От vitas0806
К All
Дата 05.04.2006 13:02:06
Рубрики Флот;

Вопрос по советским торпедам

Известно, что с началом войны с надежностью взрывателей торпед были большие проблемы, как у немецких, так и у американских подводников. А вот хотелось бы узнать, были ли подобные выявлены проблемы у наших субмарин?

От Exeter
К vitas0806 (05.04.2006 13:02:06)
Дата 05.04.2006 20:36:55

Были

Здравствуйте, уважаемый vitas0806!

Судя по тому, что наблюдали немцы на СФ - имело место несколько преждевременных срабатываний советских торпед, а также неоднократно отмечались случаи выскакиваний торпед на поверхность (видимо, вследствие недержания заданной глубины).

По официальной статистике, процент отказа торпед типа 53-27 в боевых действиях составлял около 10%, торпед типа 53-38 - около 3,3%. Что касается скоростных торпед типа 53-39, то они вообще оказались негодными - из 22 выпущенных торпед 8 затонуло сразу после выстрела.
Также были проблемы с неконтактными взрывателями.

Сравнение с немцами и американцами немного некорректно, потому как все-таки советские торпеды и в особенности неконтактные взрыватели были попримитивнее.
52-27 даже у нас считалась неудачной, а
53-38 была, как известно, копией фиумской торпеды 20-х гг, т.е. не самым передовым образцом.


С уважением, Exeter

От Евграфов Юрий
К Exeter (05.04.2006 20:36:55)
Дата 06.04.2006 17:47:08

Re: Нельзя ли узнать Ваше мнение ?

С уважением!

Нельзя ли узнать Ваше мнение, почему техническая (или, если хотите, - инженерная) история торпеды, скажем, до 1946 года, не находит отражения в доступной литературе?

Поясню: Много лет меня интересует эта тема - создание родоначальника самодвижущихся автоматов. Хватал любое издание, где хоть что-то было "про это". И каждый раз - разочарование. Считай, ни слова о пути пройденном создателями торпед. Так, больше намёки, да экивоки.
Насколько тема "закрытая", убедился много лет назад, когда оказалось, что один из моих сослуживцев просто напросто дипломированный инженер-разработчик торпед, случайно оказавшийся среди танкистов. Молчал, как рыба. Несмотря на самые, что ни на есть близкие и дружеские отношения. Но почему? Не был он двоишником.

С пожеланием здоровья и успехов!

От Exeter
К Евграфов Юрий (06.04.2006 17:47:08)
Дата 07.04.2006 00:18:22

Re: Нельзя ли...

Здравствуйте, уважаемый Евграфов Юрий!

>Нельзя ли узнать Ваше мнение, почему техническая (или, если хотите, - инженерная) история торпеды, скажем, до 1946 года, не находит отражения в доступной литературе?

Е:
Немного непонятно, что Вам нужно конкретно? Сугубо технические аспекты устройства механизмов торпеды или история ее развития как образца техники? Если второе - то сейчас кое-что вполне находит отражение. Есть известный трехтомный гроссбух "Торпедное оружие", есть довольно подробные статьи об истории развития торпедного оружия в нашей в стране в известном в узких кругах двухтомнике "Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России". В обоих случаях авторы - в основном из "Гидроприбора". Есть книга Рекшана "Торпеды и их создатели". Наверняка есть и какие-нибудь "ведомственно-производственные издания", но тут я не в курсе.

Есть и зарубежные издания по этой тематике, в частности на немецком недавно вышло издание по истории германских торпед.

А мало издают по теме - ну так и тема узкая, на большого любителя. А ранее еще и секретность была.


С уважением, Exeter

От Warrior Frog
К Exeter (07.04.2006 00:18:22)
Дата 07.04.2006 10:50:30

К стати, эти недавно видел в магазине (+)

Здравствуйте, Алл
>Здравствуйте, уважаемый Евграфов Юрий!


> есть довольно подробные статьи об истории развития торпедного оружия в нашей в стране в известном в узких кругах двухтомнике "Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России". В обоих случаях авторы - в основном из "Гидроприбора".

