МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПАМЯТКА КОМАНДИРУ (НАЧАЛЬНИКУ)
ПО ОРГАНИЗАЦИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
И ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОЙСК
Под общей редакцией генерала армии А.В. Квашнина
г. Тула. 2004 г.
Основы работы командира (начальника) по организации боевых действий и повседневной деятельности войск
Для четкого функционирования всей системы управления войсками необходимо, чтобы в основе организации боевых действий и реализации принятого решения нашли отражение общие принципы и подходы к работе на всех уровнях управления. Командиры всех степеней должны придерживаться единого алгоритма работы, который позволяет наиболее успешно реализовывать и выполнять поставленные задачи.Апгоритм работы командира (начальника) имеет общие закономерности как в бою, так и в повседневной деятельности. Он содержит единый системно-логический подход к организации работы должностных лиц на всех уровнях управления. Главным отличием в работе командиров разных уровней является объём мероприятий по организации выполнения задачи и контролю исполнения принятого решения. Ошибочно считать, что весь комплекс организаторской деятельности сводится только к принятию решения. Методология организации выполнения полученной задачи и принятия решения наиболее чётко прослеживается при работе командира (начальника) по подготовке боя (действий).
Работу по организации выполнения полученной задачи командир (начальник) начинает, как правило, после получения задачи или после объявления старшим командиром его решения (замысла) и включает: уяснение полученной задачи; оценку обстановки; выработку замысла;
принятие решения; постановку задач распределённым силам и средствам (элементам боевого порядка); проведение рекогносцировки; организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления; планирование действий (в подразделениях; разработку и оформление установленных документов и подготовку необходимых расчётов).
С получением задачи командир (начальник) должен повторить её, записать в рабочий блокнот (тетрадь), доложить старшему начальнику и, при необходимости, уточнить время (сроки) готовности к выполнению задачи.
Командир при активной помощи своего штаба, подчинённых начальников родов войск и служб (командир роты, взвода, отделения и им равных самостоятельно) единолично вырабатывает замысел.
Он принимает решение на боевые действия, опираясь на глубокое уяснение полученной задачи, детальную оценку обстановки и прогноз ее развития.
Уяснение задачи проводится в целях определения исходных данных для подготовки к выполнению полученной задачи.
В ходе него командир должен понять цель предстоящих действий; замысел старшего начальника (особенно способы разгрома противника) и содержание полученной задачи; роль соединения (части, подразделения); место в оперативном построении (боевом порядке); задачи соседей, условия взаимодействия с ними и соединениями (частями, подразделениями) других видов и родов войск, вооружённых формирований и органов других министерств и ведомств (в случае их привлечения), а также время готовности к выполнению полученной задачи.
На основе уяснения задачи командир делает выводы и определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно для быстрейшей подготовки подчинённых подразделений к выполнению полученной задачи. После чего производит расчёт времени, ориентирует своих заместителей, командиров подразделений о предстоящих действиях, даёт указания штабу по подготовке подразделений к выполнению задачи, по организации разведки и о порядке работы на местности.
Оценка обстановки — это состояние и прогноз развития обстановки до начала и в ходе выполнения задачи. Она заключается в изучении обстановки, анализе факторов и условий, влияющих на выполнение полученной задачи и включает: оценку противника, своих войск, местности, состояния погоды, времени года и возможный прогноз развития обстановки в ходе ведения боя и после выполнения боевой задачи. По результатам оценки обстановки командир должен ответить на вопрос: "Что я должен сделать для успешного выполнения задачи?"
Оценка обстановки является не простым повторением задач, содержащихся в полученном приказе (распоряжении), а результатом самостоятельного анализа положения, не ограниченного никакими рамками и не связанного жёсткими правилами. Так, например, последовательность анализа определённая в Уставе может быть изменена. Многих ошибок можно избежать если начать оценивать обстановку не с противника, а с местности в районе боевых действий. Именно она зачастую определяет действия как противника, так и своих войск Ни в коем случае не делать только желаемые для себя выводы. Командир должен всегда предвидеть самые неблагоприятные для него действия со стороны противника.
Стоящие перед каждым командиром задачи по подготовке и ведению боя требуют от него непрерывной оценки быстро меняющейся обстановки и уточнения ранее принятых решений.
