От Bevh Vladimir
К All
Дата 10.06.2006 16:33:52
Рубрики WWII; Стрелковое оружие;

Интервью с женщиной - снайпером


http://talks.guns.ru/forummessage/2/138683-3.html

Simple
ветеран posted 8-6-2006 19:19
--------------------------------------------------------------------------------
Встреча состоялась, как было намечено 06.06.2006 г. в Главном штабе ВМФ. Там есть комната для ветеранов войны. Когда разговаривал с ней по телефону, она была немного насторожена (мало ли какие люди звонят), поэтому я не зря захватил удостоверение ветерана боевых действий, пенсионное и другие документы. Когда она записывала мои данные мы и по боевым наградам сошлись, у меня практически такие же, только поменьше, и по ранениям, как она пошутила, я ее не догнал, у нее - 5, у меня - 2.
Так что атмосфера сразу установилась очень доброжелательная. Мария Александровна рассказала много интересного. К сожалению, всю беседу выложить не могу по этическим соображениям, т.к. в ней присутствуют факты ее личной жизни.

Я даже позавидовал ее памяти, помнит номера частей, населенные пункты, фамилии, имена командиров и однополчан, правда, некоторые моменты она не могла вспомнить. Вот у меня после Афганистана 20 лет прошло и все как-то в памяти размылось и замылилось, спросят, где тебя тогда-то на боевых десантировали, отвечу типа - где-то под Кабулом и все.

Безусловно, героическая и стойкая женщина, сохранила настоящий бойцовский характер, тяжелая судьба ее не сломила. Получил огромный заряд патриотизма.

Она рассказывала просто о своей жизни, войне, вопросы по снайперской тематике приходилось задавать отдельно. Просто снайперская работа была одним из многочисленных эпизодов ее сложной жизни, около года она была снайпером. Информацию излагаю со слов Галышкиной М.А., вопросы свои не пишу, из ее ответов и так будет понятно.

Краткая биография

Галышкина М.А. родилась в 1924 году в деревне Николаевское Пензенской области. В 1935 году семья переехала в г. Нальчик. В 1940 году поступила в финансово-экономический техникум в г. Орджоникидзе (сейчас г. Владикавказ). В то время она уже имела серьезную подготовку: закончила курсы медсестер, получила значки 'Ворошиловский стрелок' первой и второй степени, ДОСААФ, ГСО (Готов к санитарной обороне).

С августа 1941 года санинструктор погранотряда войск НКВД. Однажды погранотряд был окружен бандформированием и ее послали за подмогой. Она была ранена в ногу, но дошла до своих, и помощь подоспела вовремя. За спасение погранотряда награждена медалью 'За отвагу'. После лечения в конце 1941 года она вернулась в свою часть, которая копала противотанковые рвы под Моздоком и Грозным.

По призыву известной женщины-снайпера Павличенко в мае 1942 года объявили о наборе 200 девушек из республик Закавказья в снайперскую школу в г. Грозном. Она подала заявление и ее приняли.

После окончания школы снайперов ее с напарницей Аней Соколовой (погибла в первом бою) направили в 57-ю бригаду морской пехоты, которая воевала на Кубани. Далее боевой путь: Малая земля, Новороссийская операция, Киев. Вторую медаль 'За отвагу' получила за 8 подтвержденных убитых фашистов, третью - за 28.

В Закарпатье она была в очередной раз ранена (повреждена кисть правой руки), после чего ее перевели в санинструкторы. Харьков, Севастополь, Балаклава, Румыния, Венгрия, Югославия, Австрия. Войну закончила в Вене. За более ста спасенных раненных бойцов награждена орденом Красной Звезды.

После войны служила в морской воинской части, с 1952 года 28 лет проработала на 1-м автомобильном комбинате контролером-диспетчером в Москве. На пенсии продолжает вести активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Является членом Совета ветеранов Черноморского флота.

Воспоминания Галышкиной М.А. об учебе в школе снайперов

Женская школа снайперов располагалась в 18 км от г. Грозного в каком-то старом поместье. Срок обучения - 6 месяцев. Занятия начались в июне 1942 г. Курсанты жили на казарменном положении. Распорядок дня: в 7:00 подъем, зарядка, завтрак, винтовки в руки и на полевые занятия. После обеда в 17:00 изучали теорию.