АкадемКнига на углу Вавилова и Д Ульянова с Москве. Стоят свыше 600 руб за том.
>С уважением, Exeter
"ходя по минному полю именуемому VIF2NE надо тщательнеЕ быть в формулировках.

От Евграфов Юрий
К Exeter (07.04.2006 00:18:22)
Дата 07.04.2006 09:54:28

Re: Большое спасибо! Вполне достаточно, чтобы идти дальше. (-)


От dvzhuk
К Евграфов Юрий (06.04.2006 17:47:08)
Дата 06.04.2006 18:37:13

А можно уточнить Ваш вопрос? (+)

Мне, конечно, до ув. Exeter’а далеко, но вопрос Ваш интересный.

> почему техническая (или, если хотите, - инженерная) история торпеды, скажем, до 1946 года, не находит отражения в доступной литературе?

>Поясню: Много лет меня интересует эта тема - создание родоначальника самодвижущихся автоматов.

Так что именно Вас интересует?
Берем, например, книгу Э.С.Ферри "Прикладная гиродинамика" (Л.–М., 1936) — находим следующие параграфы:
§52 Самодвижущаяся мина (торпеда)
§53 Маятниковый рулевой механизм, регулирующий глубину погружения
§54 Требования, которым должен удовлетворять вертикальный рулевой механизм
§55 Метод компенсации влияния вращения земли

Или W.Hort, "Technische Schwingungslehre" (Berlin, 1922) — §83 Kreiselstabilisierung von Fahrzeugen

В общем, если знать, ЧТО искать, то можно предположить, в какой литературе это может быть изложено, и проблем, на мой взгляд, не возникнет.

С уважением, Д.Ж.

От Евграфов Юрий
К dvzhuk (06.04.2006 18:37:13)
Дата 07.04.2006 15:07:28

Re: Можно, конечно ...

С уважением!

>Мне, конечно, до ув. Exeter’а далеко, но вопрос Ваш интересный.

>> почему техническая (или, если хотите, - инженерная) история торпеды, скажем, до 1946 года, не находит отражения в доступной литературе?
>
>>Поясню: Много лет меня интересует эта тема - создание родоначальника самодвижущихся автоматов.
>
>Так что именно Вас интересует?
>Берем, например, книгу Э.С.Ферри "Прикладная гиродинамика" (Л.–М., 1936) — находим следующие параграфы:
>§52 Самодвижущаяся мина (торпеда)
>§53 Маятниковый рулевой механизм, регулирующий глубину погружения
>§54 Требования, которым должен удовлетворять вертикальный рулевой механизм
>§55 Метод компенсации влияния вращения земли

>Или W.Hort, "Technische Schwingungslehre" (Berlin, 1922) — §83 Kreiselstabilisierung von Fahrzeugen

>В общем, если знать, ЧТО искать, то можно предположить, в какой литературе это может быть изложено, и проблем, на мой взгляд, не возникнет.

>С уважением, Д.Ж.

Рассмешили Вы меня. Не обижайтесь. Как представил физиономию девицы из нашей провинциальной библиотеки, где книга старше 1945 года считается раритетом - долго не мог успокоиться. Плюс моя "немота" - не токмо по немецки, но и по англицки, которому меня трижды (в школе, в институте и академии) безуспешно пытались научить ...
Так что послали Вы меня далеко.

Тем не менее Ваш пост дал мне очень много. За что Вам весьма благодарен.

Попытаюсь почётче ответить на Ваш вопрос:

Мне бы хотелось преобрести и прочитать книгу, в которой была бы изложена история торпеды, как технического объекта. В мире, а не только на русской почве. При этом очень желательно, чтобы в книжке освещались, например, такие вопросы:
- исходя из чего формировался облик той или иной торпеды, т.е. её основные технические решения;
- развитие производства и испытаний торпед (хотябы в общих чертах, но с подробностями о преодолении наиболее сложных проблем);
- развитие организации создания, производства, испытаний и приёмки торпед, а также их хранения и эксплуатации;
- историю взаимодействия производства и науки, тонкая чувствительность, к устойчивости и эффективности которого, похоже, является особенностью развития торпедного оружия.

Однако, всё перечисленное, как-то суховато.
Может быть проще будет сказать: "Хочу книжку, раскрывающую "драму истории" торпеды в этом мире!"

