От Гегемон
К Роман Храпачевский
Дата 23.06.2005 22:25:28
Рубрики 11-19 век;

Будем считать, что речь идет о финансировании армии

>А про финансы Петра было бы интересно послушать - я как никак магистр экономики, может вы мне расскажете что-то неизвестное.

Я в свое время материалы по финансам Петра конспектировал, кое-что осталось
Источники дохода у Петра были такие.
Первый источник - девальвация валюты. В 1698 г. изменена монетная стопа: вместо 9 11/12 золотника рубль стал весить 6 2/3 золотника серебра 84-й пробы. В 1718 г. проба снижена до 70-й.
Подворная перепись 1710 г. только в части губерний показала большую убыль: в 40% дворов в Архангельской губернии и 27% в Московской. Население массами уходило на юго-восток и Сибирь. К 1716 г. убыль достигла трети тяглого населения России. (Зато среднее население двора заметно выросло.) К 1716 г. убыль достигла трети тяглого населения.
Второй источник доходов – подушная подать с 1718 г.
В нее включались холопы, однодворцы, монастырские и архиерейские служки, служебники, разночинцы. В новоприсоединенных Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, Гетманщине и Слободской Украине подушная подать не вводилась, а сохранялись прежние налоги.
Централизации финансов не было. Теория камерализма требовала не централизации, а регулярности в системе управления. Бумаги должны двигаться правильным образом, а чиновники осуществлять взаимный контроль. Доходы от промышленности находились с 1736 г. в руках Берг-коллегии, прибыль от чеканки монет получал Кабинет, доходы от продажи гербовой бумаги поступали в Мануфактур-коллегию. Налоги с Украины собирала Малороссийская коллегия, с Прибалтики - "Первая экономственная контора" (впоследствии Камер-контора лифляндских, эстляндских и финляндских дел). Доходы с Сибири собирала Сибирская губернская канцелярия, а с 1730 г. Сибирский приказ.
На местах под общим управлением губернатора создавались особые органы. С 1719 г. в губерниях были учреждены должности земских комиссаров, которые ведали сбором подушных денег и других налогов. Для этого земский комиссар вел особую приходную книгу. Подушные деньги он собирал вместе с выборными комиссарами от полка. Косвенные налоги (с промыслов и рыбных ловель) собирал камерир. Он составлял особую переписную книгу, содержащую сведения о всех угодьях, "с которых государевы подати берутся". Ежемесячно он докладывал в Штатс-контор-коллегию о ходе налоговых поступлений. "Третные" и годовые отчеты камерир отсылал под страхом штрафа: 50 копеек за день просрочки. Камерир ведал размещением армии на постой, сдачей казенных подрядов и откупов. Помимо земского комиссара и камерира вводились особые учреждения - рентереи. Они ведали приемкой счетов и отсылкой денег в центр.
Указ грозил казнью помещикам, которые утаят или "пропишут" души, избегая уплаты разорительных для хозяйства податей. Задержка в подаче ревизской сказки каралась штрафом. Для проведения переписи и взимания подати в уезды были направлены на постой воинские команды.
Подушная подать для всех категорий крестьян была установлена исходя из потребностей бюджета сначала 74, а затем 70 копеек с души. Посадские и купцы платили 80 копеек, а посадские и государственные крестьяне - еще и оброчный сбор в 40 копеек с души. Все подати собирались деньгами. Только государственные крестьяне Сибири продолжали вместо оброчной подати пахать десятинную пашню.
В 1724-1726 гг. недоимка составила 30 % общей суммы подушной подати. В посадах население смогло выплатить не больше 30-40%.
Третий источник – монопольные товары. То, за что в Англии скинули Карла Первого
С 1710 г. введена винная монополия. Казенная водка была весьма низкого качества, нередко около 20 градусов, с большим содержанием сивушных масел. Только в недавно присоединенных землях (Украине, в Прибалтике, на Дону) ввести монополию сразу не решились. С 1716 г. вернули право винокурения "про свой обиход" с уплатой пошлины помещикам. Одновременно начали строить частные винокурни и купцы-подрядчики. Вскоре 3/4 водки выкуривали на частных заводах, причем в основном помещичьих. (Это к вопросу об изменении статуса дворянства)
В 1705 г. Петр объявил соль казенной монополией, причем было приказано продавать ее вдвое дороже закупочной цены. До 1720 г. этим занимался Поместный приказ, с 1720 г. - Камер-коллегия, а с 1731 г. - Соляная контора при Кабинете. Промышленникам была установлена норма выварки соли. В среднем казна получала с пуда соли 12 копеек. Монополия создавала массу неудобств и рост бюрократии и злоупотреблений. (Впоследствии при создании МВД в него вошля в т.ч. Соляная контора)
Далее - казенные товары. Петр забрал в казну производство всех экспортных товаров. Еще в 1697 г. он запретил вольную торговлю табаком. Впоследствии в казну были взяты рыбий клей, смола, поташ, ревень, икра, караванная торговля с Китаем. Чистая прибыль казны иногда бывала втрое больше себестоимости товара.
Четвертый источник – восстановление внутренних таможен, отмененных при Алексее Михайловиче. Весь XVII в. в России постепенно уничтожали внутренние таможни и пошлины, препятствовавшие торговле. Теперь купцы платили "привальную" и "отвальную", "новоуравнительную" и другие сборы, достигавшие 5 копеек с рубля продажной цены товара.
Пятый источник – фискальные сборы. Были реанимированы древние сборы, включая давно отмененный архаический сбор за найденное на земле общины мертвое тело. Они были объединены под названием "канцелярских" и шли на удовлетворение чрезвычайных незапланированных расходов. Денег это давало мало, но правительство исправно взимало с квасных и уксусных промыслов, с воскобоен, с бань, десятину с извозчиков, с прорубей и водопоя, с постоялых дворов, с шалашей, с кузниц, с клеймения серебра, с челобитен, с свадеб (куничные и выводные), с венечных памятей, с неуказного платья и за бороды.
Итог финансовой деятельности Петра I - бюджет за 1725 год: из 9 140 900 рублей на военные нужды ушло 6 541 000 руб. Почти 70% бюджета.
А войны нет. И косвенные сборы никто не отменяет, и внутренние таможни. Первым делом Меньшиков и компания отменят административные нововведения Петра - на них просто нет денег, не на что содержать всех этих чинов. По существу - банкротство.