Инструктора в основном - командиры отделений, рот и начальник школы были молодые ребята из Баку, которые там закончили снайперские курсы. Был еще преподаватель подполковник, который воевал в Испании и на озере Хасан.

Всем девушкам выдали винтовки Мосина с кронштейнами Кочетова и прицелом ПУ и сказали, что теперь это их личные винтовки с которыми они отправятся на фронт. (Не могла вспомнить какой прицел у нее был, хорошо фотографии разные с собой были и она указала на ПУ).
Оптика на винтовках и открытые прицелы уже были пристреляны в соответствии с НСД, скорее всего инструкторами из Баку.

Было какое-то пособие по снайперской стрельбе, учили, как правильно выставлять барабанчики прицела с учетом ветра и расстояния. Стреляли на дистанции от 100 до 500 метров. Начинали со 100 метров. Отрабатывали навыки стрельбы по движущимся целям, солдаты в окопах на рубеже несли выставленные вверх силуэты противника, по которым они вели огонь. Стреляли обычными валовыми патронами.

Долгое время учили ползать с винтовкой по-пластунски и маскироваться. Очень тяжелая работа. Вес винтовки с кронштейном и прицелом под 5 кг, при этом надо ползти так, чтобы тебя не заметили, контролировать, что винтовка не загрязнилась, посторонние предметы не попали в канал ствола и самое главное сохранить оптический прицел в рабочем состоянии. Даже у тренированного мужчины проползти несколько сотен метров с таким грузом семь потов сойдет, а это делали вчерашние школьницы.

Маскировка - в основном трава, бугорки. Учили работать в паре. Особое внимание уделяли, чтобы не было солнечного отблеска от прицела и бинокля. Преподаватель находился сзади, они выползали на рубеж и маскировались, впереди на месте противника находились инструкторы, которые оценивали маскировку, типа 'Курсант такая-то, у тебя блик прицела, ты убита'.

Выпускной экзамен включал теорию и стрельбу.
- дистанция 100 м, 5 патронов, нужно было выбить не менее 45 очков;
- дистанция 200 м, патронов больше выдавали (сколько точно не помнит), 48-50 очков;
- дистанция 400 м, 10 патронов, не менее 85 очков.

Трех девушек отсеяли по психологическим причинам, у них сдали нервы, и они не были морально готовы стрелять в людей.

На выпуске перед строем вышестоящее руководство, которое прибыло из штаба, объявило Клейменовой М.А. (ее девичья фамилия) и еще одной девушке благодарность за отличную стрельбу.


Отсканированное фото Галышкиной М.А., которое она мне подарила, так, что качество не очень.



Продолжение следует.


edit log

IP: logged

P.M.
Хмель
новый
posted 8-6-2006 19:57
--------------------------------------------------------------------------------
Очень интересно читать вот такие выкладки, о судьбе отдельно взятого человека на войне. Написано также очень хорошо. Именно такие вот рассказы и служат наилучшим средством в патриотическом воспитании молодых, да и не только, людей.
Огромное спасибо. С не терпением буду ждать продолжения.
С уважением.
IP: logged

P.M.
Simple
ветеран posted 10-6-2006 13:20
--------------------------------------------------------------------------------

quote:
--------------------------------------------------------------------------------
Originally posted by Хмель:
Очень интересно читать вот такие выкладки, о судьбе отдельно взятого человека на войне. Написано также очень хорошо. Именно такие вот рассказы и служат наилучшим средством в патриотическом воспитании молодых, да и не только, людей.
Огромное спасибо. С не терпением буду ждать продолжения.
С уважением.
--------------------------------------------------------------------------------

Спасибо на добром слове, Вы правильно меня поняли, в начале сам хотел себе кое-что разъяснить, а сейчас после встречи с ветераном понимаю, что они уходят и надо донести до молодежи, как их предки грудью за Родину стояли и что они испытали.

edit log

IP: logged

P.M.
Simple
ветеран posted 10-6-2006 13:21
--------------------------------------------------------------------------------
Из воспоминаний Марии Александровны я понял, что она не была суперснайпером, которых сейчас показывают в художественных фильмах. Просто труженик войны, только со снайперской винтовкой. Обычно она находилась на флангах атакующих подразделений морской пехоты и уничтожала огневые точки и офицеров противника. Сколько она поразила целей, сама не может сказать, кто в бою их считал. Так что цифра 28, достаточно относительная, это только подтвержденные свидетелями данные, тем более их точный счет она не сразу стала вести. На самом деле их было конечно гораздо больше.
Почему я на этом концентрирую внимание, и вообще, зачем мне это нужно. Да потому что из различных источников про наших снайперов выходило, что они только и охотились, описывались их красочные поединки со снайперами противника, уловки, обманки. В основном это было в советские времена, тогда пропаганда видела наших снайперов именно такими. А за этими картинками существовал еще и их каждодневный ратный труд непосредственно в боевых порядках по обеспечению продвижения наших войск в наступлении. И только во времена затишья, в обороне они выходили на охоту.