И ещё. Хочу ответить на незаданный вопрос: - зачем это вам?
У меня есть основания подозревать, что в общности людей, так или иначе занимавшихся торпедами накопился совершенно уникальный опыт инженерии.
Совершенно точно знаю, что, например, методика "освещения" работы гироскопа у торпедистов на голову выше, чем в учебниках ракетчиков и танкистов.
Так что - "Ребята - поделитесь!"

С пожеланием здоровья и успехов!

От dvzhuk
К Евграфов Юрий (07.04.2006 15:07:28)
Дата 07.04.2006 18:20:53

Re: Можно, конечно

>Рассмешили Вы меня. Не обижайтесь.

Ничего страшного :-) Говорят, полчаса здорового смеха = +1 год жизни

>Тем не менее Ваш пост дал мне очень много. За что Вам весьма благодарен.

Приятно, что чем-то помог.

Где бы я пытался искать информацию по интересующим Вас пунктам (с т.зр. математика, не инженера)

>- исходя из чего формировался облик той или иной торпеды, т.е. её основные технические решения;

а) гидродинамика - может быть информация в изданиях ЦНИИ Крылова и профильных институтов (открытых!), в сборниках конференций может что-то проглянуть.
б) системы автоматического управления и регулирования, стабилизация программных движений - от этих ключевых слов через Математическую энциклопедию и учебные издания, дальше поднимать периодику.

>- развитие производства и испытаний торпед (хотябы в общих чертах, но с подробностями о преодолении наиболее сложных проблем);
>- развитие организации создания, производства, испытаний и приёмки торпед, а также их хранения и эксплуатации;

Тут сложнее, хотя по отдельным производствам бывали статьи (особенно к юбилеям) в профильных журналах, типа "Машиностроения", "Судостроения". По послевоенным - где-то на подводном форуме пробегали книги воспоминаний.

>- историю взаимодействия производства и науки, тонкая чувствительность, к устойчивости и эффективности которого, похоже, является особенностью развития торпедного оружия.

Тоже может быть отчасти в воспоминаниях теоретиков, занимавшихся расчетом систем, в юбилейных сборниках.

>Может быть проще будет сказать: "Хочу книжку, раскрывающую "драму истории" торпеды в этом мире!"

Такую книжку многие не отказались бы почитать :-)
Была в свое время ГДРовская книжка "Torpedobewaffnung", но до желаемого уровня она явно не дотягивает

>У меня есть основания подозревать, что в общности людей, так или иначе занимавшихся торпедами накопился совершенно уникальный опыт инженерии.

Вполне возможно, хотя это справедливо, наверное, и для всякой совокупности исследователей-теоретиков и практиков, работающих в какой-то определенной области.

>С пожеланием здоровья и успехов!
С уважением, Д.Ж.

От Евграфов Юрий
К dvzhuk (07.04.2006 18:20:53)
Дата 10.04.2006 10:44:06

Re: Спасибо. (-)


От Андрей Белов
К Exeter (05.04.2006 20:36:55)
Дата 05.04.2006 21:36:40

Re: Были


>Судя по тому, что наблюдали немцы на СФ - имело место несколько преждевременных срабатываний советских торпед, а также неоднократно отмечались случаи выскакиваний торпед на поверхность (видимо, вследствие недержания заданной глубины).

Полностью присоединяюсь. Это было не только на СФ но и на Балтике и на ЧФ.
Наиболее частым дефектом, который изо все сил старались потом скрыть было именно преждевременное срабатывание торпед. Это можно установить только сверкой документов германских и советских, что делается как правило выборочно .
Возмите например того же Травкина и его липовые победы. Либо мимо либо преждевременный взрыв .
На СФ как и на ЧФ достоверно (пока по памяти, нет под рукой литературы) известно о том, что у торпеды часто меняли глубину хода. Это завуалировано официальной историографией под "командир неверно определил осадку" .. см. атаки БДБ на ЧФ. Фиумская торпеда (ее копия) показала себя достаточно средненько и слабо похдодила для атаки малотоннажных судов - основной цели наших подводников(плохо шла на малой глубине).
Это в свое время публиковалось в закрытой литературе (в виде обзора).

