От FVL1~01 Ответить на сообщение
К Сергей Зыков Ответить по почте
Дата 09.03.2004 18:18:52 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Кошмар, статья продолжает плодить мифы

И снова здравствуйте
>>"Ил-2 - знаменитый "летающий танк", наводивший ужас на гитлеровцев, первый в мире бронированный штурмовик. Самолета, равного по боевым качествам машине Ильюшина, не смог создать за всю Вторую мировую войну ни один другой конструктор. Сергею Владимировичу Ильюшину впервые пришла в голову идея для облегчения самолета не навешивать броню на штурмовик, а сделать броневую защиту самолета несущим элементом конструкции, что позволило летчикам Илов не обращать внимания на огонь с земли.



Не совсем так, собственно впервые бронекорпус "заиграл" в конструкции еще в 1918 на Сопвиче Саламандре, Штурмовики Кочергина в начале 1930х имели НЕСУЩУЮ бронекоробку... Идея Ильюшина в бронекорпусе ГНУТОМ из поверхностей двойной кривизны, для пущей обтекаемости . Это была и правда революционная идея.

>К сожалению, первоначальный замысел Ильюшина, проектировавшего двухместный штурмовик, был грубо нарушен военным руководством.

Не военным руковдством - собственно тут все еще запутанная история, но часть инициативы принадлежала и самому Ильюшину... ЗАМЕЧУ что на опыте Испании, где блистали ОДНОМЕТНЫЕ штурмовики (применялись именно как штурмовики) Хе-123 моду на одноместныйе самолеты поля боя подхватили наши сонструкторы - ОДНОМЕСТНЫМИ на первых порах ыли и штурмовики Сухого, Ильюшина, пикирующий бомбардировщик штурмовик Кочергина. Военное руковдство лишь задним числом оправдало ИНИЦИАТИВУ контрукторов... Зато потом в полевоенных мемуарах понаписали ДРУГОГО.


Ну тут ниже с мифами уже БОРЮТСЯ :-)


>В начале 30-х у нас были построены опытные тяжелые штурмовики ТШ-1 и ТШ-2, а также ШОН (штурмовик особого назначения), бронированные бипланы. Значительным шагом вперед был ТШ-3 конструктора Кочеригина. Это был двухместный моноплан, бронекоробка которого была частью несущей конструкции самолета (таким образом, приоритет здесь принадлежит не Ильюшину).


Да в общем и не Кочергину то же... Первичен Юнкерс.



>Некоторое время было вообще неясно, возможно ли в принципе построить бронированный штурмовик, обладающий неплохими летными данными. В Великобритании и США отказались от этой идеи, посчитав, что аналогичные задачи может выполнять пикирующий бомбардировщик.


Пикирующий бомбардировщик? в Великобритании ? :-) Оригинально-с... Зато британцы таки сделали СЕРЙИНЫЙ БРОНИРОВАННЫЙ ШТУРМОВИК, хотя и двухмоторный но с двумя легкими моторами - я про Бленхейм-5.


>Так же думали и в Германии, тем более что там был отличный пикировщик Ju-87.

Так думали НЕКОТОРЫЕ в Германии... Например Удет думал чуть иначе чем Мильх.


>К сожалению, это был двигатель водяного охлаждения, в то время как для штурмовика предпочтительнее было охлаждение воздушное. Ведь достаточно попадания одной пули в систему охлаждения, и вода из нее будет постепенно вытекать.


А как показала практика достаточно одной пули в головку цилиндров и мотор воздушного охлаждения ВЫШЕЛ из строя от видбраций на предельных оборотах... ДА моторы воздушного охлаждения боллее живучи чем водяного но на ШТУРМОВИКАХ (FW-190F, Бичкрафт Гризли) приходилось броней прикрывать и моторы ВОЗДУШНОГО охлаждения). Так что баш на баш. Да и не было в стране мощныйх моторов воздушного охлаждения.



>Любопытно, что примерно в это же время немецкие летчики испытывали Henschel 129, который был сделан даже раньше, чем самолет Ильюшина (таким образом, именно Henschel может считаться первым в мире бронированным штурмовиком).

Первым в мире СЕРИЙНЫМ бронированным штурмовиком стал Сопвич Саламандра 1918 года, ибо J Юнкерса ФОРМАЛЬНО не ыл штурмовиком, это был КОРПУСНОЙ САМОЛЕТ. Многоцелевой разведчик.


>В некотором отношении этот одноместный двухмоторный самолет, вооруженный тремя пушками, был прогрессивнее, чем ильюшинский.


Двумя пушками и 2 пулеметами, на 1939 год... НО в чем он в 1939-41 превосходил Ил-2 (точнее еще ЦКБ 55 и 57я затруднюсь сказать. Правильнее сказать УСТУПАЛ КАТЕГОРИЧЕСКИ ВО ВСЕМ.


Еще был Фокке вульф 189, Рама штурмовик. ЕЩЕ паршивее.


>Но специалисты Люфтваффе признали его неудачным, после чего о нем не вспоминали до 1942 года.


И правильно признали.. два РЯДНЫХ мотора по 450 лс - не смешите попугая.


>на первом этапе у него было ничуть не меньше недостатков, чем у немецкого аналога.


