.



Многие неприятности ожидали советскую авиацию из-за скученного базирования. После вступления Красной Армии на территорию Западной Украины, Западной Белоруссии, а позднее - Литвы, Латвии и Эстонии и перебазирования туда авиационных соединений немедленных мер по строительству новых аэродромов принято не было. Авиабазы, ранее находившиеся вблизи границы, теперь оказались в тылу, а на удалении 120-250 км от новой государственной границы аэродромов почти не было. План строительства и реконструкции 251 аэродрома СНК СССР утвердил только 10 апреля 1941 г. Работа была поручена органам НКВД и велась почти на всех действующих аэродромах одновременно. Несмотря на большую спешку, закончить ее к июню не удалось. Например, в Западном округе из 62 аэродромов на 46 еще велись земляные работы, а остальные предназначались для временного размещения основных сил 9-й, 10-й и 11-й смешанных авиадивизий.


http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/begin/begin.html


>Так что дело было не в том что аэродромов было мало, а в том что к утру 22 июня авиацию с постоянных аэродромов не успели рассредоточить на оперативные,

Чуть выше вы сами цитируете про недостоенность 266 аэродромов.


>и в том что на постоянных аэродромах самолеты стояли незамаскированно, зачастую скученно, "в линеечку". Маскировать и рассредотачивать же начинали как правило уже после того как несли большие потери на земле - был шок, и не было мгновенного понимания того, что вокруг уже война и действовать надо "по боевому".

Было по разному. Но списывать всё только на шок не стоит.

Прежде всего, немцы оказались очень настойчивыми в достижении целей. Так, в 10-й САД первый удар застал врасплох только 74-й ШАП п-ка Васильева. Остальные полки успели рассредоточить материальную часть. 123-й ИАП основные потери понес при пятом налете, а 33-й ИАП - в четвертом. В последнем случае девятка Bf 109 сумела обмануть бдительность постов ВНОС, подкравшись на предельно малой высоте, и в 40-минутной штурмовке сожгла 21 И-16 и 5 И-153. Полк потерял боеспособность.


http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/begin/begin.html

При наличии возможности рассредоточение проводилось.

От Александр Антонов
К badger (02.08.2007 20:29:50)
Дата 03.08.2007 00:31:56

Re: Кто-то что-то...

Здравствуйте

>>314 оперативных, 134 достраивавшихся и 132 строящихся аэродрома.
>> Всего к концу 1941-го в западных особых округах планировалось иметь 654 аэродрома (к 1 января 1941 г. имелось вместе с достраивавшимися 522).

>То есть не хватает 134 + 132 = 266 аэродромов.

Я бы не стал записывать большую часть 134 достраивавшихся на 1 января 1941 года аэродромов в непригодные для базирования авиации к 22 июня 1941 года, впрочем так же как и часть из 132 строившихся.

>Но вы делаете вывод что аэродромов де хватало.Нелогично.

Учитывая что к 22 июня 1941 года в приграничных особых округах была сосредоточена далеко не вся авиация, предназначенная для развертывания "на Западе", вполне логично. Ведь согласно майским планам собирались развернуть на западном ТВД 165 истребительных, бомбардировочных и штурмовых авиаполков, а фактически на 22 июня 1941 года было развернуто 123 - на треть меньше.
Так вот, для 123 авиаполков согласно нормативу 4 аэродрома на один авиаполк требовалось только 492 аэродрома, а имелось 626. Другое дело что из этих 626 135 находились в состоянии реконструкции. Ну так 626 - 135 = 491.

Есть и другие цифры:

"Всего на 116 авиаполков ВВС приграничных военных округов имелось 477 постоянных и оперативных аэродромов (приложение 9)."

477 / 116 = 4.11 Как видите все равно больше 4 аэродромов на каждый авиаполк.

Вообщем:

www.mil.ru/viz-05-06-03-8.pdf

"...Анализ показывает, что для 117 авиаполков (прим. - без авиаполков ДБА ГК), входивших в состав пяти приграничных округов, такое количество аэродромов вполне могло обеспечить рассредоточенное базирование всей фронтовой авиации (на 1 авиационный полк приходились 4 аэродрома). Но в большинстве своем оперативные аэродромы
не были подготовлены для нормального функционирования авиационных частей. Так, только 61 из 155 имевшихся в наличии ВВС Западного ОВО оперативных аэродромов был оборудован бензоемкостями (открытого типа). Кроме того, к ним не подводились линии проводной связи, что лишало базировавшиеся на них авиачасти полноценного функционирования и управления ими. С целью решения этой проблемы было создано Главное управление аэродромного строительства, а для ускоренного проведения строительных работ к июню 1941 года сформировали 100 аэродромно-
строительных батальонов..."

>Более того - это средняя температура по больнице у нас, а если смотреть по частям - дефицит аэродромов был в первую очередь на присоединенных в 40 приграничных территориях.

Базирование у самой границы истребительной авиации, да, зачастую было весьма скученным:

"Ряд аэродромов, и прежде всего для ИА, находились в непосредственной близости от госграницы, в пределах досягаемости огня артиллерии противника. Например, аэродром Долубово (126 иап 9 сад) находился в 10 км, Чунев (28 иап 15 сад) — в 15 км, Черновцы (149 иап 64 иад) — в 20 км от границы. Почти на всех этих аэродромах базировалось по 80-100 и более самолетов новых и старых типов, в том числе на аэродромах: Долубово — 73 (50 МиГ-3 и 23 И-16); Чунев — 83 (63 МиГ-3 и 20 И-16); Черновцы — 131 (67 И-16 и И-153, 64 МиГ-3); Бельцы — 116 (54 И-153 и И-16, 62 МиГ-3). Таким образом, только на указанных аэродромах под прицельным огнем артиллерии находилось 403 истребителя."