От TOM
К Андрей Белов (05.04.2006 21:36:40)
Дата 05.04.2006 21:55:52

Re: Были


>>Судя по тому, что наблюдали немцы на СФ - имело место несколько преждевременных срабатываний советских торпед, а также неоднократно отмечались случаи выскакиваний торпед на поверхность (видимо, вследствие недержания заданной глубины).
>Интересно, а как может преждевременно сработать торпеда с контактным взрывателем?
ТОМ

От bencun
К Андрей Белов (05.04.2006 21:36:40)
Дата 05.04.2006 21:54:46

Re: Были

Доброго времени суток

Носители торпедного оружия. Табл. 1
П показатели Подводные
лодки Морская
авиация Торпедные
катера эсминцы всего за вой-ну
Выпущено торпед 1594 1294 845 16 3749
Потоплено ко-р и судов 411 399 190 4 1004
Приходится торпед на один потопленный корабль 3.9 3.3 4.4 4.0 3.7
Примечание: Материалы сборов начальников минно-торпедных отделов флотов в пе-риод с 15 по 28 марта 1946 г. Машинописная копия. М. 1946.
С уважением.

От Андрей Белов
К bencun (05.04.2006 21:54:46)
Дата 06.04.2006 14:47:47

Re: Были

>Доброго времени суток

> Носители торпедного оружия. Табл. 1
>П показатели Подводные
>лодки Морская
> авиация Торпедные
> катера эсминцы всего за вой-ну
>Выпущено торпед 1594 1294 845 16 3749
>Потоплено ко-р и судов 411 399 190 4 1004
>Приходится торпед на один потопленный корабль 3.9 3.3 4.4 4.0 3.7
>Примечание: Материалы сборов начальников минно-торпедных отделов флотов в пе-риод с 15 по 28 марта 1946 г. Машинописная копия. М. 1946.
>С уважением.



Эта липовая послевоенная статистика известна всем и давно.
В нее включены также и " 12 транспортных судов"

http://town.ural.ru/ship/ship/h303.php3
а по факту ..
Хотя успехи "Ерша" в ходе его второго похода не подтверждены ни стороной противника, ни Швецией, командование высоко оценило результаты, достигнутые подлодкой. 1 марта 1943 года "Щ-303" удостоена гвардейского звания.

Результаты:
Произвела 9 торпедных атак с выпуском 20 торпед.
20.07.1942. поврежден ТР "Альдебаран" (7 891 брт)




Я бы обратил внимание на ФАКТ ...
"""Только 18 октября (по данным А.В.Платонова 17 октября) "Щ-303" произвела двухторпедный залп по транспорту из состава конвоя. На подводной лодке наблюдали взрыв, столб огня и дыма. Преследованию субмарина не подвергалась."""

И таких "наблюдали взрыв, столб огня и дыма" достаточно много.

От bencun
К Андрей Белов (06.04.2006 14:47:47)
Дата 06.04.2006 18:51:24

Re: Были

Доброго времени суток

>И таких "наблюдали взрыв, столб огня и дыма" достаточно много.

Вы предлагаете основываться на Ваших умозаключениях?
Найдите другие цифры.


С уважением.

От Литвинов
К Андрей Белов (06.04.2006 14:47:47)
Дата 06.04.2006 17:42:55

это к тому, что все-таки работали взрыватели? ;)

>Я бы обратил внимание на ФАКТ ...
>"""Только 18 октября (по данным А.В.Платонова 17 октября) "Щ-303" произвела двухторпедный залп по транспорту из состава конвоя. На подводной лодке наблюдали взрыв, столб огня и дыма. Преследованию субмарина не подвергалась."""

>И таких "наблюдали взрыв, столб огня и дыма" достаточно много.

скорее всего, торпеды попали в берег или наткнулись на подводную скалу (мель и т.п.)

вообще, не совсем понятно, чего все так привязались к бедному Травкину с его лодками..

у того-же Грищенко например соотношение подтвержденных побед к реальным тоже ненамного лучше (если не брать в расчет возможные успехи минных постановок)

От СВАН
К bencun (05.04.2006 21:54:46)
Дата 06.04.2006 11:32:11

Браво!

