От 13 Ответить на сообщение
К All
Дата 02.05.2005 13:07:11 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; Память; Версия для печати

Аты-баты... про штрафбаты.

Аты-баты... про штрафбаты.

"Спорную" тему хочу закончитъ кратким изложением своей беседы с нашим земляком-косогорцем, фронтовиком, полковником в отставке Верещагиным Анатолием Сергеевичем 1922 года рождения.
После Сталинградской битвы, где был ранен командир пехотного взвода лейтенант А.С.Верещагин, наш земляк прошел ускоренный курс лечения и краткосрочные курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). Получив еще звездочку на погоны, он в конце марта 1943 года принял в стадии формирования 232-ю отдельную штрафную роту при 5-й ударной армии (командующий генерал-лейтенант В.Д.Цветаев). Штат штрафников насчитывал 450 человек, из которых 100 - были бывшие окруженцы, т.е. бойцы Красной Армии, оказавшиеся на оккупированной захватчиками территории. Вновь призванные военкоматами и поставленные в строй, после отступления немцев они, как наиболее "отличившиеся" получили по 3 месяца штрафбата. Все остальные штрафники 232 ОШР тоже имели такой же срок наказания - 3 месяца. Свою роту капитан АС.Верещагин сдал 28 июля 1943 года, в связи с окончанием "испытательного срока" у подчиненных, ее расформированием и полученным ранением. На "финишной прямой" в списках личного состава ОШР числилось 250 человек. Причина отсутствия почти 45 процентов бойцов - убитые, раненые, досрочно получившие снятие судимости за боевые отличия. Раненые составляли около половины выбывших. Примерно поровну во второй половине было число погибших и отличившихся в бою.
Дисциплина в роте была исключительно высокой! Не было ни единого случая неуставных отношений штрафников между собой и, тем более, с офицерами или сержантами. Объяснение "феномену" самое очевидное и элементарное. Даже дикие животные и безголосые рыбы, оказавшись в беде - наводнение, пожар, ловчая яма, браконьерская сеть или засуха,- не трогают друг друга: ни лиса - зайца, ни волк - косулю, ни щука - красноперку, ни окунь - пескаря! Там главное - забота о сохранении жизни, а не наполнение живота. За все время боев в роте не было ни одного случая самострела, членовредительства, попыток дезертирства или перехода на сторону врага.
Командный состав ОШР представляли: командир роты, замполит, зам. по строю, пропагандист, 4 взводных со своими помощниками и командирами отделений. Все начальники были кадровыми военными, из числа наиболее отличившихся в боях и наиболее подготовленных по занимаемой должности.
Отношение соседей по передовой было самое уважительное, товарищеское и доброжелательное!
Командир ОШР пользовался правами командира отдельного батальона, имел гербовую печать и отдавал письменные приказы по части! В бою находился там, откуда было удобнее наблюдать и руководить действиями подчиненных. Непосредственно в бой штрафротовцев водили взводные командиры. Кстати, ни один из них за то время не погиб!
Боевой актив фронтовых действий 232 ОШР состоял из обороны и наступлений. Проводить разведку боем ни разу не пришлось! Заградотрядовцев Анатолий Сергеевич за все время войны ни разу не видел, даже в боях под Сталинградом!
Перед атакой, по приказу старшего начальника, ночью проводилось разминирование поля боя и делались проходы в проволочных заграждениях.
Из оружия вначале были только винтовки и фанаты. Но потом в боях рота добыла все: и автоматы, и пулеметы, и пистолеты!..
Из наиболее "нестандартных" эпизодов того времени Анатолию Сергеевичу запомнился такой случай. Разведка 5-й ударной армии долгое время не могла взять так нужного руководству "языка". А ситуация не терпела отлагательства. Тогда 6 штрафников 232 ОШР обратились к своему ротному и заявили о желании добровольно, днем (!) пойти в опасный рейд за передовую и добыть вражеского информатора. Учитывая исключительные обстоятельства, капитан Верещагин принял ответственей-шее решение самостоятельно!! Итог дерзкой и смертельно опасной дневной операции превзошёл все ожидания: настоящим ловцам попался настоящий "красный зверь"! Уже через три дня отважные воины были реабилитированы и переведены в действующую армию на равных со всеми правах!
К сожалению, а скорее к радости, туляков среди того контингента бойцов офицера А.Верещагина не было.
Питание штрафников было по установленным для всех фронтовиков нормам. Только "заветные" наркомовские 100 граммов были из рациона исключены!..
Все боевые действия 232 ОШР происходили на юге Донбасса.
То, что было показано в телесериале "Штрафбат", Анатолий Сергеевич называет преступной акцией против ветеранов Великой Отечественной войны. Сознательным унижением победителей и принижением великой роли Красной Армии в решающем разгроме гитлеровских орд! Это антироссийский заказ, на реализацию которого наши заклятые "друзья" и их подголоски в России не пожалели денег и прочих усилий.
Полковник Верещагин очень сожалеет, что местные средства массовой информации никак не отреагировали на такой удар в спину патриотам накануне 60-летия Великой Победы советского народа и его доблестных Вооруженных Сил! Разве мы сражались под прицелом, за салюты, награды и застолья? - спрашивает ветеран. Неужто правда о войне нужна только нам?
Действительно, неужто "спасение утопающих теперь - дело рук самих утопающих"? Жаль, что слишком стары и немощны стали для этого ветераны...
Интересно, кому после всего будет верить наша молодежь? Разве не ясно, что патриотами, защитниками и героями не рождаются! Кто пожалеет молодежь и позаботится о государстве?! Чья эта проблема?

Полковник в отставке Н.Дронов

«Тульская правда» № 3 (369) 28 апреля 2005 года.