Командир принимает решение единолично при активной помощи подчинённых, опираясь на глубокое уяснение полученной задачи, детальную оценку обстановки, прогноз её развития при подготовке, в ходе выполнения задачи и после достижения поставленных целей, несёт полную ответственность за его выполнение. Неполнота данных об обстановке не освобождает командира от своевременного принятия решения. Необходимо помнить, что тот, кто ставит задачу, ответственен за её выполнение подчинёнными.
Весь процесс управленческой деятельности командира и штаба находится под строгим контролем старшего начальника, следовательно, все ключевые этапы работы командира и штаба по организации боя должны завершаться докладом и утверждением у старшего командира (начальника) замысла, решения и планирующих документов. Элементы замысла и решения едины для всех звеньев управления (объединение - соединение - часть -подразделение).
Решение на бой — это результат творческого мышления и воли командира. Сущность любого решения состоит в определении цели действий и выборе сил, средств, способов и времени для её достижения. Основой решения является замысел. Работа командира, подчинённых ему должностных лиц и органов управления по организации действий и принятию решения представляет собой неразрывный процесс. Условно (с методологической точки зрения) её можно разделить на три этапа: выработка замысла по выполнению полученной боевой или другой задачи; принятие решения; завершение планирования боевых и других действий, подготовка к ним подчинённых командиров, штабов, частей, подразделений и личного состава.
Первый этап - выработка замысла (на любые действия). Начинается с получением задачи (боевого приказа, предварительного боевого, боевого распоряжения) старшего начальника. Командир изучает полученную задачу самостоятельно или одновременно с объявлением её определённому им кругу лиц.
Замысел вырабатывается на основе полученной задачи, её уяснения, оценки обстановки, прогноза её развития и > заключается в определении последовательности (этапности) и способов выполнения полученной задачи.
В ходе выработки замысла командир должен определить:
- способы и последовательность выполнения поставленной задачи:
- силы и средства (том числе приданные) и их распределение при выполнении задачи (боевой порядок и его элементы);
- направление сосредоточения основных усилий (по этапам выполнения задачи);
- обеспечение скрытности при подготовке и выполнении задач;
- меры по обману противника (дезинформация противника относительно замысла действий войск, их возможностей, задач, расположения уязвимых объектов, частей и подразделений).
Всякий замысел верен, если он выполнен. После доклада и утверждения замысла у старшего начальника командир отдаёт указания на подготовку к выполнению задачи (обеспечению), с объявлением срока готовности к предстоящим действиям и принимает решение на основе проведённых уяснения задачи, оценки и прогнозирования обстановки, выработанного замысла.
Второй этап - принятие решения, в котором командир определяет:
-замысел предстоящих действий;
- задачи распределённым силам и средствам (элементам боевого порядка);
- основы взаимодействия (в звене дивизия, бригада, полк, батальон) или при организации взаимодействия (в звене рота, взвод, отделение) (между распределёнными силами и средствами (элементами боевого порядка), с соседями, с другими силами и средствами старшего начальника, действующими в его интересах);
- основы всестороннего обеспечения (организации всестороннего обеспечения);
- основы управления (организация управления). При определении боевых задач распределённым силам и средствам (элементам боевого порядка), в соответствии с особенностями вида действий и полученной задачи, командир обычно определяет: боевой состав и средства усиления; полосы (участки, районы) действий и направление сосредоточения основных усилий; выполняемые задачи, рубежи, позиции, порядок действий и время выхода на них; разграничительные линии; порядок огневого поражения противника; кто поддерживает, соседей и разграничительные линии с ними; порядок и способы огневого поражения противника, расход выделяемых на боевые действия ракет, боеприпасов, лётного ресурса; место, время развёртывания и направление перемещения командных пунктов; сроки готовности к выполнению полученной задачи.
На основе замысла и боевых задач, командир определяет основы (основные вопросы) взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.
В основах (основных вопросах) взаимодействия, в соответствии с избранным способом действий и построением боевого порядка по задачам (этапам и рубежам) определяется порядок взаимодействия между распределёнными силами средствами (элементами боевого порядка), силами и средствами старшего начальника, выполняющим задачи в интересах соединения (части, подразделения), а также соседями. Особо определяется персональная ответственность командиров за стыки и промежутки между элементами боевого порядка.