Я читал этот документ в ЦБВМФ лет 15 назад, но посеял сноски в старых блокнотах! А Вы где его нашли? По "16" там и разбивка была: 2 атаки: "4 - лидером "Баку"", остальное - двумя "семёрками" на ЧФ. Потоплены были, якобы, сторожевик, танкер, и два транспорта. Так?

СВАН

>Доброго времени суток

> Носители торпедного оружия. Табл. 1
>П показатели Подводные
>лодки Морская
> авиация Торпедные
> катера эсминцы всего за вой-ну
>Выпущено торпед 1594 1294 845 16 3749
>Потоплено ко-р и судов 411 399 190 4 1004
>Приходится торпед на один потопленный корабль 3.9 3.3 4.4 4.0 3.7
>Примечание: Материалы сборов начальников минно-торпедных отделов флотов в пе-риод с 15 по 28 марта 1946 г. Машинописная копия. М. 1946.
>С уважением.

От bencun
К СВАН (06.04.2006 11:32:11)
Дата 06.04.2006 13:27:07

Re: Браво!

Доброго времени суток
>Я читал этот документ в ЦБВМФ лет 15 назад, но посеял сноски в старых блокнотах! А Вы где его нашли? По "16" там и разбивка была: 2 атаки: "4 - лидером "Баку"", остальное - двумя "семёрками" на ЧФ. Потоплены были, якобы, сторожевик, танкер, и два транспорта. Так?

Да, так. Нашел документ не я, Игорь Федорович Шугалей. Преподает историю в ТОВВМИ. Написал несколько статей по минному и торпедному оружию.

С уважением.

От bencun
К vitas0806 (05.04.2006 13:02:06)
Дата 05.04.2006 19:55:39

Re: Вопрос по...

Доброго времени суток
Опыт стрельбы торпедами по кораблям различных классов доказал, что количество взрывчатого вещества, несомое торпедой (300 – 400 кг), способно нанести крупным кораблям, обладающим развитой системой, противоминной защиты, лишь незначительные повреждения. Для потопления линейных кораб-лей необходимо было попадание до 10 торпед, для авианосцев и тяжелых крей-серов – до 5 – 6 торпед. Это требовало нанесения кораблям ряда торпедных ударов с различных носителей торпедного оружия (надводных кораблей, авиа-ции и подводных лодок).
Поэтому назрела необходимость применять более сильные взрывчатые вещества, что обеспечило бы сохранение существующих размеров торпед (или даже уменьшение их) и увеличение силы взрыва. В ходе войны торпеды нем-цев, а также других иностранных государств уже снаряжались смесевыми взрывчатыми веществами. В американских и английских торпедах в качестве заряда применялись сплавы Н-6 (тротиловый эквивалент 1,5) и торпекс (троти-ловый эквивалент 1,7).
Отечественные торпеды, созданные в предвоенный период, обладали дос-таточно высокими боевыми качествами. Они не имели тех недостатков, которые в начальный период войны оказались присущи американским и немецким тор-педам, а именно – большие отклонения по глубине, приводящие к проходу под целью, и отказ неконтактных взрывателей.
Впрочем, нельзя не сказать еще об одной характерной особенности заряд-ных отделений отечественных торпед – высокой надежности. Ни в одном из документов, касающихся боевого использования торпед, не упоминается о случаях отказа, потопления или невзрыва торпеды при попадании в цель. Применявшиеся в войне образцы отечественных торпед были не только просты в эксплуатации, но и надежны в бою
С уважением.

От Андрей Белов
К bencun (05.04.2006 19:55:39)
Дата 05.04.2006 21:47:27

Re: Вопрос по...