От того и понесла исребительная авиация ЗапОВО столь тяжелые потери в первые же часы войны.
Такое базирование истребительных авиаполков в свете предположения что немцы первыми начнут боевые действия конечно же было ошибочным. Однако причем же здесь нехватка аэродромов?

>Многие неприятности ожидали советскую авиацию из-за скученного базирования. После вступления Красной Армии на территорию Западной Украины, Западной Белоруссии, а позднее - Литвы, Латвии и Эстонии и перебазирования туда авиационных соединений немедленных мер по строительству новых аэродромов принято не было. Авиабазы, ранее находившиеся вблизи границы, теперь оказались в тылу, а на удалении 120-250 км от новой государственной границы аэродромов почти не было. План строительства и реконструкции 251 аэродрома СНК СССР утвердил только 10 апреля 1941 г. Работа была поручена органам НКВД и велась почти на всех действующих аэродромах одновременно. Несмотря на большую спешку, закончить ее к июню не удалось. Например, в Западном округе из 62 аэродромов на 46 еще велись земляные работы, а остальные предназначались для временного размещения основных сил 9-й, 10-й и 11-й смешанных авиадивизий.
>


Не знаю откуда цифирь на счет имевшихся в "Западном округе" 108 аэродромов, из которых только 62 были действующими, если из вышероцитированного понятно что в ЗапОВО только оперативных имелось 155 аэродромов.

>>и в том что на постоянных аэродромах самолеты стояли незамаскированно, зачастую скученно, "в линеечку". Маскировать и рассредотачивать же начинали как правило уже после того как несли большие потери на земле - был шок, и не было мгновенного понимания того, что вокруг уже война и действовать надо "по боевому".

>Было по разному. Но списывать всё только на шок не стоит.

Многих из тех, кто внезапно, "без обьявления войны" оказывался под бомбежкой, штурмовкой и артобстрелом,
можно было сразу списывать в потери от боевых психических травм. Именно такие звонили Копецу и докладывали что их авиаполки больше не существуют (и были правы).

А было действительно по разному. Можно посмотреть как на происходящее реагировал тот же Покрышкин в "периферийном" ОдОВО. Тоже после первого боевого вылета норовил свои МиГ "по линеечке" поставить.

>Прежде всего, немцы оказались очень настойчивыми в достижении целей. Так, в 10-й САД первый удар застал врасплох только 74-й ШАП п-ка Васильева. Остальные полки успели рассредоточить материальную часть. 123-й ИАП основные потери понес при пятом налете, а 33-й ИАП - в четвертом. В последнем случае девятка Bf 109 сумела обмануть бдительность постов ВНОС, подкравшись на предельно малой высоте, и в 40-минутной штурмовке сожгла 21 И-16 и 5 И-153. Полк потерял боеспособность.
>


В 10-й САД к вечеру 22 июня было потеряно 180 самолетов из 231. Что же на счет 123-го ИАП, то рассредоточение (куда, на оперативный аэродром Стригово в нескольких километрах от госграницы?) не спасло этот полк от разгромных потерь на земле. К 14:00 22 июня в полку было 15 исправных истребителей (при этом что за 22 июня в воздухе было потеряно только 9 машин).

С уважением, Александр

От А.Погорилый
К badger (02.08.2007 20:29:50)
Дата 02.08.2007 21:14:18

Re: Кто-то что-то...

>При наличии возможности рассредоточение проводилось.

По воспоминаниям достаточно многих летчиков, в том числе находившихся за сотни километров от границы, война для них началась так.
Сначала команда "Рассредоточить самолеты", весь личный состав кидается их растаскивать, потом, когда законччили, построение и обьявление о начале войны.
То есть рассредоточение - это стандартное действие.

От karlenko
К Александр Антонов (02.08.2007 19:11:03)
Дата 02.08.2007 19:36:06

Re: Кто-то что-то...

>Маскировать и рассредотачивать же начинали как правило уже после того как несли большие потери на земле

Ничего не начали, - ждали команды. По крайней мере в бомбардировочной авиации так и было. Немногие уцелевшие экипажи только к вечеру смогли совершить несколько боевых вылетов. Исключение - ОдВО, где команда о рассредоточении была выполнена вовремя (почти). Как итог - ничтожно малые потери на земле (в отличие от других округов).
"Командующему ВВС округа было предложено к рассвету рассредоточить авиацию по оперативным аэродромам. Последний высказал возражения, мотивируя их тем, что при посадке на оперативные аэродромы будет повреждено много самолетов. Только после отдачи ему письменного приказания командующий ВВС приступил к его исполнению". <...>
"На рассвете командующий ВВС округа генерал-майор авиации Ф.Г. Мичугин доложил, что основная часть подчиненной ему авиации перебазирована на оперативные аэродромы и выведена из-под ударов авиации противника, которые наносились по стационарным аэродромам в период с 3 часов 30 минут до 4 часов 30 минут 22 июня. На кишиневском аэродроме попали под удар семь самолетов СБ, три Р-зет и два У-2, поскольку командир авиационной бригады А.С. Осипенко не полностью выполнил указание о перебазировании самолетов на оперативный аэродром".