От PQ Ответить на сообщение
К PQ
Дата 24.01.2005 13:53:07 Найти в дереве
Рубрики Современность; ВВС; Версия для печати

Материал в тему...Сильны ли наши ВВС? Бег по замкнутому кругу

В начале января каждого года по традиции, соблюдающейся уже около десять лет, Главком ВВС проводит встречу с журналистами, специализирующимися на тематике ВВС и ПВО. Не стал исключением и 2005 год. На этот раз Главком ВВС и ПВО Владимир Сергеевич Михайлов встретился с журналистами в «Интерфаксе» на пресс-конференции 13 января. В прошлые годы подобные мероприятия были более масштабными (более широкое представительство, вручение лучшим журналистам наград, неформальное общение) и проходили в помещениях штабов Главкомата. Одна из вероятных причин частичного изменения традиции – средства ушли на компенсацию отмены льгот.

Во все годы на встречах главнокомандующий уделял значительное внимание освещению подготовки лётных кадров. В январе 2003 года Владимир Михайлов отметил:

- После реформы системы подготовки кадров для ВВС и ПВО для нас главное – люди. Хотя мы сократились в 5 раз, а у нас имеется большой некомплект офицерского состава в ВВС. Очередей на офицерские должности не получилось. Да, мы занимались реорганизацией системы ВВУЗов. Мы её более или менее сохранили. Сохранили учебные центры и учебные заведения для лётчиков. Реализовали механизм ускоренной подготовки по нормальной схеме. Перешли на 4-х годичное обучение для освоения 4-х типов самолётов. И убедились: 4-х лет хватает, хотя налёт у курсантов возрос по всем курсам. В 2004 году каждый курсант будет при выпуске иметь налёт 200 часов (в январе 2005 года Главком назвал реально достигнутую величину налёта – около 150 часов). То же и в Ростове. На одну увеличили число школ первоначального обучения. Эти школы не только подготавливают учащихся к службе в ВВС, но и отбирают достаточно выносливых и физически крепких ребят. Во все учебные заведения подобран хороший преподавательский состав.

В 2002 году налёт строевых лётчиков - 25% от норматива (за 30 часов перевалили). Необходимо 90-120 часов, особенно после перерыва в полётах.

Несмотря на достигнутые результаты, по признанию Главкома, «только в 2003 году произошло 8 авиационных происшествий, из них 5 катастроф, в которых погибли 12 человек. Причиной 7 из 8 авиационных происшествий стали ошибки лётного состава в технике пилотирования и эксплуатации и только одного – отказ в работе авиационной техники.

Все происшествия с лётной техникой произошли из-за человеческого фактора, но не из-за техники и её старения. Было безумное и вопиющее хулиганство или незнание техники. Поэтому сегодня работа с людьми - главная задача, их воспитание и теоретическая подготовка. А что касается практических навыков, то налёт в 2003 году увеличен и 400 лётчиков получили 3 класс, 386 – 2 класс. В прошлом, 2002 году – 426 получили 2 класс, 400 – 3 класс. А второй класс – это уже подготовленный боец.



14 января 2004 года Михайлов продолжил: «Что касается “человеческого фактора, то генерал Свиридов сейчас наводит порядок и требует жёсткого выполнения нормативов эксплуатации. “Осторожность - лучшая часть мужества. Будем жёстко карать за нарушения норм пилотирования. Послаблений быть не должно. В 2004 году обеспечили средний налёт почти программный, а в 2005 году обеспечим программный налёт».



Во всех своих выступлениях (15.01.03г., 14.01.04г., 13.01.05г.) Владимир Сергеевич Михайлов значительное внимание уделил учебной авиатехнике и в этом вопросе чётко выдерживал однажды принятые ориентиры:

- 2003 год. Для тренировок вместо боевых самолётов используем Л-39. На том же горючем налёт в три раза больше… Мы полностью отказались от модернизации Л-39. Ускоряем работы по строительству самолётов Як-130 в Н-Н. Этот завод способен в короткие сроки освоить производство таких самолётов. Звено Як-130 будет выпущено в этом году. Як-130 будет полностью российским, кроме украинских двигателей на первом этапе. Московский “Салют “ осваивает выпуск своих двигателей.



Замечание: По заключению ЛИИ, на старом Л-39 по новым ГОСТам нельзя летать: нет соответствия требованиям по навигации, по контролю работы аппаратуры, по энергетике. “Русская авионика” уже подняла в воздух модернизированный на её базе Л-39, который отвечает новым требованиям подготовки и отбора курсантов, и может взять на себя отработку большей части режимов полёта Су-30КН. Это позволяет при дефиците горючего распределить подготовку пилотов по этапам: тренажёр(30%) - Л-39(40%) - Су27 (Су-30КН). Модернизированный Л-39 даёт возможность проверить лётный состав, как в воздухе, так и на земле.