>Доброго времени суток
>Опыт стрельбы торпедами по кораблям различных классов доказал, что количество взрывчатого вещества, несомое торпедой (300 – 400 кг), способно нанести крупным кораблям, обладающим развитой системой, противоминной защиты, лишь незначительные повреждения. Для потопления линейных кораб-лей необходимо было попадание до 10 торпед, для авианосцев и тяжелых крей-серов – до 5 – 6 торпед. Это требовало нанесения кораблям ряда торпедных ударов с различных носителей торпедного оружия (надводных кораблей, авиа-ции и подводных лодок).
>Отечественные торпеды, созданные в предвоенный период, обладали дос-таточно высокими боевыми качествами. Они не имели тех недостатков, которые в начальный период войны оказались присущи американским и немецким тор-педам, а именно – большие отклонения по глубине, приводящие к проходу под целью, и отказ неконтактных взрывателей.
>Впрочем, нельзя не сказать еще об одной характерной особенности заряд-ных отделений отечественных торпед – высокой надежности. Ни в одном из документов, касающихся боевого использования торпед, не упоминается о случаях отказа, потопления или невзрыва торпеды при попадании в цель. Применявшиеся в войне образцы отечественных торпед были не только просты в эксплуатации, но и надежны в бою
>С уважением.

Прежде чем попасть в борт корабля ВВ торпеды должно быть до него доставлено. Высокая надежность "советских" торпед - не более чем миф. У нас не было неконтактных взрывателей, а проблемы прохода под целью были не столь вопиющими как у американцев, но они были.

Надо рассматривать надежность в комплексе..
надежность взрывателей и надежность доставки ВВ к борту корабля/судна.. пожалуй можно сказать так ... выхватывать проблему взрывателей отдельно от проблемы результативного применения оружия немного некорректно и не дает полной картины происходившего.

От Exeter
К Андрей Белов (05.04.2006 21:47:27)
Дата 05.04.2006 23:38:41

Неконтактные взрыватели у СССР вполне себе были (-)


От RILAR
К bencun (05.04.2006 19:55:39)
Дата 05.04.2006 20:31:32

Re: Вопрос по...

невзрыва торпеды при попадании в цель
не было?
17 мая 1943 года С-56 потоплен тн "Ойроштадт". Вторая торпеда попала в транпорт "Вартеланд" и не взорвалась
14 сентября 1944 года торпеда с ТКА попала в ТЩ М-252 и не взорвалась, тоже на Севере
При желании список можно продолжить

От bencun
К RILAR (05.04.2006 20:31:32)
Дата 05.04.2006 20:46:58

Re: Вопрос по...

Доброго времени суток
>невзрыва торпеды при попадании в цель
>не было?
>17 мая 1943 года С-56 потоплен тн "Ойроштадт". Вторая торпеда попала в транпорт "Вартеланд" и не взорвалась
>14 сентября 1944 года торпеда с ТКА попала в ТЩ М-252 и не взорвалась, тоже на Севере
>При желании список можно продолжить

Не нужно выдергивать из контекста.

Ни в одном из документов, касающихся боевого использования торпед, не упоминается о случаях отказа, потопления или невзрыва торпеды при попадании в цель.

Фразу нужно объяснять?

С уважением.

От RILAR
К bencun (05.04.2006 20:46:58)
Дата 06.04.2006 21:12:21

Re: Вопрос по...

Дак мы вроде не качество документов, а торпед обсуждаем
С наилучшими пожеланиями

От bencun
К RILAR (06.04.2006 21:12:21)
Дата 06.04.2006 21:16:03

Re: Вопрос по...

Доброго времени суток
>Дак мы вроде не качество документов, а торпед обсуждаем

Обсуждать будем, исходя из личного опыта?

С уважением.

От bencun
К vitas0806 (05.04.2006 13:02:06)
Дата 05.04.2006 19:35:18

Re: Вопрос по...

