>Однако фактически высшими партийными чинами они нередко не возвращались. Несмотря на отметку. Причем явление было хроническим, периодически с ним начинали боротся, но потом все возвращалось на круги своя.
>См. предисловие к книге Кена, Рупасова "Отношения с западными соседями СССР в решениях Политбюро" (название приблизительное, потом из дома уточню), там этот феномен описан.
феномен действительно имел место:-))
Но! Невозвращение этих документов имело место лишь в узком кругу самых высших чинов - членов ПБ, секретарей и завотделами ЦК. Скажем, рядовой нарком такого позволить себе не мог. К тому же и высшие чины в конце концов подпадали под общее правило. Например, Молотов, потеряв пост министра иностранных дел, сдал в архив ОП документы за весь период его деятельности на постах предСНК и наркомИД, архив Жданова водворили в ОП после смерти последнего, и т.д. Показательно, что самым стойким в этом плане оказался Т.Д.Лысенко. Будучи вынужден сдать в архив ОП рекопись своего доклада на сессии ВАСХНИЛ 1948 года с пометками Сталина, он тайно сделал для себя несколько фотокопий, которые секретно хранил в разных местах. Впоследствии, уже после смерти Лысенко, по этому поводу имела место длительная переписка между его наследниками и партийными органами.