Наиболее запомнившиеся эпизоды по воспоминаниям снайпера

После снайперской школы в марте 1942 года ее направили в 57 бригаду морской пехоты, которая держала оборону в районе станицы Курчанская на реке Курка. Остановка была тяжелой, находились в болотах, вокруг рисовые поля, наполненные водой. Боеприпасов не хватает. Школьники в мешках на спине, кто мог добраться, приносили им патроны. Она прибыла на КП со своей напарницей Соколовой, командир посмотрел на них, и говорит, 3 марта идете в атаку вместе со всеми, надо захватить сарай в поле и выбить оттуда противника. Сарай был достаточно большим сооружением, там хранилось зерно. Разведка доложила, что там всего один пулемет и один миномет. Когда они пошли в атаку, оказалось, что у немцев с флангов было более 15 пулеметов, которые кинжальным огнем уничтожили всех атакующих морских пехотинцев, выбралось всего несколько раненных. Ее напарница пропала. По счастливой случайности Галышкина М.А. осталась живой, лично видела, как гитлеровцы докалывали штыками и добивали из автоматов раненных краснофлотцев, но помочь им не могла. После увиденного у нее было только одно желание - мстить.

Когда она пришла на КП, сказала командиру, как же можно столько ребят положили, нас снайперов в атаку направили, а мы должны были заранее выбрать удобные позиции и поддерживать огнем нашу атаку и при отходе тоже. Командир ответил, пошла нах и даже забрал у нее винтовку, настолько она была разгорячена. Потом винтовку ей отдали и 5 марта, ночью, в сопровождении, вызвавшегося ей в напарники старшего лейтенанта, они выдвинулись к этому сараю.

Заняла позицию напротив сарая, дистанция 300 м, когда расцвело, из него вышел гитлеровец, начал делать зарядку, сесть, встать, когда, он встал в третий раз, она выстрелила. Целила в голову, куда попала, не увидела, но он с криком упал. На крик выбежали 4 фашиста, которых она хладнокровно по очереди уложила. Хотела перезарядиться, но старший лейтенант не дал, сказал, уходим, сейчас минометами накроют. Они покинули позицию, которая после этого была обработана минами. Так она открыла свой счет - 5.

Когда захватили тот сарай, там нашли ее напарницу Аню Соколову, ее взяли в плен, страшно пытали, все лицо изуродовали, потом повесили.

С 5 на 6 марта она уничтожила еще двоих.


После этого ее перекинули для подкрепления на Малую землю, под Новороссийском, т.к. там были выбиты практически все снайперы. На передке ей сказали, что их замучил немецкий снайпер, косит наших и все ему ни почем.

Она в сопровождении автоматчика-наблюдателя с биноклем заняла позицию и начала наблюдать за противником. Дистанция 200 м. Она предупреждала неоднократно наблюдателя об осторожности в использовании бинокля, чтобы не дал блика. Но, судя по всему, а она грешит на него, ее позицию обнаружили. Она увидела в прицел легкое шевеление в кустах позиций противника, и одновременно прозвучал ее выстрел и со стороны противника. Пуля по касательной попала ей точно по центру выше лба, отметину оставила (она мне ее показала). Бойцы в передней траншее сказали, что у немцев после выстрела кто-то взвизгнул. Когда взяли позиции противника, в том месте, куда она стреляла, обнаружили убитого немецкого снайпера.

Вот такое вот было противостояние снайперов, к вопросу заданному здесь, немецкий снайпер был точен, только немного выше взял, и ему не повезло, хотя ошибки были и с той с другой стороны.

При освобождении Киева, стреляла ночью, увидела тень на стороне противника, 150 м, выстрел, зачет.

Продолжение следует.