|
От
|
Андрей Платонов
|
|
К
|
А.Никольский
|
|
Дата
|
24.03.2005 10:37:45
|
|
Рубрики
|
ВВС; Политек;
|
|
Рецензия
>Бизнес
>23.03.2005
>Летающая политика
>Авиапромы Украины и России начали войну за региональный самолет
Всегда огорчался, когда заголовок не только дурацкий сам по себе, но и портит впечатление от самой статьи, которая можеть быть просто замечательной. На самом деле война длится уже давно, но не между авиапромами Украины и России, а между группировками по программам Ан-148 и RRJ.
>Владимир Степанов
>Предприятия российской авиастроительной отрасли начали подготовку к запуску
>в производство двух конкурирующих региональных самолетов - Ан-148 и RRJ
>(Russian Regional Jet).
И опять-таки эти работы начались не сегодня.
>По мнению специалистов, оба проекта имеют свои плюсы
>и минусы. Но окончательное решение будет опираться не на технические или
>коммерческие преимущества, а на политические соображения.
Вполне вероятно, но хотелось бы обоснования тезиса. Или хотя бы неких смягчающих безаппеляционность фраз типа «по некоторым данным», «вероятнее всего» и т.п.
>Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО), входящее в
>холдинг <Сухой>, ведет активные подготовительные работы к запуску весной
>этого года в производство первых деталей RRJ, сообщил главный инженер НАПО
>Владимир Манохин. По его словам, первый авиалайнер нового семейства должен
>подняться в воздух в четвертом квартале будущего года. Вместе с тем
>президент Путин на встрече с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко
>высказался в поддержку совместного производства Ан-148. До визита президента
>на Украину российская сторона намеревалась прекратить финансирование
>проекта. <Я воспринял это как сигнал к действию,- признался гендиректор
>Воронежского авиазавода ВАСО Вячеслав Саликов.- Теперь любой, кто встанет на
>пути реализации этого самолета, пойдет против политики российского
>президента>. <Поддержка от Путина - знак заказчикам, солидарным с нашей
>программой>,- соглашается начальник отдела маркетинга АКБ им. Антонова
>Александр Кива.
«АКБ им. Антонова» - это что-то новое. На самом деле антоновская фирма называется АНТК им. Антонова.
><Программа Ан-148 является не просто бесполезной, но и вредной для
>российской авиапромышленности,- считает замдиректора Центра анализа
>стратегий и технологий Константин Макиенко.- Это локальный проект, который
>имеет перспективу продаж только в России и СНГ.
Ха, «только»! Дай бог хотя бы это потянуть...
>Это означает, что спрос
>составит в лучшем случае до 100 самолетов в течение десяти лет. Такие
>продажи не обеспечат загрузку даже Воронежского авиазавода, не говоря уже
>обо всем российском авиапроме>.
Такие продажи позволят подняться с колен Воронежскому заводу, который сейчас практически стоит. Около 10 машин в год – это очень хороший показатель по нынешним временам, больше все равно рынок не поглотит. Времена, когда не самый крупный с стране Харьковский авиазавод клепал до 60-70 Ту-134 в год, канули в Лету...
><Украинский проект дешевле, так как рабочая сила на Украине дешевле,-
>говорит начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова.-
>Дешевле будет и проводить там испытания>.
А еще он более ориентирован на технологическую базу предприятий бывшего советского авиапрома.
><Да, RRJ - более дорогой самолет,
>но он - единственный прорывной проект, который имеет глобальные перспективы
>продаж до 800 машин за десятилетие,- возражает Константин Макиенко.
Опять прожекты... Наелись ими досыта в начале 90-х – сейчас уже не то время. Сейчас нужно вцепиться зубами хотя бы в некоторые ниши и обеспечить реальные цифры выпуска и продаж, внедрить новые самолеты в отечественные авиакомпании – и не единицы, а многие десятки. Неужели Макиенко всерьез рассчитывает завалить Европу и обе Америки российскими самолетами?! Или он не знает о неутешительных результатах предыдущих попыток сотрудничества российского авиапрома с западным – по проектами МиГ-АТ, Як-130 и др.?
>- То есть
>около 80 самолетов в год, больше чем это предусмотрено индикаторами
>"Стратегии развития российского авиапрома до 2015 года".
Опять «выполним и перевыполним»? Стратегия, насколько я понимаю, не от балды писалась, поэтому толковые планы нужно выполнять точно и в срок.
