"Мур одаренный, желчный и яростный человек. Его задача ясна - выковырять Буша из президентского кресла. Он над ним смеется, как Гоголь над Ляпкиным-Тяпкиным. Он так монтирует документальные кадры, что Буш выглядит еще тупее. Не лучше выглядят первые лица его администрации. Зал хохочет, когда известие о том, что нация в опасности, застает Буша в школьном классе, где он встречается с будущим Флориды. Ему шепчут про рухнувшие небоскребы, а он сидит с окаменевшим лицом и видно, как он лихорадочно соображает, что теперь делать. Мур дает в углу кадра хронометр: идут минуты, а президент США все соображает. И пока соображает, Мур показывает кадры-напоминания о его саудовско-аравийских дружках и подельниках, и нам совершенно ясно, о чем соображает президент, - о том, как ему замести следы.
Вопрос о том, корректно ли это, вздрюченному юмором залу придти на ум не должен. Но я по долгу критика сомневаюсь: а что, собственно, должен в этот миг сделать Буш? Вскочить? Заорать? Что-то наспех предпринять? По-моему, он как раз и должен - лихорадочно соображать, и только потом принять решение. Так что окаменевшее лицо само по себе ни о чем не говорит. Перед нами типичная журналистская "подстава", тенденциозный комментарий к нейтральному действию. В таком духе выдержаны все детали "творческого портрета" президента - то он дергается, как герой мультфильма, долдоня одну и ту же произвольно выхваченную фразу, то глупо и не к месту ухмыляется, то играет в гольф, когда дети гибнут под бомбами. Все это выразительно, часто смешно, но недобросовестно. Такими уликами можно и ангела утопить, не то что Буша.
Буша я не защищаю. Если лицо - зеркало души и ума, то Мур ничего нового о Буше не сообщил. Значит, фокус и скандал только в том, что общеизвестное впервые сформулировано и сказано вслух. Отсюда волнение в прессе и цензурные поползновения студии "Дисней". Такие киноприемы мы уже видели в фильме Ромма "Обыкновенный фашизм". Но Ромм исследовал явление тоталитаризма - а Мур всего лишь делает компромат перед выборами. Абсолютное большинство кадров-аргументов сопоставлено эффектно, но произвольно и потому неубедительно. Те же кадры телесъемки я берусь смонтировать иначе - будет гимн Бушу.
Назойливая тенденциозность Мура ставит под сомнение даже то, с чем не поспоришь и что требовало не дешевой публицистики, а серьезного расследования. Первотолчком к созданию фильма послужил странный случай: немедленно после атаки 11 сентября все 24 члена семьи Усамы бен Ладена, проживавшие в США, при содействии Белого дома свободно вылетели из страны - в то время, когда все рейсы на континенте были отменены. Но этот многообещающий факт в фильме так и остался трескучим казусом, не став свидетельством обвинения, а все разоблачения связей Буша с лидером террористов свелись к кадрам официальных рукопожатий с людьми в мусульманских накидках. Просмотрев двухчасовой "документ", остолбенело понимаешь, что никаких документов, то есть фактов, говорящих о преступных связях президента США с террористами, нам не предъявили."