В основах (основных вопросах) всестороннего обеспечения определяются мероприятия по-боевому, морально-психологическому, техническому и тыловому обеспечениям в соответствии со способами и последовательностью выполнения задач элементами боевого (походного) порядка, с учётом направления сосредоточения основных усилий, последовательности и сроков выполнения основных задач, привлекаемых сил и средств, порядка управления ими. Мероприятия обеспечения должны быть предусмотрены и выполнены при подготовке к бою (действиям), в бою и после выполнения боевой задачи.
В основах (основных вопросах) управления определяются: места и время развертывания пунктов управления, направления и порядок их перемещения в соответствии с замыслом командира;
меры по обеспечению устойчивого и непрерывного функционирования системы управления и обеспечения её живучести; порядок использования технических средств связи и скрытого управления войсками до начала и в ходе боевых действий; задачи и порядок работы заместителей; порядок передачи управления на другие пункты управления при выходе из строя командного пункта, а также порядок охраны, обороны и защиты пунктов управления, порядок докладов и контроля при подготовке и выполнении задачи.
Командир должен проявить твёрдость в достижении поставленной цели. Он должен уметь влиять на ход событий в рамках своего решения вне зависимости от обстановки и вынудить противника действовать по его воле и замыслу. Для реагирования и «довёртывания» противника под своё решение он должен иметь резервные силы и средства. Однако необоснованные требования о выполнении решений, которые не соответствуют обстановке, не должны превращаться в упрямство.
Принятое решение докладывается старшему начальнику и утверждается у него. После утверждения решения командир ставит задачи распределённым силам и средствам (элементам боевого порядка) и приступает к непосредственной подготовке к бою и одновременно с этим осуществляет детальное планирование выполнения предстоящих задач. Органы управления приступают к детальному планированию, а силы и средства к практической подготовке на основе отданных распоряжений по обеспечению выполняемой задачи.
Для своевременной подготовки подчинённых к предстоящим действиям разрабатывается План работы командира по подготовке подчинённых командиров, штабов, частей (подразделений) и личного состава к боевым действиям. В подразделениях эти мероприятия отражаются в расчёте времени.
Принятие решения является кульминационной точкой всего процесса управления. От принятого решения в конечном счёте зависит эффективность всей системы будет ли достигнута поставленная цель и какой ценой
При постановке задач распределённым силам и средствам (элементам боевого порядка) командир (начальник), кроме содержания задачи обязательно определяет время готовности к её выполнению, доводит замысел предстоящих действий, указывает роль, место подчинённых в предстоящих действиях, а также время утверждения замысла и решения.
При этом в боевом приказе командир указывает:
1. Выводы из оценки обстановки (прогноз её развития при подготовке, в ходе и после выполнения боевой задачи).
2. Задачи, поставленные старшим командиром (начальником).
3. Замысел боя.
4. Задачи распределённым силам и средствам (элементам боевого порядка).
5. Основы взаимодействия (для звена дивизия, бригада, полк, батальон) или организацию взаимодействия (для звена рота-взвод-отделение).
6. Основы (организацию) всестороннего обеспечения.
7. Основы (организацию) управления.
8. Время готовности к выполнению задачи (в том числе время утверждения замысла и решения)
Третий этап - завершение планирования боевых действий (в тех звеньях управления, где оно предусмотрено) и подготовка подчинённых командиров штабов, частей (подразделений) и личного состава к боевым действиям.
Планирование боевых действий заключается в детальной разработке принятого командиром решения на выполнение полученной боевой задачи. Планирующие
Документы разрабатываются в соответствии с решением командира и должны быть взаимосогласованы. Одновременно проводится скрытая подготовка подчинённых частей и подразделений к выполнению поставленных задач и мероприятий по обману противника.
В ходе планирования отданные командиром указания воплощаются и детализируются в соответствующие планирующие документы: основные вопросы взаимодействия — в план (плановую таблицу) взаимодействия в соединении (части) (в подразделении еяаимодействие организуется устно), основные вопросы обеспечения — в планы начальников родов войск и служб по соответствующим видам обеспечения (план разведки, план РЭБ, план инженерного обеспечения, план РХБ защиты, планы технического и тылового обеспечении и другие);
основные вопросы управления — в планы:
управления, связи, комендантской службы, рекогносцировки, охраны и обороны пунктов управления, восстановления боеспособности и другие.