>С уважением
>
http://rutenica.narod.ru/
С уважением

От Роман Храпачевский
К Гегемон (23.06.2005 22:25:28)
Дата 24.06.2005 03:06:17

Re: Будем считать,...

Так в принципе разумная финансовая политика - упор на правильное исчисление прямых налогов (регулярные переписи) и на косвенные налоги (Петру удалось сделать то, на чем погорел его отец - Соляной бунт 1648 г. именно и был вызван введением косвенных налогов).
Проблема же была в том, что есть проблемой и сейчас - низкое качество госаппарата, а значит и неисполнение (точнее искажение) политики на всех уровнях исполнителей.
И насчет девальвации - это кстати вовсе не такая беда, как вам видимо представляется. Между прочим девальвация рубля в августе 1998 г. весьма сильно подтолкнула развитие отечественной экономики. Так что вопрос в мере и степени понимании законов экономики. А с последним дела обстояли в 18 веке не очень - после Петра монетные стопы менялись еще не раз, а при Екатерине II вообще устроили неконтролируемую эмиссию ассигнаций, не слишком понимая вообще что делают.

Кстати, в 1725 г. война все же была - Персидские дела продолжались, т.е. то что ныне называется "войнами малой интенсивности".

С уважением

http://rutenica.narod.ru/

От Гегемон
К Роман Храпачевский (24.06.2005 03:06:17)
Дата 24.06.2005 15:02:24

Re: Будем считать,...

>Так в принципе разумная финансовая политика - упор на правильное исчисление прямых налогов (регулярные переписи) и на косвенные налоги (Петру удалось сделать то, на чем погорел его отец - Соляной бунт 1648 г. именно и был вызван введением косвенных налогов).
Возобновление чисто фискальных сборов. Внутренние таможни - это он для развития экономики?

>Проблема же была в том, что есть проблемой и сейчас - низкое качество госаппарата, а значит и неисполнение (точнее искажение) политики на всех уровнях исполнителей.
А самоуправление он угробил.