Он мог летать летом... Для немца даже это была проблема.



>Прав ли был Ильюшин, отказываясь от штурмана (и по совместительству - воздушного стрелка, который мог защищать самолет от атак сзади)?


НА БШ-2 СТРЕЛОК. ДАЖЕ НЕ СТРЕЛОК РАДИСТ . РАЦИЯ то же была у летчика. НИКАКОГО ШТУРМАНА, НЕ ПУТАЙТЕ С СУ-2.


>Во второй половине войны немцы попытались переделать пикировщик Ju-87 в эрзац-штурмовик

Ну почему эрзац то? 200 с лишкним кило бронелистов напротив ПОЧТИ ПОЛОВИНА "пикировщиков" Ю-87 НИ КОГДА не пикировала и пикировать не могла - СРАЗУ выпускались как штурмовики.


>Феликс Чуев, автор биографии Ильюшина, приводит слова маршала Конева: "Вы знаете, что такое Ил-2? Да он если эрэсом по танку даст, танк переворачивается!" Увы, маршал заблуждался...


РБС-132 и по "трешке"... ДА ни на йоту - если РБС попадает в легкий и средний немецкий танк то ему кирдык. Есть даже фото перевернувшегося Хетцера в 1945м. ДРУГОЕ дело что РБС-132 с 1942 по 1944 выпускались только малыми партиями и были редки и дороги. Так что маршал ПРАВ, другое дело маршал умолчал что спецснарды к ИЛ-2 были ОЧЕНЬ редки до конца войны.




>Правда, "неуязвимый" самолет, оказалось, поражался даже самыми мелкокалиберными 20-миллиметровыми зенитными орудиями. Броня защищала только от пуль, но остальные наши самолеты не имели и такой защиты.


А пули винтовочного калибра составляли до 70% поаржений самолетов до 1943 года... ИЛ-2 защищал от 70% средств поражения. То есть вместо 10 самолетов теряли 3. А абсолютной защиты не бывает . ..

>А насыщенность мобильных немецких частей зенитной артиллерией была очень высокой.


А еще бронекорпус давал защиту от ОСКОЛКОВ немецкой зенитной артиллерии. ЧТО ТО ЖЕ НЕМАЛОВАЖНО. Так что одни плюсы.



>Вот тут-то таится один из самых удивительных секретов Ил-2. Избавившись от бомб, на нем можно было сражаться с немецкими самолетами, как на хорошем истребителе! Опытный пилот на Ил-2 мог сманеврировать и зайти в хвост атаковавшему его немецкому истребителю Messer-schmitt Bf-109!


Это так, но если мессер примет бой на вираже... А зачем ему это делать?



> Народный герой
>В 1942 году немцы спохватились и запустили в серийное производство Henschel 129, сражаясь с недостатками машины (однако массовый выпуск наладить так и не удалось). К этому моменту Ил-2 выпускался на нескольких крупных авиазаводах и постоянно модернизировался. Авиаконструктор Сухой тем временем создал свой штурмовик Су-6, который по всем показателям превосходил ильюшинский.



К 1942 Су-6 имея на 60 км/ч большую скорость имел ХУДШЕЕ вооружение чем Ил-2, меньшую вдвое бомбовую нагрузку и более тонкую бронезащиту.... ЗАЧЕМ нуджен такое ероплан, не истребитель и не штурмовик. Да еще одноместный то же.

Другое дело что к середине 1943 Су-6 ДОВЕЛИ до ума, но поезд то уже ушел




>Второй член экипажа летал в спартанских условиях, даже элементарного сиденья не было! Он сидел на брезентовой лямке, которая при виражах самолета нередко обрывалась.


Условия на БШ-2 в 1939 были такие же спартанские. а пулеметик куда слабее и кабина теснее.


>А самое главное - стрелка защищала одна-единственная бронеплита сзади! С боков и снизу он был беззащитен.


КАк и на любом самолете с турелью. То есть стрелок на Ил-2 был даже ЛУЧШЕ защищен чем стрелок на большистве Ю-87 и Ю-88. И немцы своих стрелков штрайниками почему то не считали.

ТАКАЯ же одна бронеплита полагалась стрелку и на Су-6 и на Су-8... НА них то же кабина стрелка фактически не прикрыта. А в бронекоробку БШ-2 не влезал бы пулемет УБ. Так что круть верть или верть круть никакой разницы.



>Конечно, создатель самолета мог увеличить размеры бронекорпуса, чтобы он защищал и стрелка. Но тогда нужно было бы переналаживать производство, приостанавливая выпуск нужных фронту самолетов.

А во вторых, даже когда разработали экранированную бронестеклом турель ВУБ которую можно ставить на Ил-2 без переделок выяснилось что тяжелый груз в хвосте затрудняет пилотирование. Так что альтернатива незащищенному стрелку - пилот и стрелок разбившиеся на взлете.


А галвное не настолько превосходили потери стреков потри летчиков как это принято писать - 1 к 7 из результатов испытания в ОДНОМ полку - статистически не подтверждаються. А гланвым протвиником ИЛ-2 стала зенитная артилерия, а там теряли пилота вместе со стрелком.
С уважением ФВЛ