Учитывая то, что в войсках сейчас стоят на вооружении как УТС сотни Л-39, и они отлетали около 50% своего ресурса, “Русская авионика” приступила к разработке модернизации Л-39 с расширенными боевыми возможностями.

Звено Як-130 - это три самолёта - никак не решит задачи, лежащие сегодня на более 500 Л-39. Кроме того, звено должно пройти полный цикл лётных испытаний.



- 2004 год. Сейчас делаем самолёт Як-130. Он по авионике, по многим показателям тянет на «4+» и «5». Поэтому у нас выработалось определённое мнение. Давно была начата разработка МиГ-АТ и Як-130. Наши финансовые вложения в эти разработки были нулевыми. Фирмы разрабатывали эти самолёты на свои средства. На конкурсе победил Як-130 и завод «Сокол» в Нижнем Новгороде по нашему заказу приступил к их выпуску. Три машины уже на выходе.

МиГ-АТ тоже завершил испытания и просматривается для экспортного продвижения. Я не против взять эскадрилью этих машин для опытной эксплуатации.

Як-130 имеет семь направлений использования от боевого до разведчика и этим выигрывает у других УТС. Для войсковых испытаний в первых полётах Як-130 хватит моделирования полёта Су-24 и Су-27СМ. Сейчас готовы три машины и сразу будем делать 4-ю и 5-ю. Вылезут недостатки - мы их учтём.



- 2005 год. Главный УТС для ВВС РФ – Як-130. Сейчас создался интересный момент: А.И. Фёдоров активно помогал создавать его смежной фирме «Яковлев» самолёт Як-130. Теперь принял под своё крыло «Микояна», а там «МиГ-АТ». Я сказал ему: мы не снимаем со счетов МиГ-АТ. Пусть в войсках будет 30% УТС МиГ-АТ и 70% Як-130, т.к. МиГ-АТ как боевая машина не вытягивает по своим параметрам. Три машины Як-130 в этом году будут готовы, на подходе 4 и 5 машины, и идут их доработки.

У трёх машин уже были испытания и скоро они будут переданы на вооружение.

Принцип такой: появилась техника – она идёт на смену и мы заменяем всё, вопрос в финансировании. У нас настолько чёткие сейчас программы, что нужны только деньги.

А пока мы решили вернуться к поршневым самолётам для тренировок лётчиков. Будут летать на Як-18 и Як-52. Як-18 – трудная машина в технике пилотирования, а потому «школа» отрабатывается очень хорошо на поршневых машинах. Переход с Як-18 на реактивные самолёты проходит нормально, т.к. на реактивном самолёте лететь по маршруту легче. Можно даже отпустить ручку и расслабиться минут на 10. Такое решение назрело, когда керосин и бензин стали стоить практически одинаково, и поршневые машины в учебном процессе стали в несколько раз экономичнее. Ведь за 1 час полёта Л-39 сжигает 700 кг топлива.

Налеты в прошлые, доперестроечные годы:

Главком ВВС Петр Дейнекин – около 7000 часов.

Главком ВВС Корнуков - более 6000 часов.

Полковник Владимир Гуркин – 2750.

Полковник Владимир Козаченко – более 2000 часов.



13 января с.г. Михайлов на встрече с журналистами сказал:

- В 2004 году мы провели несколько масштабных учений. Кто бы что ни говорил, но учения проведены, и они значимы для нас и для нашего окружения. Точно такой же размах учений планируется в 2005 году. Оптимизм внушает состояние военной техники и вооружения. Сократилось количество типов вооружения и военной техники, необходимых для выполнения поставленных задач. Семь модернизированных истребителей Су-27СМ поставили в боевой строй на аэродроме совместного базирования «Земки», в Комсомольске на Амуре. Только планер у этих машин старый, а элементная база новая. Рядом с заводом-изготовителем накапливается положительный опыт эксплуатации.

В 2005 году этот полк переведём полностью на Су-27СМ – семнадцать машин. Ещё в декабре 2003 года пять машин этого типа были направлены в Липецк, где нарабатывались инструкции и пособия для всех лётчиков, в том числе, методики боевого применения. Контракт с авиапредприятием в Комсомольске на Амуре заключили на три года. Заводчане кое-что делали даже за свои деньги. В результате мы имеем самолёт, превосходящий все аналоги, имеющиеся на сегодняшний день за рубежом. Аэродинамика у самолёта великолепная, и авионику мы вывели на тот рубеж, который имеется у наших противников. На нём применяются все современные средства поражения, обладающие огромной точностью.