>И насчет девальвации - это кстати вовсе не такая беда, как вам видимо представляется. Между прочим девальвация рубля в августе 1998 г. весьма сильно подтолкнула развитие отечественной экономики. Так что вопрос в мере и степени понимании законов экономики. А с последним дела обстояли в 18 веке не очень - после Петра монетные стопы менялись еще не раз, а при Екатерине II вообще устроили неконтролируемую эмиссию ассигнаций, не слишком понимая вообще что делают.
И Петр с медной монетой тоже крутил.

>Кстати, в 1725 г. война все же была - Персидские дела продолжались, т.е. то что ныне называется "войнами малой интенсивности".
Ну, еще бы. сначала набег в 20 верстах от Казани, а потом поход на Гилянь. там войска и остались на самоокупаемости

>С уважением

>
http://rutenica.narod.ru/
С уважением

От Гегемон
К Гегемон (23.06.2005 22:25:28)
Дата 23.06.2005 23:07:32

А вот как он перекраивал администрацию

В Московском государстве не существовало единой централизованной системы территориального управления. Страна делилась на уезды (в 1625 г. их было 146), и в этих уездах действовало местное сословное самоуправление.
Представителем государственной власти в уезде был воевода, назначавшийся на несколько лет Разрядным приказом и Боярской Думой и подчинявшийся соответствующему московскому приказу. Однако уездные воеводы менялись часто, а местная власть сохранялась. В подчинении воеводы находились Приказная изба и городовой приказчик (городничий).
Во главе Приказной избы стоял дьяк, в подчинении которого находились подьячие, приставы, надельщики и рассыльщики. В Приказной избе хранились:
1) государевы грамоты и печать;
2) приходные и расходные книги;
3) росписи сборов и податей;
4) казна.
В обязанности воеводы входило:
1) поддержание порядка;
2) борьба с разбоями и воровством;
3) поимка беглых, уклоняющихся от несения тягла или службы;
4) борьба с пожарами и эпидемиями;
5) содержание в порядке дорог и городовых укреплений;
6) командование гарнизоном, учет служилых людей и охрана границы.
Приказная изба была низшей из всех чисто государственных инстанций - все остальное было результатом самоорганизации населения.
В каждом уезде свободные люди избирали из служилых людей губного старосту, заведовавшего губной избой. В помощь ему назначались приносившие присягу целовальники из черных крестьян и посадских. В губной избе был небольшой штат работников: дьяк и подьячие. Губному старосте подчинялись острог, тюремные служители, палач. От населения избирались сотские и десятские. Губная изба была местом следствия, суда и расправы по уголовным делам.
Финансовые дела велись земской избой. Земского старосту избирали на сходах черные крестьяне и посадские из своей среды, в помощь ему назначались целовальники. Земская изба ведала раскладкой тягла, наблюдала за правильностью взимания сборов, вела окладные книги.
В каждом уезде существовала таможенная изба во главе с выборным таможенным головой и целовальниками.
Воеводам запрещалось вмешиваться в дела губного и земского управления. Их функции ограничивались общим надзором за правильностью выполнения указов и военным руководством.
Особый порядок существовал на Украине. В царских, владельческих, монастырских, патриарших владениях не было тяглового населения, а значит и земских органов управления. В царских волостях не назначались воеводы - все вопросы решали государевы приказчики.

Этой системе в глазах Петра были присущи 3 недостатка.
Первый – дробность.
Второй – отсутствие регулярности. "Регулярство" в понимании камералистов означало превращение государства в механизм, функционирующий согласно предписаниям и выполняющий любую волю абсолютного монарха. Для этого требуется, чтобы чиновники занимали все должности, на которых принимают какие-либо решения. Между тем, почти все уездное управление в России было традиционным сословным. То обстоятельство, что то же самое происходило в любой европейской стране, теории не мешало. Значит, нужно было укрепить чиновничий контроль над страной.
Третий недостаток был прямо на глазах: в культурной передовой Европе существуют губернии, провинции, дистрикты, коменданты и полицмейстеры. А в темной необразованной России все учреждения несут отпечаток традиционной обособленности. Это также надо было поломать.