Доброго времени суток

На 21 июня 1941 г. обеспеченность кораблей флота 53-см торпедами по действующим в то время нормам Главного морского штаба составляла всего 43%. При потребности флотов 11480 торпед их имелось в наличии всего 4919. В тоже время запас корабельных 45-см тор-пед превышал потребности почти вдвое (1713 торпед вместо 945). Авиационных торпед вме-сто имеемых 2075 требовалось 6486.
В 1940 г. были произведены закупки минно-торпедного вооружения в Германии. В ос-новном средства были потрачены на закупку минно-трального и противолодочного оборудо-вания и вооружения. Для торпед были закуплены лишь 4 практических зарядных отделения. Надо сказать, что уже во время приёмки техники стало ясно, что новейших образцов немцы нам не дадут. Об этом прямо говорилось в донесении инженера Савельева о переговорах с фирмой «Дойче Верке» по закупке практических зарядных отделений. (ПЗО устаревшей конструкции и особого интереса для нас не представляет).
Если сравнивать не по календарным годам, а по годам войны то перед войной (июнь 1940 - июнь 1941 г.) было выпущено 3065 торпед, в июне 1941-июне 1942 г. – 1362 торпеды, а на второй год войны (июнь 1942 – июнь 1943)произведено всего 80 торпед. В 1943 г. тор-педы производились только из задела 1941 г. и только в 1944 г. начинает налаживаться про-изводство 10-15 торпед в месяц. Постановлением ГКО от 15 сентября 1943 г. предусмат-ривалось довести выпуск торпед до 105 53-см и 30 авиационных торпед ежемесячно. Сде-ланные перед войной запасы торпед оказались больше их расхода в ходе боевых действий, но неблагоприятным фактором влияющим на боеспособность кораблей было то, что общий расход торпед превысил поступление от промышленности и использовавшиеся торпеды бы-ли разработок ещё 30-х гг. Поэтому в ходе боёв корабли практически не применяли новых образцов минно-торпедного оружия и запасы торпед на действующих флотах с 1942 г. не-прерывно снижались.
В ходе войны, особенно в её начальный период, флот понёс большие потери запасов торпед в военно-морских базах оставленных нашими войсками (Севастополь, Таллин и др.). Так в Таллине при эвакуации военно-морской базы на складах остались 350 торпед, при взрыве складов в Либаве было уничтожено 100 торпед. В том числе 381 «53-38», 118 «53-27»,9 «53-36», 8 «53-Ф», все имевшиеся 53 см английские, 45 см. французские. В Ленинграде из-за воздействия противника потери продолжались и в дальнейшем. Так в 1942 потеряли 90 «53-38», 14 «53-27», а в 43 г. потеряно 44 «53-38». Велики потери были и на Черном море. В 1941 г. В Николаеве и Одессе утрачено 61 «53-38» и 14 «53-27». При оставлении Севастопо-ля потеряно 42 «53-38».
В ходе обороны военно-морских баз часть находившихся на складах торпед (точнее их боевых зарядных отделений) была использована в качестве фугасов.
Расход торпед всех образцов составил 3733 ед.: ПЛ – 1594, авиация – 1294, торпедные катера – 845, ЭМ и лидер – 16 торпед. Из этого числа торпеды 53-38 составили 54,2%, а тор-педы 45-36 – 30,2%. Велики были потери оружия на берегу. При общем расходе торпед 5462 ед. использовано носителями было 3749. Более 30% оказалось утрачено в ходе боевых действий.
В авиации флота в 1941 г. было использовано всего 24 торпеды, затем начинает возрас-тать, достигнув максимума в 1943 г. – 576 шт.
В ходе войны обеспечения потребностей действующих флотов пришлось прибегнуть к переброске торпед с ТОФ на западные флоты (1222 торпеды – из них 472 - 53-см, 150 - 45-см и 600 авиационных) и, кроме того, в конце войны получено от финского флота 82 53-см торпеды и 9 – 45-см. Некоторое количество торпед было получено по ленд-лизу от союз-ников (прежде всего Великобритании) вместе с кораблями (ЭМ и ПЛ) и самолётами. Было получено 51 авиационная и 198 устаревших корабельных торпед. Пришлось также прибег-нуть к переделке корабельных 45-см торпед и торпед 45-36 АВ-А в торпеды для низкого торпедометания. Для ускорения производства торпед их разрешили заводам простреливать на один (скоростной) режим. Однако торпед 53-38 недоставало и на ТОФ в августе 1945 г. более чем на 50% подводные лодки были вооружены торпедами 53-27. Эти же торпеды были основными для подводной лодки «Лембит» из-за малой длины её торпедных аппаратов.
Однако качество торпед и их эксплуатационные характеристики были, мягко говоря, низкие. Наращивание выпуска торпед сопровождалось неритмичностью их изготовления, значительная часть плана выполнялась в последние дни квартала. Недостаточное качество материалов, из которых изготавливались торпеды и их агрегаты, вынуждало применять для обслуживания большое количество расходных материалов. Так низкая коррозионная стой-кость металла, из которого делались воздушные резервуары, требовало применения для за-качки обезжиренного (пропущенного через специальный фильтр) воздуха, но на кораблях таких фильтров не было и это вызывало необходимость частых ремонтов и чисток резервуа-ров. Приходилось в корабельных условиях вести трудоёмкие работы по поддержанию в го-товности к применению торпед.