Что касается Су-34 (Су-27ИБ), то в Новосибирске мы тормознули восьмую машину, чтобы установить на ней новую авионику. Быстро выдали дополнения к ТТЗ. После унификации авионики и оборудования машина будет проще в эксплуатации. Высокого качества самолётов достигли. Теперь дай только деньги, и количественный процесс резко возрастёт.

Есть электронная версия ПАК ФА. Я считаю, что она удалась. Всё оружие внутри фюзеляжа. Самолёт выполняет функции ударные и истребителя.

К 2007 году поставлена задача подготовить к лётным испытаниям самолёт 5-го поколения и работать над этой моделью дальше. Принцип таков: появившаяся новая техника идёт на смену эксплуатируемой в войсках, и заменяется всё. У нас настолько чёткая программа обновления и развития, что нужны только деньги для её реализации.

На вопрос о будущем истребителей «МиГ» Главком ответил:

- Перспектива «МиГа» остаётся, как и была, достаточно неплохой. Я трижды встречался с А.И. Фёдоровым и говорил с ним о модернизации МиГ-29. Есть у него задача по выполнению индийского контракта: поставить корабельный МиГ-29К. Он будет обязательно работать над лёгким истребителем. Не буду преждевременно его называть и к какому поколению он относится, но нельзя же всегда ездить и летать на «Мерседесе».

Модернизацию МиГ-29, конечно будем проводить. С 17 января люди от Фёдорова едут на базы хранения, смотрят, забирают, модернизируют, часть возвращают, часть продают.

И полки МиГ-29, которые у нас стоят на вооружении, обязательно будем модернизировать. Потенциал, научные наработки фирмы «Микояна» - всё будет истребовано.

О модернизации боевого состава ВВС Владимир Михайлов сказал:

- Наименования модернизированных машин: Су-27СМ, МиГ-29СМТ, Су-24М, Су-25СМ, Ми-24ПМ. На эти названия я уже акцентировал ваше внимание. Делаем модернизацию Ил-76. Название этой машины – Ил76МФ.

Главком ушёл от ответа на вопрос об отношении к Ан-70.

- Что касается фирмы «Камова» - будем покупать средний транспортный вертолёт Ка-60. Фирма делает Ка-50 и Ка-52, но в таком количестве, как «МиГ», покупать не будем. Моё личное мнение: надо немедленно объединить «Миля» и «Камова», и это сбудется. Низы давно готовы; противостояние в верхах.

Создание единой российской авиакомпании – это веление времени. Создавать надо, но не рубить по живому, а потом смотреть. У фирм собственные тематики, а за ними люди, которых надо обеспечить равноценной работой.

Интересно высказывание Главкома об участии ВВС и ПВО в праздновании 60-летия Победы в ВОВ:

- На это нам дают 50% денег от запрошенного. Но поставленные задачи решим. Даже планируем пролететь, как в старые времена, над Красной площадью. Флаг России в небе нарисуем, хотя Су-27 дым сдувает. Для разноцветных дымов нужна определённая температура и объём истечения газов.

На злобу дня:

- Я категорически против введения увеличивающих коэффициентов только центральному аппарату и генералам. У нас уже всё есть. Надо срочно повышать оклады лейтенантам. Дисбаланс: руководство получает много, а лётчики – мало, к хорошему не приведёт. Чтобы посеять смуту в войсках, как раз и надо ввести многоступенчатое отличие в оплате начальников и подчинённых.

В СССР генерал, начальник управления получал 550 рублей, а лётчик, младший офицер – 200 рублей. Сейчас генералу подняли до 25 000 – 30 000 рублей, а лейтенант получает 4 500. Руководителю стыдно разговаривать с лётчиками. Необходимо срочно выправлять положение! Оклады низам надо поднять; тогда процент увольняющихся молодых лётчиков сократится.

Отмена льгот наложила очень негативный отпечаток и ударила по молодым офицерам. Живут они в Москве и Подмосковье, а служат на «Заре». Это вынудило нас выделить маршрутные рейсовые автобусы. Только благодаря этому офицер может в установленное время бесплатно добраться до Москвы и решить все вопросы. Для доставки патрулей в Жуковский ищем варианты покупки безадресных, анонимных проездных билетов. Если мы не компенсируем льготы, положение не исправиться. Вы задали вопрос, как без льгот. Плохо! очень мало, кто в плюсах.


http://www.iamik.ru/19799.html