Петровская система губернского управления.
Вернувшись из-за границы, Петр приступил к преобразованиям.
Первая мера по реорганизации уездного управления заключалась в разрушении его единства. В 1699 г. из под власти воевод было выведено городское население. Вместо земского управления в городе учреждалась бурмистерская изба, подчиненная в Москве Бурмистерской палате (Ратуше). Власть воеводы в городе была ограничена военными и полицейскими делами и следствием по государственным преступлениям.
За пределами города воевода управлял служилыми людьми - с ними также происходили стремительные изменения - и крестьянами. В 1702 г. упразднили губных старост - воевода лично брал в свои руки полицейские функции и судебные дела. В помощь ему было предложено избирать 2-4 дворян. (Вот теперь он и вправду оказался неподконтролен)
18 декабря 1708 г. страна была разделена на 8 губерний: Азовскую, Архангелогородскую, Московскую, Ингерманландскую (с 1710 - Петербургскую), Казанскую, Киевскую, Сибирскую, Смоленскую. В 1713 г. создали Рижскую губернию и упразднили Смоленскую, а в 1714 создали Нижегородскую и Астраханскую.
Губернии были органами чрезвычайного военного управления. В пограничных с Швецией и Турцией Петербурге и Азове были назначены не губернаторы, а генерал-губернаторы (А.Д. Меншиков и Ф.М. Апраксин). Губернатору были починены все войска на подведомственной территории.
Губернатор был высшим начальником на подвластной ему земле. Он обладал административными, полицейскими, финансовыми, судебными, военными правами. С созданием губерний в ведение губернатора переходило управление городами, а Ратуша превращалась в сугубо местный московский орган.
Губернатор правил губернией через губернскую канцелярию. Дьяков и подьячих в скором времени переименовали в секретарей. К губернатору назначались вице-губернатор, ландрихтер, обер-комендант, обер-провиантмейстер, обер-комиссар.
Ландрихтер заведовал судебными делами, а также выполнял финансовые, межевые и розыскные поручения. Обер-комендант командовал всеми войсками в губернии. Обер-комиссар руководил сбором денег на казенные нужды. Обер-провиантмейстер занимался заготовлением продовольствия для нужд государства.
С 1710 г. вместо воеводы в уезд назначался комендант. В отличие от своего предшественника он служил бессрочно, личный интерес в управлении уездом у него должен был отсутствовать.
В 1713 г. Петр попытался создать местное сословное коллегиальное управление. В губернии была назначена коллегия ландратов, избираемых дворянами. Губернатор считался президентом этой коллегии с двумя голосами. Здесь однако правительство столкнулось с непредвиденным затруднением: служилые люди, из которых формировалось петровское дворянство, давно уже были поверстаны в различные службы. Ландратов просто некому было выбирать. Это препятствие император преодолел: ландраты были назначены Сенатом и превратились в чиновников. Уже в следующем году их попытались использовать для управления новыми административными единицами - долями. В долю решили включить по 5536 тягловых дворов, а во главе доли поставить ландрата с ландратской канцелярией.
Для проведения подушной переписи требовалось более приближенное к населению административное управление. В 1719 г. все губернии были разделены на провинции - всего их было свыше 50. Отчетность велась в Сенате по губерниям, губернатор оставался военным главой губернии, но реально управлял только губернским городом и прилегающей провинцией.
Провинция была равна приблизительно 2-3 прежним уездам. Во главе ее вновь стоял воевода, которому подчинялась воеводская канцелярия. В отличие от прежней приказной избы канцелярия должна была включать местные органы центральных учреждений. Существовала Контора камерирских дел, ведавшая денежными сборами, рентерея (местная казна) во главе с рентмейстером, контора рекрутских дел, вальдмейстерская контора, осуществлявшая учет корабельных лесов. Действовали полицейские канцелярия розыскных дел и канцелярия свидетельства душ, следившая за прикрепленем крестьян и посадских к земле.
Таким образом прежние уезды увеличились в размерах, но обросли многочисленными чиновниками. В уездах образовали дистрикты, в которых было решено допустить самоуправление - избранных дворянами земских комиссаров, которые теперь руководили остатками прежних выборных органов.
Для обеспечения сбора подушной подати в дистрикты были введены войска и началось строительство полковых дворов. (А это – начало оккупации)
Уже после смерти Петра I нежизнеспособные плоды его административных преобразований были уничтожены.
В 1726 г. вместо дистриктов были вновь введены уезды. В 1727 г. был закрыт Главный магистрат, а местные магистраты преобразованы в ратуши и переданы под власть воевод. В 1727 г. Верховный Тайный совет упразднил разнообразные канцелярии и вывел из провинций войска. В 1729-1730 гг. исчезли фискалы.
Теперь армия на полтора века встала на постой к обывателям.

