От RusDeu Ответить на сообщение
К объект 925 Ответить по почте
Дата 02.03.2005 23:23:10 Найти в дереве
Рубрики Современность; Политек; 1917-1939; Версия для печати

Эмигрировали в США, Канаду...

>вопрос на тему "верность Родине":
>Что вам известно про выезд немцев на историческую родину в течении 20-го века? Начиная с 1924 года когда отпустили первую партию (ЕМНИП) в 4 000 человек.
>Алеxей
Прежде всего надо сказать, что российские немцы если и эмигрировали, то, за малым исключением, только в США, Канаду, Аргентину, Бразилию, т.е. туда, где имелась еще свободная земля. Где можно было вести привычный землепашеский образ жизни. Для свободного, себя уважающего фермера-земледельца, культурного хозяина перспектива превратиться в наемного рабочего, пролетария была самым ужасным ударом судьбы.

Да, была эмиграция в первые годы сов. власти, но прежде всего из поселений Украины и Сибири. А из АССР НП ее вообще не было, а даже наоборот, тысячи и тысячи эмигрантов, спасавшихся от голода 1921/22 гг. и через Польшу попавших в Германию, стремились вернуться назад, на Волгу. Но их не очень-то и пускали назад, см:

- Ерина Е. Трудная дорога домой: возвращение эмигрантов в АССР немцев Поволжья в 1920-е гг.//Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. М. 1998, С. 252-264

Елизавета Моисеевна Ерина - директор Энгельского филиала Госуд. Архива Саратовской области (быв. ЦГА АССР НП)

По документам видно, что к эмиграции вынуждали шовинистические действия местных украинских властей. Вот цитата из докладной записки Центрального бюро немецких секций при ЦК КП(б)У про эмиграционное движение немцев-колонистов, февраль 1925 г." Основные мотивы, выдвигаемые желающими выехать за границу, следующие:

1. Чрезмерное обложение немецких колоний единым с/хоз налогом и плохой вид на урожай;
2. Непроведение землеустройства в немецких колониях по принципам постановления ВУЦИКа от 16. июля 1924 г.
3. Религиозные вопросы"

А вот крик души крестьян селения Гоффенталь Луганского округа, 1925 г.:

"От эмиграции в Америку задерживают немецких колонистов, говорят, что эмиграция в Америку не даст колонистам богатства.
Каждый колонист может существовать на наделенные ему земли, т.е. на душу 2 1/4 дес., когда эта земля хорошаяя, т.е. чернозем. От нашей колонии Петрово-Красносельский сельсовет отрезал кругом самую лучшую землю, а нам остались только болото и камни. От нас требовали того же продналога, как и от хорошей земли... Он вынужден эмигрировать не потому, что не хочет служить советской власти, нет, немецкие колонисты всегда готовы стремиться работать для советского правительства и чтобы в колонии поставить хороший совет. Но нельзя заниматься скотоводством на этой земле, которую имеют колонисты. Если он имеет одну лошадь и одну корову, придется ему купить корм за наличные деньги. Может ли колонист таким образом заниматься культурным хозяйством и служить советской власти? Никогда нет. Чтобы колонист имел бы возможность поднять советское хозяйство, необходимо ему выделить больше хорошей земли, чтобы он мог бы заниматься культурным хозяйством и соответствующим образом обрабатывать свою землю против засухи...
Теперь мы спросим советское правительство, почему всегда колонисты выселяются, которые в своей колонии имели достаточное количество земли, которую сейчас занимают русские крестьяне?"

Эти и множество других документов из cборника:

- Нiмцы в Украiнi 20-30.тi рр. ХХ ст. Сбiрник документiв державних архiвiв Украiни. Киiв 1994 (документы частью на украинском, частью на русском языке).

Так что мы видим прежде всего сильный социальный конфликт в немецкой деревне Украине, к которому добавляется национальный момент – якобы излишки земли отрезаются от немецких куркулей и передаются русскому/украинскому трудовому (незаможнему) крестьянству. Немцы же хотят вести нормальное, разумное хозяйство, хотят с умом работать и в случае невозможности этого – душат еще непомерными налогами, запрещают преподавание религии в школе, записывают многих в лишенцев – хотят выезжать в Америку. О фатерлянде вообще никакого разговора нет.