От Николай Поникаров Ответить на сообщение
К Draken Ответить по почте
Дата 14.04.2004 09:21:58 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; ВВС; 1941; Версия для печати

Из сборника "Сталинградская эпопея"

День добрый.

http://militera.lib.ru/docs/ww2/chrono/stalingrad.zip

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

военнопленного румынской армии, солдата 7 пехотного полка 18-й пехотной дивизии Константина Стефанеску, 1907 г. рожд., уроженца и жителя г. Плоешти.

Взят в плен 20.9.42 г. на Клетском направлении.
[...]
Вопрос: Находясь в Плоешти, вы были свидетелем налетов советской авиации. Что вы можете об этом рассказать?

Ответ: Самым страшным был первый налет ваших самолетов на город 6 июля прошлого года, а самым сильным второй, примерно в то же время. Всего я пережил 8 налетов: 4 в июле 1941 г., 2 в августе 1941 г. и 2 в июне 1942 г. Обстоятельства первого налета таковы: внезапно в 5 часов утра была объявлена воздушная тревога. Большинство жителей, думая, что это учебная, остались спать. Но вот после сигнала радио объявило: “К городу приближаются русские самолеты”. Все немедленно вышли на улицу, некоторые ушли в погреба. Я остался во дворе своего дома на ул. Дука. Вскоре забили зенитки, послышался гул самолетов. Над городом их сразу появилось четыре. Один направился прямо в наш район, где расположено много предприятий. Засвистели первые бомбы. Одна из их, очень крупная, попала в находившийся неподалеку большой бензосклад. Раздался взрыв. Вспыхнул огромный пожар. Вторая угодила прямо в главный цех завода химвеществ. Тут я не выдержал и спрятался в погреб. Через час налет кончился. Впечатление было, что горит весь город. Огромные клубы дыма стелились над улицами. Ехали пожарные команды. Выяснилось, что в Плоешти и на окраинах взорваны и подожжены 3 бензохранилища, химзавод, военный завод, фабрика фруктовых вод, несколько пострадали также жилые кварталы.

Вопрос: Как реагировало гражданское население на этот первый налет наших самолетов?

Ответ: В городе немедленно началась страшная паника и паническое бегство. Уезжали все кто имел деньги. Как стало известно, город сразу же покинули 100 самых богатых семейств местных фабрикантов. Сбежал также наш хозяин Барбареску. Правительство стало принимать меры успокоения. Было объявлено, что в защите Плоешти будут принимать участие немецкие зенитные батареи. Покидать город было запрещено. Но тем не менее эвакуация продолжалась. Уезжали в окрестные деревни, села на автомобилях, лошадях.

Вопрос: Расскажите о последующих налетах советской авиации на Плоешти.

Ответ: Через несколько дней был второй налет. Начался он еще ночью. Русских самолетов было значительно больше, чем в первый раз. Они сбросили сначала осветительные ракеты. Потом начали бомбить, несмотря на сильный зенитный огонь. Было очень страшно, создавалось такое впечатление, как будто бомбы летят со всех сторон. То там, то здесь вспыхивали пожары. Самолеты сбросили много зажигательных бомб, их никто не гасил. По эффективности это был, пожалуй, самый сильный налет из всех. Разрушения были огромны, серьезно пострадало большинство заводских предприятий. Бушевали страшные пожары горючего.

Одно нефтехранилище горело в течение 2 суток. Были брошены все пожарные команды. В тушении принимали участие румынские и главным образом немецкие войска.

Жители говорили, что еще несколько таких налетов, и от города ничего не останется. Бегство из города усилилось.

Огромные разрушения в этот раз были нанесены крупнейшему в Плоешти нефтеперегонному заводу на северно-западной окраине города.

Основной удар в этот раз пришелся по нефтеразра-боткам и бензоскладам, находящимся недалеко от города. Там в течение недели бушевали такие пожары, что невозможно было подойти. Дым окутал весь город.

Последующие налеты были несколько слабее. Возможно, это объясняется возросшей активностью противовоздушной обороны, которая полностью перешла в руки немцев, и меньшим числом принимающих участие в налете самолетов. Но тем не менее каждый раз наносился значительный ущерб нефтяным предприятиям и заводским сооружениям.

С конца августа 1941 г. стало относительно спокойно, налеты почти прекратились. Бывали, правда, воздушные тревоги, но самолеты над городом не появлялись. Жители стали возвращаться обратно, так прошла зима. И вот в одну из ночей июня 1942 года вдруг воздушная тревога. Никто ее не ждал, так как фронт отдалился и не допускали, что возможно долететь до Плоешти. Вслед за сиреной раздалось рыкание зениток и грохот разрывающихся бомб. Над городом появилось примерно 7—8 русских самолетов, опять взрывы, пожары, разрушенные заводские корпуса и новая волна беженцев из города. Через несколько дней еще один налет.

Я был рад, когда меня мобилизовали, так как надеялся быть в числе оккупационных войск в каком-либо из южных русских городов (а не ехать на фронт) и избавиться от ужасов бомбардировок.



С уважением, Николай.