С уважением.

От ZaReznik
К bencun (05.04.2006 19:35:18)
Дата 06.04.2006 14:12:38

О! А можно вопрос?

Нет у ли у вас данных о "дофиумских" авиаторпедах? Особенно интересует ТАН-12, использовавшаяся на Р-5Т да Р-6.

ЕМНИП в какой-то монографии по Р-5 (у Маслова, что-ли) проскочило, что то ли к 1.01.40 (то ли 1941) на складах оставалось еще десятка 2 или 3 таких торпед.

ЗЫ. Интерес в свете "вечной темы торпедоносца Ил-2Т" ;))))

От HorNet
К ZaReznik (06.04.2006 14:12:38)
Дата 07.04.2006 00:14:06

ТАН-12/45-12АН,



По данным М.Э. Морозова, принята на вооружение в конце 1932,
после не только почти 10 лет работы по усилению конструкции
стандартной торпеды корабельной 1912 года, но и одновременно
(1932) с приобретением в Италии 45F. Параметры сброса ТАН-12 -
160 км/ч с высоты 10-20 метров. Но главное - не параметры, а
крайне малое количество переделываемых торпед (не производились
серийно, а переделывались из штатных корабельных, причем всего в
двух организациях промышленности и кустарным способом) и полное
отсутствие торпед практических.

А что не так с Ил-2Т? Вернее, зачем обсуждать то, чего никогда не
было, а если было, то было ни на что не способно и совершенно
точно ни разу не применялось даже в курсе боевой подготовки, не
говоря уж о боевых условиях?




От ZaReznik
К HorNet (07.04.2006 00:14:06)
Дата 07.04.2006 18:49:46

Re: ТАН-12/45-12АН,

>Параметры сброса ТАН-12 -
>160 км/ч с высоты 10-20 метров.
И т.о. вполне применима с Ил-2Т (что устраивает).

> Но главное - не параметры, а
>крайне малое количество переделываемых торпед (не производились
>серийно, а переделывались из штатных корабельных, причем всего в
>двух организациях промышленности и кустарным способом) и полное
>отсутствие торпед практических.
Дык вот именно цыфирь и интересует. Сколько?

>А что не так с Ил-2Т? Вернее, зачем обсуждать то, чего никогда не
>было, а если было, то было ни на что не способно и совершенно
>точно ни разу не применялось даже в курсе боевой подготовки, не
>говоря уж о боевых условиях?
Да как-то сел разбираться "для себя" (ну не нонравилось мне, что вот взяли и просто выкинули при крайнем переиздании Шаврова абзац про Ил-2Т) и пришел к выводу, что вроде как все разгромные контр-аргументы так или иначе с "проколами".

+ мысль по технике.
Если пошли от Р-5Т? Более легкая торпеда, к тому же никого не интересующая (вот и интересует могло ли что-то дожить до 1942-43), имеется опыт подвески без торпедного моста с помощью "допкомплекта", позволявшего превратить в принципе любой Р-5Т в торпедоносец. Заманчивый расклад ;)

ЗЫ. Прекрасно отдаю себе отчет о ЛТХ и боевой ценности такого эрзац-торпедоносца Ил-2Т (особенно по дальности), но тем не менее :))) Ну жаль мне вот просто так расставаться с одним из "мифов" сов.ВВС ;))

От Подлый Электрик
К vitas0806 (05.04.2006 13:02:06)
Дата 05.04.2006 19:27:16

Re: Вопрос по...

>Известно, что с началом войны с надежностью взрывателей торпед были большие проблемы, как у немецких, так и у американских подводников. А вот хотелось бы узнать, были ли подобные выявлены проблемы у наших субмарин?

Советские торпеды были заметно надежнее американских и немецких.В таких масштабах,как у них,у нас проблем не было.