От falcon81 Ответить на сообщение
К velfr Ответить по почте
Дата 09.08.2004 11:51:59 Найти в дереве
Рубрики WWII; Стрелковое оружие; Версия для печати

Мнение про "Врага у ворот" редакции Мастер Ружьё

История Великой Отечественной войны, снятая французским режиссёром по мотивам документальной книги Уильяма Крейга на американские деньги (по разным данным, бюджет фильма составил от 70 до 85 миллионов долларов) – уже это вызывает интерес, тем более, что «Враг у ворот» - один из немногих фильмов, где наша «народная война» рассматривается не с позиций американского и отчасти европейского обывателя, воспитанного шедеврами типа «Спасти рядового Райана», «Тонкая красная линия» или «Сталинград». Руководил съёмочным процессом Жан-Жак Анно, известный своим вдумчивым и деликатным отношением к другой культуре, но… хотели как лучше, а получилось как всегда. После просмотра «Врага…» испытываешь не гордость за свой народ, а скорее недоумение. Работа операторов, декораторов, игра актёров – всё сделано на высоком уровне, но в результате – жестокое, пафосное и какое-то беспросветное кино, которое при явно положительном отношении к Советской Армии порой смахивает на антисоветскую агитацию времён холодной войны. Характерно весьма странное представление об униформе РККА, фронтовом быте солдат, облике нашего комсостава, – хотя это даже не главное. Вызывает удивление, почему такой мастер, как Жан-Жак Анно не смог реализовать полностью ни одну сюжетную линию. Поединок асов-снайперов, союз и противостояние комиссара и бойца, любовный треугольник – всё запутано, не доделано, в конечном итоге конфликты не вызывают интереса (разве что спортивного), а схематичные и какие-то неодушевлённые герои, наделённые парой-тройкой положительных или отрицательных черт, – ни сочувствия, ни антипатии.

Сюжетные события разворачиваются на фоне битвы за Сталинград осенью 1942 года, главный герой – русский снайпер Василий Зайцев (Джуд Ло), реальный человек, легенда Великой Отечественной. Боевой дух Советской Армии необходимо поднять, и Василий при помощи комиссара Данилова становится тем самым символом, который поможет выиграть важнейшее сражение. Слава о нём и его «достижениях» разносится по всей стране, что начинает раздражать немцев, вынужденных послать своего прославленного снайпера майора Кёнига (ветерана Первой мировой войны, кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями – роль Эда Харриса) уничтожить охотника-любителя Зайцева. На фоне уличных боев в развалинах Сталинграда, начинается личная дуэль двух снайперов. Параллельно завязывается конфликт между Даниловым и Василием из-за вечно чумазой девушки Тани.

Воплощение сюжета режиссёром, историческая и фактическая достоверность – мнения об этом могут быть самыми разными. Остановимся на конкретных вопросах.

Смущает отсутствие у советских войск тяжёлой техники, кроме одного подбитого танка (Т-34-85, появившегося лишь в 1943 году). Вермахт, однако, с лихвой обеспечен и бронетранспортёрами, и танками (настоящими PzSdkfz III), и мощной авиацией. Странно выглядит то, что русские снайперы в фильме умело используют камуфляж и заботливо укутывают в маскирующий брезент своё оружие, а немецкий снайпер (профессионал!) постоянно находится при полном параде и из многих уловок практикует только трюк с манекеном. Советские снайперы, напрасно рискуя жизнью, подтверждают свои победы сбором на поле боя у убитых личных жетонов – полный абсурд. И этот список можно продолжить… Дуэль двух снайперов при желании можно рассматривать и как противостояние двух систем оружия. С одной стороны – советская 7,62-мм снайперская винтовка системы Мосина образца 1931 года, с другой – германский 7,92-мм карабин «Маузер 98к» со снайперским прицелом Zf.39, принятом на вооружение в 1939 году. Боевые качества этих образцов достаточно близки, оба имеют 4-кратные прицелы. Интересно, что на винтовке Василия Зайцева установлен удивительно «свежий» для Сталинградской битвы универсальный прицел ПУ, разработанный для самозарядки Токарева СВТ-40 и ставящийся на винтовки Мосина только с весны 1942 года. Обращает в фильме на себя внимание и насыщенность наших и немецких войск снайперским оружием. Майор Кёниг, кстати, использует несколько «маузеров» - если можно так выразиться, личный и два-три «подставных». По версии режиссера «Врага…», в развязке снайперской дуэли (кстати, очень и очень неожиданной) присутствует некий элемент трогательности – оружие поверженного врага забирает русский воин. Было так на самом деле или нет – трудно сказать. Но одно можно утверждать смело – любой человек, посмотревший фильм и захотевший прикоснуться к истории, сможет воочию полюбоваться прицелом с винтовки майора Кёнига – надо лишь зайти в Центральный музей Вооруженных Сил в Москве, а винтовка Василия Зайцева находится в музее обороны Сталинграда.