Недавно читая книгу наткнулся на интересный факт, но когда провел сверку данных зашел в тупик. Может кто сможет помочь.
5 декабря 1939г. германский транспорт «Донау» эвакуировал из Хельсинки сотрудников советского посольства вот с этим то переходом «Донау» и связана одна из загадочных страниц начала войны. Из воспоминаний Елисея Синицына в 1939г. резидента разведки под дипломатическим прикрытием в Финляндии.
«Не успели мы отплыть от финских берегов километров тридцать, как ко мне подошел капитан парохода и взволнованно заявил, что по правую сторону метрах в четырехстах он увидел перископ подводной лодки и опасается, как бы она не торпедировала его корабль. При этом пригласил меня подняться на капитанский мостик и самому убедиться в этом. Действительно, справа от корабля по нашему курсу был виден перископ всплывающей подводной лодки. Это еще больше напугало капитана, и он спросил:
— Знает ли советское правительство наименование корабля и день отплытия его из Хельсинки с советскими дипломатами на борту?
— Знает, — ответил я и добавил, что со стороны Советского Союза никакие военные меры против парохода применяться не будут до 24 часов этого дня. Нельзя, однако, поручиться, что финская сторона или ее покровители из других стран в провокационных целях не потопят корабль с советскими дипломатами и, конечно, вместе с вами, нашими союзниками, на борту, чтобы ярче разжечь пожар начавшейся войны.
Капитан испуганно спросил:
— Какая это страна?
— Вам лучше знать, господин капитан, какая это может быть страна, — уходя, заметил я ему».
(Синицын Е. «Резидент свидетельствует» Москва ТОО «Гея». 1996г. стр53.)
Чья же это была подводная лодка. Можно было предположить, что финская сторона готовила потопление парохода, ведь провокаций перед эвакуацией дипломатов было предостаточно. Финская полиция, взломав ворота, ворвалась на территорию посольства и провела незаконный обыск дипломатического багажа поверенного в делах СССР. И только твердая позиция советских дипломатов, и смекалка позволила не только удачно использовать факт нарушения дипломатического иммунитета, но и спокойно вывезти секретные карты Генштаба финской армии.
Для обеспечения безопасности перехода транспорта «Донау» в Хельсинки 2 декабря и обратно 5 декабря со стороны СССР были приняты необходимые меры. Утром 2 декабря 1939г. подводные лодки «М-81», «Щ-322» и «М-76» с позиций № 1 (район Кальбода-Грунд), 2 (район южнее Хельсинки) и 3 (район Порккала-Кальбода) которые были на пути и вблизи маршрута движения судна были отозваны в базу. В 8.55 в Таллин вернулась «Щ-322», в 11.00 в Палдиски вернулась «М-76», тогда же вернулась и «М-81». Чуть позже вернулись в Палдиски и другие ПЛ из Финского залива 3 декабря в 18.30 «М-78» с позиции № 4 (район Юссарэ), в ночь на 5 декабря «М-71» с позиции № 5 (район Ханко). Позиции пустовали до 8 декабря. («Советско-Финляндская война 1939-1940гг. Боевые действия на море». Санкт-Петербург. Издательство «Остров». 2002г. стр39.; «Советско-финляндская война 1939-1940гг.» том 2. С-П. «Полигон» 2003г. стр632,633.)
Из финских ПЛ это время находилась в море только «Ветехинен» (Vetehinen) с 5 по 9 декабря она действовала в Балтийском море, выполнив поход к Лиепае. В Финском заливе у Хельсинки финская ПЛ «Ику Турсо» (Iku Turso) действовала с 7 по 13 декабря. (ж. «Тайфун» № 4 2000г. Петров П.В. «Военно-морские силы Финляндии (1918-1939гг.)» стр33,34.) То, что сейчас известно ставит под сомнение факт нахождения финской подводной лодки в этом районе, но ведь она могла соблюдая секретность выйти для атаки транспорта в залив, и вернуться и при этом сведений могло не остаться.
Прошу откликнуться того кто владеет информацией по участию советских ПЛ в зимней войне, есть вопросы.