В Московском государстве не существовало единой централизованной системы территориального управления. Страна делилась на уезды (в 1625 г. их было 146), и в этих уездах действовало местное сословное самоуправление.
Представителем государственной власти в уезде был воевода, назначавшийся на несколько лет Разрядным приказом и Боярской Думой и подчинявшийся соответствующему московскому приказу. Однако уездные воеводы менялись часто, а местная власть сохранялась. В подчинении воеводы находились Приказная изба и городовой приказчик (городничий).
Во главе Приказной избы стоял дьяк, в подчинении которого находились подьячие, приставы, надельщики и рассыльщики. В Приказной избе хранились:
1) государевы грамоты и печать;
2) приходные и расходные книги;
3) росписи сборов и податей;
4) казна.
В обязанности воеводы входило:
1) поддержание порядка;
2) борьба с разбоями и воровством;
3) поимка беглых, уклоняющихся от несения тягла или службы;
4) борьба с пожарами и эпидемиями;
5) содержание в порядке дорог и городовых укреплений;
6) командование гарнизоном, учет служилых людей и охрана границы.
Приказная изба была низшей из всех чисто государственных инстанций - все остальное было результатом самоорганизации населения.
В каждом уезде свободные люди избирали из служилых людей губного старосту, заведовавшего губной избой. В помощь ему назначались приносившие присягу целовальники из черных крестьян и посадских. В губной избе был небольшой штат работников: дьяк и подьячие. Губному старосте подчинялись острог, тюремные служители, палач. От населения избирались сотские и десятские. Губная изба была местом следствия, суда и расправы по уголовным делам.
Финансовые дела велись земской избой. Земского старосту избирали на сходах черные крестьяне и посадские из своей среды, в помощь ему назначались целовальники. Земская изба ведала раскладкой тягла, наблюдала за правильностью взимания сборов, вела окладные книги.
В каждом уезде существовала таможенная изба во главе с выборным таможенным головой и целовальниками.
Воеводам запрещалось вмешиваться в дела губного и земского управления. Их функции ограничивались общим надзором за правильностью выполнения указов и военным руководством.
Особый порядок существовал на Украине. В царских, владельческих, монастырских, патриарших владениях не было тяглового населения, а значит и земских органов управления. В царских волостях не назначались воеводы - все вопросы решали государевы приказчики.

Этой системе в глазах Петра были присущи 3 недостатка.
Первый – дробность.
Второй – отсутствие регулярности. "Регулярство" в понимании камералистов означало превращение государства в механизм, функционирующий согласно предписаниям и выполняющий любую волю абсолютного монарха. Для этого требуется, чтобы чиновники занимали все должности, на которых принимают какие-либо решения. Между тем, почти все уездное управление в России было традиционным сословным. То обстоятельство, что то же самое происходило в любой европейской стране, теории не мешало. Значит, нужно было укрепить чиновничий контроль над страной.
Третий недостаток был прямо на глазах: в культурной передовой Европе существуют губернии, провинции, дистрикты, коменданты и полицмейстеры. А в темной необразованной России все учреждения несут отпечаток традиционной обособленности. Это также надо было поломать.

