От АНГЕЛ ЧАРЛИ Ответить на сообщение
К Добрыня Ответить по почте
Дата 05.03.2004 14:33:14 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

200 тысяч ....мнение Ст.Кашурко (известный поисковик)

С ангельским приветом!

ВЫЖИЛ ТОЛЬКО ОДИН.

А 200 тысяч неизвестных солдат навеки остались на клочке земли в 1, 5 кв. км

На Невском пятачке с 19 сентября 1941-го по январь 1943 года каждую ночь безвозвратно высаживались воины 10 стрелковых дивизий и 17 отдельных бригад, полков и батальонов, которые дрались с противником с яростью обреченных. Здесь, на пятачке, полегло более 200 тысяч наших солдат, половина из которых при форсировании Невы обрели свой вечный покой на дне этой реки или зависли, унесенные течением через Ленинград, на противолодочных заграждениях в Финском заливе у Кронштадта.

В сентябре 1941 года, когда немецкая группировка армий "Центр" рвалась к Москве, группа армий "Север" генерал-фельдмаршала Лееба туго затянула железную удавку вокруг Ленинграда с суши. Оставалась только Ладога - озеро, похожее на море.

Началась невиданная по своей длительности и жестокости 900-дневная голодная блокада города с трехмиллионным населением. Разорвать кольцо окружения и деблокировать город на Неве решено было на самом узком участке - на шлиссельбургско-синявинском выступе, где гитлеровцы вбили мощный клин десятикилометровой ширины между войсками двух фронтов - Ленинградского и Волховского. Этот выступ, а вернее - замок в блокадном кольце, гитлеровцы назвали "фляшенхальс" - "бутылочное горло".

Используя благоприятные для обороны условия местности, они возвели три основных оборонительных рубежа. Перед Ленинградским фронтом такой рубеж создавался по левому берегу Невы до Шлиссельбурга и по южному берегу Ладожского озера.

Перед Волховским фронтом рубеж тянулся от деревни Липка (с берега Ладоги) через Рабочий поселок N 8, деревни Гайтолово и Вороново. Средний же оборонительный рубеж, проходивший через село Синявино, был приспособлен для обороны в обе стороны, то есть против Ленинградского и Волховского фронтов.

В ночь с 19 на 20 сентября 1941 года батальоны 4-й отдельной бригады морской пехоты и части 115-й стрелковой дивизии и 1-й стрелковой дивизии НКВД из района Невской Дубровки на правом берегу Невы форсировали 600-метровую водную преграду под ураганным огнем противника. И захватили вдоль левого берега Невы узкую полоску земли в 3 километра длиной и 700 метров шириной. Далее прорваться не удалось. Таким образом, зацепившись за крутой и обрывистый берег высотой в 15-20 метров, советские воины, неся большие потери, стали удерживать огненный плацдарм, метко названный Невским пятачком. Бои велись с невиданным ожесточением и упорством непрерывно. Гитлеровцы бросали в атаки все новые батальоны, сходились в рукопашную. Они в буквальном смысле слова перепахивали снарядами и бомбами пятачок неоднократно. Но красноармейцы и краснофлотцы стояли насмерть. Надо было стоять...

К весне сорок второго на пятачке оставалось все меньше и меньше защитников. А когда пятачок оказался отрезанным от правого берега Невы ледоходом, гитлеровцы захватили его. 29 апреля в 21.00 прервалась последняя связь с пятачком. Радист передал: "В неравном бою плацдарм пал. Его защитники погибли смертью героев".

Единственный оставшийся в живых герой плацдарма - начальник штаба 330-го стрелкового полка 86-й стрелковой дивизии майор Соколов сумел все-таки переплыть Неву, несмотря на полученное тяжелое ранение. В довоенное время майор Соколов был чемпионом Приволжского военного округа по плаванию. Тот, кто попадал на огненный пятачок, назад не возвращался, оставался навсегда на левом берегу.С этого, усеянного телами погибших воинов плацдарма и совершен был 18 января 1943 года первый частичный прорыв блокады Ленинграда.

Защитники Невского плацдарма всему миру показали образец величайшей стойкости и беспримерного самопожертвования. Но случилось так, что о защитниках легендарного плацдарма, об их судьбах и именах до сегодняшнего дня ничего не было известно общественности и семьям погибших. В огненной пучине войны затерялись фронтовые документы. Обильно политый кровью, Невский пятачок был безымянным, безмолвным. На обелиске и памятных досках значатся лишь десятки погибших патриотов Родины. А полегло здесь, на этом клочке земли, более 200 тысяч воинов.

Невский пятачок - это одно гигантское кладбище без статуса, охраны и надлежащего ухода и надзора. Здесь до сих пор продолжают промышлять мародеры и так называемые черные поисковики, приезжающие даже с Урала и из Сибири.

Несколько лет тому назад по просьбе руководства музея-диорамы "Прорыв блокады Ленинграда" и Объединения музеев Ленинградской области я приступил к поиску фронтовых документов о Невском плацдарме. Они были найдены. И вот теперь, более чем через полстолетия, Невский пятачок наконец-то заговорит и на это гигантское солдатское кладбище будут приезжать родные и близкие погибших героев.

P.S. К сожалению, ни одна газетная страница не вместит имена всех погибших на том клочке земли. Но у автора материала имеются имена тысяч солдат, сложивших головы на Невском пятачке...

Степан КАШУРКО ВЫЖИЛ ТОЛЬКО ОДИН. // Век (Москва).- 21.06.2002.


С УВАЖЕНИЕМ , АНГЕЛ ЧАРЛИ