|
От
|
Boris
|
|
К
|
Presscenter
|
|
Дата
|
22.05.2004 00:35:06
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
"Все это уже было" (С) - написано в 1992-93 в ВиЖе
Доброе утро,
Тогда в нескольких номерах вышли воспоминания командующего войсками ПРО и ПКО в 1967-1985гг. генерал-полковника Вотинцева "Неизвестные войска исчезнувшей сверхдержавы". Там вообще много интересного, про У-2 до и 1 мая 1960, про охоту за амер.самолетами - разведчиками над терри торией Ирана, про разработку и освоение РЛС СПРН и ПРО. Так вот, про это случай там сказано следующее: "Более успешно, хотя и не без трудностей, шла разработка космической системы (СПРН - Boris), генеральным конструктором которой был А. И. Савин. Нарушение установленных сроков определялось главным образом отработкой программно-алгоритмического обеспечения и низкой надежностью первых космических аппаратов (главный конструктор В. М. Ковтуненко).
В 1978 году в сокращенном составе, а в 1982-м - в полном, система была поставлена на боевое дежурство, однако ее боевые возможности оставляли желать лучшего как по тактико-техническим, так и но эксплуатационным характеристикам. К примеру, в июле 1983 года по информации, поступившей с борта космического аппарата КП этой системы, был сделан ложный вывод о массовом старте ракет с территории США. Нетрудно представить, перед принятием какого решения могло было быть поставлено руководство страны и Вооруженных Сил. Причина - недоработка боевой программы для условий повышенной солнечной активности. К счастью, в то время обязанности оперативного дежурного на КП системы выполнял настоящий Профессионал, заместитель начальника отдела боевых алгоритмов и программ подполковник-инженер С. Е. Петров. Мгновенно проанализировав и оценив обстановку и ситуацию, он не допустил выдачи ложной информации на КП СПРН. Приказом министра обороны по этому чрезвычайному факту была назначена комиссия под председательством первого заместителя начальника Генерального штаба генерал-полковника В. И. Варенникова. Его заместителями были А. И. Савин и я.
С Валентином Ивановичем мне довольно часто доводилось встречаться но делам службы. В моем представлении это интеллигент, широко образованный, с твердой волей, мужественный, по натуре доброжелательный. Человек долга, чести и совести. Расследование он провел объективно и компетентно.
Главнокомандующему Войсками ПВО страны А. И. Колдунову и мне довелось присутствовать при его докладе Д. Ф. Устинову о результатах, полученных комиссией. Судя по атмосфере совещания, взаимоотношения министра обороны с руководством Генерального штаба обострились. Но, несмотря на это, Дмитрий Федорович принял доклад Варенникова без вопросов, замечаний и оргвыводов. Скорее всего, Д. Ф. Устинов хорошо знал генеральных конструкторов А. И. Савина и В. М. Ковтуненко и относился к ним уважительно и с доверием.
А. И. Савин, безусловно, талантливый ученый и конструктор, вместе с коллективом ЦНИИ "Комета" взялся за решение задачи обнаружения старта баллистических ракет с территории континентов, акваторий океанов и морей. Сложность заключалась в том, что космические аппараты (КА) с орбит на высоте 35-40 тыс. км должны были с высокой достоверностью обнаруживать старт ракет через две-три минуты после их запуска и выдавать информацию на КП космической системы.
Не стоит говорить о том, как сложно распознать старт ракет в темное время суток с территории США, буквально озаренной мощными источниками освещения. КА ежесуточно наблюдали буквально тысячи взлетов самолетов на форсаже. Не были еще до конца известны электромагнитные возмущения в космосе в результате непрогнозируемых вспышек на Солнце, а также при переходе КА так называемого "терминатора", когда из пространства, освещенного Солнцем, он уходит в тень от Земли"
С уважением, Boris.