Петровская система губернского управления.
Вернувшись из-за границы, Петр приступил к преобразованиям.
Первая мера по реорганизации уездного управления заключалась в разрушении его единства. В 1699 г. из под власти воевод было выведено городское население. Вместо земского управления в городе учреждалась бурмистерская изба, подчиненная в Москве Бурмистерской палате (Ратуше). Власть воеводы в городе была ограничена военными и полицейскими делами и следствием по государственным преступлениям.
За пределами города воевода управлял служилыми людьми - с ними также происходили стремительные изменения - и крестьянами. В 1702 г. упразднили губных старост - воевода лично брал в свои руки полицейские функции и судебные дела. В помощь ему было предложено избирать 2-4 дворян. (Вот теперь он и вправду оказался неподконтролен)
18 декабря 1708 г. страна была разделена на 8 губерний: Азовскую, Архангелогородскую, Московскую, Ингерманландскую (с 1710 - Петербургскую), Казанскую, Киевскую, Сибирскую, Смоленскую. В 1713 г. создали Рижскую губернию и упразднили Смоленскую, а в 1714 создали Нижегородскую и Астраханскую.
Губернии были органами чрезвычайного военного управления. В пограничных с Швецией и Турцией Петербурге и Азове были назначены не губернаторы, а генерал-губернаторы (А.Д. Меншиков и Ф.М. Апраксин). Губернатору были починены все войска на подведомственной территории.
Губернатор был высшим начальником на подвластной ему земле. Он обладал административными, полицейскими, финансовыми, судебными, военными правами. С созданием губерний в ведение губернатора переходило управление городами, а Ратуша превращалась в сугубо местный московский орган.
Губернатор правил губернией через губернскую канцелярию. Дьяков и подьячих в скором времени переименовали в секретарей. К губернатору назначались вице-губернатор, ландрихтер, обер-комендант, обер-провиантмейстер, обер-комиссар.
Ландрихтер заведовал судебными делами, а также выполнял финансовые, межевые и розыскные поручения. Обер-комендант командовал всеми войсками в губернии. Обер-комиссар руководил сбором денег на казенные нужды. Обер-провиантмейстер занимался заготовлением продовольствия для нужд государства.
С 1710 г. вместо воеводы в уезд назначался комендант. В отличие от своего предшественника он служил бессрочно, личный интерес в управлении уездом у него должен был отсутствовать.
В 1713 г. Петр попытался создать местное сословное коллегиальное управление. В губернии была назначена коллегия ландратов, избираемых дворянами. Губернатор считался президентом этой коллегии с двумя голосами. Здесь однако правительство столкнулось с непредвиденным затруднением: служилые люди, из которых формировалось петровское дворянство, давно уже были поверстаны в различные службы. Ландратов просто некому было выбирать. Это препятствие император преодолел: ландраты были назначены Сенатом и превратились в чиновников. Уже в следующем году их попытались использовать для управления новыми административными единицами - долями. В долю решили включить по 5536 тягловых дворов, а во главе доли поставить ландрата с ландратской канцелярией.
Для проведения подушной переписи требовалось более приближенное к населению административное управление. В 1719 г. все губернии были разделены на провинции - всего их было свыше 50. Отчетность велась в Сенате по губерниям, губернатор оставался военным главой губернии, но реально управлял только губернским городом и прилегающей провинцией.
Провинция была равна приблизительно 2-3 прежним уездам. Во главе ее вновь стоял воевода, которому подчинялась воеводская канцелярия. В отличие от прежней приказной избы канцелярия должна была включать местные органы центральных учреждений. Существовала Контора камерирских дел, ведавшая денежными сборами, рентерея (местная казна) во главе с рентмейстером, контора рекрутских дел, вальдмейстерская контора, осуществлявшая учет корабельных лесов. Действовали полицейские канцелярия розыскных дел и канцелярия свидетельства душ, следившая за прикрепленем крестьян и посадских к земле.
Таким образом прежние уезды увеличились в размерах, но обросли многочисленными чиновниками. В уездах образовали дистрикты, в которых было решено допустить самоуправление - избранных дворянами земских комиссаров, которые теперь руководили остатками прежних выборных органов.
Для обеспечения сбора подушной подати в дистрикты были введены войска и началось строительство полковых дворов. (А это – начало оккупации)
Уже после смерти Петра I нежизнеспособные плоды его административных преобразований были уничтожены.
В 1726 г. вместо дистриктов были вновь введены уезды. В 1727 г. был закрыт Главный магистрат, а местные магистраты преобразованы в ратуши и переданы под власть воевод. В 1727 г. Верховный Тайный совет упразднил разнообразные канцелярии и вывел из провинций войска.

Теперь армия на полтора века встала на постой к обывателям.

С уважением

От mpolikar
К Гегемон (23.06.2005 23:07:32)
Дата 24.06.2005 09:52:00

Цитируете свой курсовик или диплом?

СпасибоШ

От Гегемон
К mpolikar (24.06.2005 09:52:00)
Дата 24.06.2005 15:15:11

Нет :)

Это попримитивнее - банальный конспект пары книжек. Каких - уже и не помню. Помню, что выбирал базовые по предмету

>СпасибоШ
С уважением