От объект 925 Ответить на сообщение
К Darkon Ответить по почте
Дата 27.05.2004 12:14:36 Найти в дереве
Рубрики Современность; ВВС; Версия для печати

Re: ? Ан-70....

Ан-70 должен выйти на рынок раньше самолета объединенной Европы, считает главный конструктор АНТК им. Антонова Петр Балабуев


Создание самолета - дело сложное, дорогостоящее и длительное. Иногда, как в случае с Ан-70, на это может уйти порядка двадцати лет. Сегодня работа над созданием военно-транспортного самолета нового поколения подходит к завершению. Если с финансированием проекта все будет в порядке, то уже в следующем году он будет достроен и сдан в эксплуатацию.

Правда, недавно российская сторона завила, что может отказаться от участия в проекте. Россияне хотят бросить все силы на создание собственного военно-транспортного самолета.



- Петр Васильевич, сегодня Ан-70 - один из основных проектов комплекса, на какой стадии находятся испытания самолета?

- Все летные испытания Ан-70 по летно-техническим характеристикам, аэродинамике, прочности и десантированию были выполнены еще в 2001 году. Все это входило в программу первого этапа совместных испытаний самолета ВВС Украины, ВВС РФ и разработчиков проекта.

Соответствующий документ был подписан свыше 300 специалистами. Таким образом, в настоящий момент Ан-70 соответствует всем характеристикам тактико-технического задания самолета. По основным летно-техническим характеристикам опытный военно-транспортный самолет Ан-70 превосходит существующие в этом классе отечественные и зарубежные аналоги, а также создаваемые образцы данного типа.

Его испытания можно полностью закончить в 2004 году. Естественно, если для этого будут выделены необходимые финансовые ресурсы - $85,24 млн. В соответствии с соглашениями между РФ и Украиной, Россия должна предоставить средства на сумму $61,05 млн., а Министерство обороны Украины - $24,19 млн.

- В последнее время российские специалисты говорят о том, что при испытаниях самолета было выявлено более ста неполадок. Кроме того, разработчики создали самолет большей грузоподъемности, нежели было заявлено первоначально. Это правда?

- Данная информация не соответствует действительности. Недостатков много, но неполадок было выявлено только пять, все они влияли на безопасность полета и уже устранены. Что касается грузоподъемности в 47 тонн, то это - максимальная нагрузка для самолета при условии, что он будет взлетать с бетонированного аэродрома первого класса с запасом топлива, рассчитанного на дальность полета 3 тыс. км. При условии же, что Ан-70 совершит посадку на грунт, его грузоподъемность не будет превышать 35 тонн.

- Ваши российские коллеги также утверждают, что не имеет смысла продолжать финансирование Ан-70, поскольку он фактически является копией российского Ил-76.

- Первое, и самое главное - нет украинского самолета, есть украинско-российский совместный проект под названием Ан-70, разделять это нельзя. В 1986 году, еще при Советском Союзе, было решено создать самолет, который бы соответствовал всем требованиям ВВС, и теперь каждая из сторон должна выполнять свои обязательства.

В разработке ведь участвует не только АНТК им. Антонова, но и десятки других КБ и институтов Украины и России. Если РФ откажется от этого проекта, мы найдем других партнеров, с которыми продолжим работу. Однако сегодня мы связаны обязательствами с Россией и не имеем права вести переговоры с третьими лицами. Так и ходим по кругу.

Что касается всех этих перипетий вокруг Ан-70, то я ответственно заявляю: это война не техническая, а политическая. Некоторые военачальники РФ, в частности новый главком ВВС России г-н Михайлов, прямо ставят вопрос о том, что нельзя находиться в зависимости от Украины. О какой зависимости может идти речь, если мы делаем самолет-грузовик совместными усилиями?

- В чем состоит уникальность самолета Ан-70?

- Первое - большая грузоподъемность, при которой самолет может взлетать с коротких, неподготовленных полос протяженностью до 700 метров. Если сравнивать с Ил-76, то он имеет большую по габаритам грузовую кабину. Вместо 3,5 метров по высоте мы имеем более 4 метров. То же касается и ширины.

В результате Ан-70 может перевозить практически всю боевую технику, состоящую сегодня на вооружении двух стран, включая средства ПВО. Это ракетные комплексы С-300, вертолеты Ми-8, Ми-24, К-25, средние танки, различная инженерная техника, имеющая достаточно большие габариты.

