От RusDeu Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 01.03.2005 00:21:53 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; Версия для печати

Исследование о сексуальных преступлениях в вермахте

Недавно увидела свет весьма интересная монография в солидной серии „Krieg in der Geschichte“ о размерах сексуальных преступлений в немецкой армии во время 2. мировой войны и масштабах уголовной ответственности за них в различных оккупированных странах. Автор – швейцарский историк:

- Birgit Beck: Wehrmacht und sexuelle Gewalt. Sexualverbrechen vor deutschen Militärgerichten. Paderborn etc. 2004 (Krieg in der Geschichte. Band 18)
[Биргит Бек: Вермахт и сексуальное насилие. Сексуальные преступления перед немецкой военной юстицией. Падерборн и пр. 2004 ( Серия: Война в истории. Том 18)]

Статистика в таких случаях, по автору, мало что говорит, так как до суда доходил один из десятков подобных случаев. Ее исследование концентрируется в основном на конкретных уголовных делах. С августа 1939 по середину 1944 военными судами по Wehrmachtskriminalstatistik было рассмотрено 5.349 уголовных дел касательно сексуальных преступлений (не только изнасилования), с. 89. Она выбрала и рассмотрела 232 судебных решения, в т.ч. 31 совершенных на оккупированных советских территорий (с. 99)

Интересен обзор массовых изнасилований во время войн 20-го века (с. 41-62). При этом отмечается небывало массовое, почти одновременное изнасилование со стороны японских военнослужащих в г. Нанкин в декабре 1937 г., когда пострадали от 20.000 до 80.000 китайских девушек и женщин (с. 45). Цифру в 1,4 милл. немецких жещин, изнасилованных советскими солдатами на территории Германии, автор считает не подтвержденной и оценивает ее как слишком большую.

Одна глава посвящена проституции и борделям в вермахте (с. 105-116). О практике рекрутировании туда на оккупированных советских территориях автор мало что говорит, отделываясь банальными фразами, типа одни женщины занимались этим (проституцией) раньше, других заставляли заниматься этим силой или под угрозой отправки на работы в рейх – но ссылается при этом на литературные и публицистические источники (с. 115-116).

Биргит Бек рассматривает помимо всего прочего систему военной подсудности Militärgerichtsbarkeit в Третьем Рейхе (с. 126-154). В других разделах книги показывается практика немецких военных судов (Militärgerichte), преследовавших в уголовном порядке преступления военнослужащих вермахта на советской территории (с. 177 и далее). Приводятся примеры уголовного наказаня лиц, насиловавших женщин на территории СССР, но отмечается, что таких дел было мало. В основном насильников наказывали в дисциплинарном порядке. Главное для военного командования было не самочувствие гражданского населения, а «чтобы военнослужащие не одичали». Отмечается наличие большого числа интимных отношений с русскими, украинскими женщинами без применения насилия (gewaltlos), на обоюдной основе, а также т.н. „незарегистрированных cупружеских пар“ (wilde Ehe), с. 229-230. Около одной трети изнасилований было групповыми; в основном они совершались двумя мужчинами, но перед судом представали иногда до четырех человек, а однажды девять (с. 237). Автор констатирует, что на основе имеющихся документов, свидетельств и пр. выясняется, что почти не было сексуальных преступлений немецких солдат, при которых бы жертва погибала. Это значительное отличие от практики изнасилований японских (Нанкин) и даже американских (Вьетнам) военнослужащих, где было много сексуальных преступлений со смертельным исходом (с. 230-231).

Список использованных архивных фондов (только материалы Bundesarchiv-а), опубликованных документов и публикаций, с. 339-368.

Вывод автора: „Сексуальные преступления наказывались и карались, но также и преуменьшались, к ним относились терпимо, а в рамках военных борделей их частично пытались легализовать и поставить под контроль. Так как в конечном счете все ориентировалось как на интересы вермахта, так и собственно национал-социалистского режима, и все [усилия] концентрировались на ведения войны, то отношение армейского руководства и военной юстиции к сексуальным преступлениям было функциональным и целесообразным. Утверждение же, что сексуальное насилие применялось систематически, что оно имело стратегическую функцию и являлось частью германской стратегией ведения войны, не имеет до сих пор научного доказательства.» (с. 335)