Аналогии с фоменковщиной и творчеством Гумилёва хромают на обе ноги(+)
Что писал в своих книгах Гумилёв? Что-нибудь вроде "в 17-м веке Россия вступила в акматическую фазу развития этногенеза", причём что такое "акматическая фаза" толком непонятно. Соответственно данное высказывание ВНЕнаучно, поскольку не имеет чёткого смысла. Именно поэтому с поклонниками Гумилёва сложно спорить - они сами по большому счёту не понимают, что говорят.
Понятия же "перенаселение", "рост урожайности", "уровень заработной платы" и т.д., которыми оперирует Нефёдов, имеют вполне чёткий научный смысл.
****
С Фоменкой тоже ситуация принципиально другая - чтобы понять, что он гонит лажу, не нужно иметь НИКАКИХ исторических познаний. Фраза "если в фамилии Х поменять местами вторую и чётвертую буквы, а потом убрать огласовки получится фамилия У, значит это один и тот же человек" не нуждается ни в каких опровержениях - это, тэкскэть, бред по определению.
Нефёдовкие построения такого также не содержат. Более того, всю фактологическую базу он берёт у серьёзных исследователей вроде Фроянова, Грекова и Скрынникова. Соответственно претензии к нему могут быть только в том, что он исказил данные этих работ или неправильно их истолковал.
Процитирую наиболее интересный и важный ПМСМ фрагмент:
Это обстоятельство, по-видимому, объясняется «выпахиванием» земли при примитивном пашенном земледелия; вековые леса были в основном сведены, подсечное земледелие стало невозможным, а урожай на пашне не превосходил сам-4 – в несколько раз меньше, чем на подсеке или на перелоге[138]. Урожаи падали, и постепенно нарастала нехватка продовольствия; купцы привозили зерно в Новгород из Смоленска, Полоцка, Суздаля и даже «из-за моря»[139]. К этому времени относится обострение социальной розни: в 1207 году новгородцы поднялись на посадника Дмитра и близких к нему бояр, разграбили их дворы, отняли и распродали села и челядь, а деньги поделили, так что досталось по 3 гривны «всему городу»[140]. В 1215 году неурожай и прекражение подвоза хлеба с Суздальщины привели к большому голоду: кадь ржи продавалась по 10 гривен, люди ели сосновую кору и мох, трупы лежали на улицах, население бежало из города[141]. С этого времени голодные годы повторяются с устрашающей регулярностью. Под 1224 годом Псковская летопись говорит о «великом гладе»[142]. В 1228 году зерно вздорожало до 3 гривен за кадь; все лето шли дожди; архиепископ Арсений пытался остановить беду «ночным бдением и молитвами», но не смог – тогда новгородцы свели его с «владычена двора». Затем гнев вече обратился на тысяцкого, его родню и причастных к власти бояр; их дворы были разграблены голодающим простонародьем; князь Ярослав Всеволодович уехал из города, а на княжение пригласили князя Михаила из Чернигова. Михаил Черниговский призвал смердов, бежавших от голода, вернуться в свои погосты и обещал им освобождение от дани на пять лет[143]. Однако голод 1228-1229 годов был лишь предвестником катастрофы, наступившей в 1230 году. «Изби мразъ на Въздвижение честьнаго хреста обилье по волости нашей, - повествует летописец, - и оттоль горе уставися велико: почахомъ купити хлъбъ по 8 кунъ, а ржи кадь по 20 гривенъ… И разидеся градъ нашь и волость наша, и полни быша чюжии гради и страны братье нашей и сестръ, а останъкъ почаша мерети. И кто не просльзиться о семь, видяще мьртвьця по уличамъ лежаща, и младънця от пьсъ изедаемы»[144]. Отцы и матери отдавали детей за хлеб; люди ели трупы и падаль, началось людоедство, на улицах нападали на прохожих. Вспыхнули голодные бунты, князь с посадником бежали в Торжок, дворы посадника и многих бояр были разграблены, а их богатства поделили между голодающими. Вместе с голодом пришел страшный мор. Архиепископ поставил скудельницу, и вскоре в нее собрали 3300 трупов, пришлось поставить вторую скудельницу, куда положили 3500 тел, затем поставили третью[145]. По летописи церкви Двенадцати апостолов в одной из братских могил было погребено 33 тысячи трупов, а «всего в Новгороде померло народу» 48 тысяч человек[146] – вероятно, не только новгородцев, но и голодающих, пришедших из деревень. Голод охватил и Смоленщину, в Смоленске умерло по меньшей мере 32 тысячи человек[147]. Бедствия 1230 года пощадили лишь изобильную Киевщину.
Как оценить масштабы этой катастрофы? Если в Новгороде проживало 30-35 тысяч, а в трех скудельницах было захоронено 10 тысяч умерших, то погибла примерно треть населения (однако летопись Десятинной церкви говорит, что жертв было больше). После катастрофы в Новгороде наступило время упадка, число берестяных грамот, найденных в раскопах сокращается вдвое, число находок обуви – на треть[148]. Намного, иногда более чем вдвое, сокращается количество других находок - пряслиц, стекляных бус, браслетов, янтаря, металлических изделий. Гибель ремесленников привела к утрате некоторых ремесленных традиций, в Новгороде полвека не строилось каменных зданий[149].
Пассаж насчёт "обострения социальной розни" звучит малоубедительно, но в целом процитированный фрагмент на мой дилетантский взгляд достаточно убедительно показывает, что демографический кризис в Северной Руси начался ДО монгольского нашествия. Скажем "списать" на монголов упадок ремесленного производства в Новгороде ПМСМ нереально.
Соответственно вопрос знающим товарищам: где там лажа?
По летописи церкви Двенадцати апостолов в одной из братских могил было погребено 33 тысячи трупов, а «всего в Новгороде померло народу» 48 тысяч человек[146] – вероятно, не только новгородцев, но и голодающих, пришедших из деревень. Голод охватил и Смоленщину, в Смоленске умерло по меньшей мере 32 тысячи человек[147]. Бедствия 1230 года пощадили лишь изобильную Киевщину.
Если в Новгороде проживало 30-35 тысяч, а в трех скудельницах было захоронено 10 тысяч умерших, то погибла примерно треть населения (однако летопись Десятинной церкви говорит, что жертв было больше). После катастрофы в Новгороде наступило время упадка, число берестяных грамот, найденных в раскопах сокращается вдвое, число находок обуви – на треть[148]. Намного, иногда более чем вдвое, сокращается количество других находок - пряслиц, стекляных бус, браслетов, янтаря, металлических изделий. Гибель ремесленников привела к утрате некоторых ремесленных традиций, в Новгороде полвека не строилось каменных зданий[149].
Если "да", то как подобный упадок в Новгороде можно "списать" на монголов? (Одно гипотетическое объяснение возможно - срыв хлебных поставок из "низовых" земель после монгольского разорения. Однако подобное событие наверняка нашло бы отражение в летописях, и впоследствии в хрестоматиях, справочниках, обзорных работах и т.п. Поскольку ничего подобного мне не встречалось полагаю, что ничего подобного не имело места.)