>Поэтому все ресурсы
>государства должны быть сосредоточены на его реализации>.
> <Ан-148 - более русский самолет, чем RRJ>,- утверждает пресс-секретарь
><Ильюшин Финанс Ко> Андрей Липовецкий. <Хотя более 60% стоимости Ан-148
>будет создаваться в России, вся документация на самолет будет принадлежать
>стране, где в настоящее время у власти находится антироссийский политический
>режим>,- опровергает Константин Макиенко.
Зато во Франции и США – режимы однозначно пророссийские, надо полагать? Подтасовка фактов – вещь иногда действенная, но до тех пор, пока не дана более полная информация. Я понимаю желание Макиенко отстоять свою точку зрения (хотя не считаю, что это нужно делать любыми средствами), но журналист должен был дать информацию, что RRJ – тоже международный проект, причем с дальним зарубежьем.
Что касается невнятного термина «документация», то она бывает разная. Насколько я помню, при распределении долей участия и рисков между партнерами по проекту Ан-148 вопросы интеллектуальной собственности тоже поднимались. Конечно, головной разработчик самолета – украинская фирма. Но вся необходимые права и документация для осуществления выпуска и сопровождения в эксплуатации будет передана соответствующим российским предприятиям. И даже если произойдет нечто экстраординарное в отношениях двух стран (что вряд ли), это не повлияет на выпуск и эксплуатацию самолетов в России. Пример – Китай после разрыва с Советским Союзом продолжал строить, модифицировать и эксплуатировать бывшие советские самолеты, чье производство было передано из СССР ранее.
><Если проукраинские лоббисты в России добьются государственной поддержки
>этого проекта, это будет означать, что Россия финансирует чужой авиапром,
>оставляя крохи собственным предприятиям и КБ,- продолжает аналитик.
Это тоже передергивание. Я уже говорил выше – Ан-148 продвигает на проукраинское, а пророссийское лобби, которое отстаивает интересы российских предприятий, поставляющих продукцию для этого проекта. И самолеты, которые будут выпускаться в РФ, будут (со временем) состоять практически полностью из российских же комплектующих, вплоть до двигателей. И финансировать Россия будет российские же предприятия - НИОКР по самолету АНТК выполняет заь счет собственных средств, выпуск опытных машин также ведется за счет средств предприятий-участников проекта.
>- На российские деньги АНТК Антонова создаст действительно конкурентоспособное
>на мировом рынке предложение>.
Секундочку, ведь ранее этот аналитик писал, что Ан-148 – это локальный проект для СНГ? ;-)
> <Я думаю, что вопрос будет решаться на высшем уровне, и дело даже не в
>конкурентных преимуществах той или иной модели>,- полагает Наталья Одинцова.
><Государство должно донести до господ Лебедева, Кулакова и Рубцова
>(Александр Лебедев - депутат ГД, экс-президент НРБанка; Владимир Кулаков -
>глава администрации Воронежской области; Александр Рубцов - Гендиректор
>лизинговой компании "Илюшин Финанс Ко".- "Бизнес"), что они должны
>прекратить свои подпрыгивания в пользу Ющенко и Тимошенко и начать проводить
>политику, отвечающую национальным интересам страны, гражданами которой они
>являются>,- подытоживает Константин Макиенко.
А Константин Макиенко не задумывался, что эти мужи и проводят политику, выгодную их предприятиям, региону и стране в целом? И он не заметил, что государство в лице Президента уже высказалось по данной проблеме – и высказалось оно в пользу Ан-148?
«Государство должно донести до господ Погосяна и Манохина, что они должны
прекратить свои подпрыгивания в пользу Буша и Ширака и начать проводить
политику, отвечающую национальным интересам страны, гражданами которой они
являются»,- можно подытожить в стиле Константина Макиенко. :-)
В заключение хочу заметить, что статья, хоть и куцая, но в принципе нормальная – автор хотел столкнуть мнения и он это сделал. Жаль только, что на общем фоне спокойных и взвешенных фраз крупных участников дискуссии диссонансом звучат резкие и не всегда приемлемые слова Макиенко – сразу видно, что человек пониже рангом, чем остальные участники дискуссии и недостаток авторитета и влияния пытается компенсировать горлом. Хотелось бы в будущем услышать более серьезного оппонента проекта Ан-148...