Важнейшим требованием является умение командиров всех уровней организовывать взаимодействие, при чём не только в рамках своего вида Вооружённых Сил (рода войск), но и с войсками (силами) других видов Вооружённых Сил и с представителями других силовых структур. Взаимодействие организуется по всем направлениям: между элементами боевого порядка, с соседями, с силами и средствами старшего начальника.
Командир должен уметь восстанавливать управление при нарушении связи с вышестоящим командиром (начальником) и подчинёнными. Восстановление потерянного управления - святая обязанность и начальника и подчинённого.
Главной задачей командира, штаба и других органов управления является организация практической работы в подчинённых и приданных частях (подразделениях) по контролю за выполнением поставленных задач, подготовке подчинённых командиров, штабов и частей (подразделений) к боевым действиям, организация всестороннего обеспечения и управления. При всех методах работы в ходе подготовки операции (боя) выработка замысла и принятие решения осуществляется сверху вниз, детализация планирования на две ступени ниже, а практическая работа по проверке готовности войск и личного состава к выполнению поставленной задачи и оказание им помощи проводится снизу вверх.
Работа по подготовке подчинённых командиров, штабов и частей (подразделений) к выполнению поставленных задач осуществляется комплексными группами офицеров во главе с командиром, его заместителями и другими должностными лицами. Перед выездом в части (подразделения) привлекаемые к работе должностные лица должны детально изучить решения подчинённых командиров.
Командир (с группой офицеров) лично выезжает в подчинённые части (подразделения), предназначенные для выполнения наиболее сложных и ответственных задач на направлении сосредоточения основных усилий или приступающих к действиям первыми.
В ходе работы командир должен проверить укомплектованность подразделений, частей личным составом, вооружением, материальными средствами, их обученность и способность к действиям, рассмотреть; уточнить (при необходимости) и утвердить решение подчинённого командира, довести до него задачи, решаемые своими средствами и средствами старшего начальника в его интересах, кроме того, убедиться, что боевые действия во всех звеньях организованы, полностью подготовлены и обеспечены, а части (подразделения), личный состав готовы к выполнению поставленных им задач.
Командиры и органы управления должны использовать малейшую возможность для того, чтобы добиться твёрдого знания боевой задачи, порядка и способов её выполнения каждым офицером, сержантом и солдатом, привлекаемым к ведению и обеспечению боевых и других действий. Каждый солдат должен знать свою задачу.
Работа в войсках должна проводиться строго целенаправленно, причём проверка и контроль их подготовки осуществляются последовательно по принципу снизу вверх, то есть солдат-последовательно подразделения-часть.
В ходе проверки обязательно проверяются следующие вопросы: при проверке солдат - знание и понимание поставленной непосредственным командиром задачи, порядка и способов практических действий, порядка взаимодействия и непрерывной, скрытой и устойчивой связи с командиром, сигналов управления, профессиональные навыки выполнения предстоящих задач, его экипировку и обеспеченность; при проверке частей (подразделений) - правильное уяснение боевой задачи, порядка и последовательности её выполнения; укомплектованность; реальность принятых решений и планов;
всесторонняя обеспеченность; организация огневого поражения и детального взаимодействия (особенно между общевойсковыми подразделениями, подразделениями артиллерии и армейской авиации); устойчивость и непрерывность управления;
готовность к выполнению задачи; знание сигналов управления и оповещения; правил и порядка, вызова и корректирования огня артиллерии и ударов авиации; вопросы скрытности подготовки к выполнению задачи; мероприятий по обману противника и другие вопросы.
В результате работы командир практически оценивает готовность частей (подразделений) к выполнению поставленных задач, выявляет нерешённые проблемы и трудности, которые могут повлиять на их готовность, оказывает помощь в устранении выявленных недостатков на месте. Основные усилия при этом направляются на полное и качественное выполнение подчинёнными всех предусмотренных мероприятий по подготовке, к выполнению поставленных им задач.
О готовности к выполнению полученной задачи командир в установленное время докладывает своему непосредственному командиру (начальнику). Если войска не готовы, то старшему командиру (начальнику) должен поступать объективный доклад. При необходимости время начала выполнения задачи должно быть перенесено. Нельзя допускать начала действий при неготовности или необеспеченности войск всем необходимым. Принцип должен быть один: «Вёдра пота при подготовке и ни капли крови в бою».
Типография в/ч 55599.Подписано в печать 19.01.2004 г. Зак. №3