Ил-76 не может выполнять эти задачи, так как был создан 30 лет назад. Тогда была другая техника и другие требования. Сегодня он может перевозить лишь 70% от общего количества существующей военной техники, Ан-70 - около 98%. Кроме того, в отличие от Ил-76, Ан-70 может загружать некоторые виды боевой техники в два ряда.

И самое главное - Ан-70 был создан для обеспечения высокой мобильности войск. Он может перевозить крупные грузы на большую дальность и приземляться на небольшой аэродром с короткой взлетной полосой. Для посадки Ан-70 необходим аэродром длиной 600-700 метров, а Ил-76 необходимо как минимум 2 километра.

Также хочу отметить, что Ан-70 - это самолет следующего поколения, поэтому сравнивать его с Ил-76 просто некорректно. Вопрос об Ан-70, это вопрос политической доктрины: нужен государству такой самолет или нет. Если страна хочет войти в число мировых лидеров, то такой самолет ей просто необходим. Ил-76 такую роль уже не выполняет.

- Где планируется серийный выпуск Ан-70?

- К серийному производству уже приступили омский завод "Полет" в России и Киевский авиационный завод.

- Какова общая сумма разработок?

- С 1992-го по 2002 годы в проект вложено $190 млн., из них $20 млн. - Россия, Украина - $28 млн., средства АНТК им. Антонова - $140 млн., соразработчики - $50 млн. С 1986-го по 1991 годы затраты на разработку самолета составили $523 млн. Таким образом, общая сумма составляет около $800 млн. И хочу заметить, что это очень дешево.

Россия и Украина создали уникальный самолет укороченного взлета и посадки Ан-70. Сейчас вся объединенная Европа работает над проектом А400М - это наш конкурент в Европе. Его делают один к одному похожим на Ан-70 и по габаритам, и по перегрузам, но площадка у него будет 915 метров, а у нас 700-800. Месяц назад все европейские страны подписали контракт по проекту А400М, стоимость только его разработки составит 8,5 млрд. евро, а весь проект стоит 20 млрд. евро.

- Кто является потенциальным покупателем Ан-70?

- Почему потенциальным? Еще в начале разработки было просчитано и согласовано, кто и сколько купит самолетов. В настоящее время в мире существует 2575 военно-транспортных самолетов, часть из которых подлежит списанию и уничтожению.

Новых средних самолетов последнего поколения необходимо как минимум 1330. Когда Россия и Украина подписывали соглашение, они делали это исходя из своих потребностей, поэтому цена Ан-70 в серийном производстве, с учетом кооперации Киевского и Омского авиационных заводов, будет составлять $42-48 млн. Предполагаемая стоимость А400М в Европе - порядка $118 млн. Но самолета еще нет. Думаю, когда он появится, то будет стоить $150-160 млн.

С учетом того, что мы опережаем проект А400М на четыре-пять лет, а также учитывая стоимость нашего самолета, мы рассчитываем завоевать рынки в Азии и Африке.

Что касается покупателей, то для стран СНГ необходимо 249 самолетов, из них Украина оставит себе 65, РФ - 164. Восточной Европе продадим 10 самолетов, Азии - 100, Африке - 50, Латинской Америке - 50. Страны Ближнего Востока собираются приобрести 110 машин, Канада, Мексика и США - 540. Индия и Китай сегодня ведут с нами переговоры.

- Каковы результаты ялтинских переговоров по данному вопросу между премьер-министрами Украины и РФ?

- В документе, подписанном Виктором Януковичем и Михаилом Касьяновым, говорится: стороны обязаны принять необходимые меры для активизации работы по устранению недостатков, выявленных в ходе государственных испытаний самолета Ан-70, а также возобновить совместные летные испытания. Для чего в Украину необходимо направить группу специалистов Министерства обороны России.

Кроме того, согласно документу, российская сторона обязана в 2003 году возобновить финансирование работ по программе Ан-70, Украина должна продолжить финансирование работ по данной программе. Стороны также должны создать межгосударственную рабочую группу, координирующую работу по данному проекту, и до конца 2003 года подготовить к подписанию протокол межправительственного соглашения, включающего закрепление прав сторон на результаты интеллектуальной деятельности в равных долях: Украина - 50 и Россия - 50. Премьеры с этими цифрами согласились.

Российской стороне также необходимо выработать и реализовать механизм погашения задолженности, подтвержденной в установленном порядке. Россия должна АНТК им. Антонова $48 млн., но это не только наши деньги, а всех наших соразработчиков. Кстати, данный пункт записывается уже неоднократно, но долг все равно не отдают: Минобороны РФ его не погашает.
http://russia.org.ua/reviews/3f4cb33ab2a92/view_print/
Alexej