От Дм. Журко Ответить на сообщение
К Exeter
Дата 25.02.2004 23:36:28 Найти в дереве
Рубрики Современность; ВВС; Версия для печати

Спасибо! Интересно. Доложу о прочитаном только что

Здравствуйте, уважаемый Exeter.

>Поскольку я недавно писал статью про индийские военные программы, включая и LCA (причем в основном по индийским источникам), то могу вкратце проясгить ситуацию с Tejas.

Полагаю, многим занятно будет. Я вот погрузился в индийский милитаристский форум вроде «Авиабазы», различий немного. Ну, пожалуй, значительно меньше разногласий и партий.

>Так вот, ни о каком "скором производстве" там и речи не идет. Программа движется с большими задержками и трудностями, что связана во многом с тем, что индусы изначально максималистски задались собственными силами создать БРЛС и двигатель Cauvery.

Не возражаю, попытаюсь пересказать только что прочтённое, предназначенное для внутрииндийского общественного мнения.

БРЛС изготовлена лишь к концу прошлого года и установлена на стенд. PV3 её ждёт.

>Реально сиитуация с двигателем весьма плоха, хотя он создается при активном русском содействии, проводятся испытания в Жуковском на ЛЛ Ту-16 и в ЦИАМ на стенде, но, похоже, там еще годы работы, о чем заявляет само руководство ВВС Индии. Стендовые испытания первого прототипа этого двигателя под названием Kabini были начаты еще в 1996 г, но к началу 2003 г было изготовлено только два Kabini и пять прототипов собственно Cauvery (пятый как раз с начала 2003 г гоняли в ЦИАМ).

Я пока с названием Kabini не встречался, есть Kaveri. По мнению журналиста, интервьюировавшего министра обороны в январе, «почти готовый», мол, зачем F404? На что министр возразил, в том смысле, что он недопустит, чтоб такая важная штука как Tejas зависела от каких-то там мелких агрегатов, и на «a few» Tajes будет ставиться F404. Если в программу верить, то так и надо поступать.

>Реально все три летающих к настоящему времени прототипа LCA оснащаются закупленными в США двигателями General Electric F404-GE-F2J3. Причем даже летные испытания этих прототипов особой интенсивностью не отличаются.

После Ваших разъяснений очевидно, что из 2-ух двигателей в полёт ни один не пойдёт. Вот единственную РЛС со стенда на самолёт переставить могут.

>Было построено два т.наз "демонстратора технологии" (т.е. без БРЭО) - TD-1 и TD-2.
>TD-1 был выкачен 17.11.1996, однако полетел впервые только 04.01.2001.

Такие задержки случались в недавней истории. Однако не со столь лёгкими машинами. Я вычитал о различии оснащения кабины электроникой и ПО на TD1 и TD2.

>TD-2 выкачен в 1998 г, полетел впервые только 06.06.2002.
>К концу 2003 г они совершили в общей сложности только 124 полета, причем первый полет продолжительностью больше часа был совершен только в октябре 2003 г.

Подробные таблицы испытательных вылетов я отыскал в Сети.
http://www.geocities.com/mthimma/LCA-Flight_Test_Breakup_v1dot1.html
http://www.geocities.com/mthimma/LCA-Flight_Test_Progress_v1dot1.html
Приводил уже здесь.

>Первый прототип собственно LCA PV-1 был выкачен в 2001 г, ждал-ждал двигателя Cauvery, в конечном счете был также оснащен американским движком и полетел только 25.11.2003.

Достигнута «сверхзвуковая скорость» (10 полётов), совершены виражи с перегрузкой 2, не густо, необычно долго.

>Прототипы PV-2 и PV-3 только недавно построены, начало их летных ожиданий ожидается в 2004 г. Ни о каких "20-23 построенных самолетах", речи, разумеется, и быть не может. Замечу, что до сих пор летных испытаний БРЭО самолета вообще не начиналось, так что у индусов еще впереди непаханное поле работы - на годы.

А вот министр вслух надеялся в январе, что через 4 года. Журналисты заверяют о готовности HAL произвести ещё 6 планеров.

>Пртотип спарки PV-5 вообще еще не построен, по недавним планам начало его летных испытаний ожидалось только в 2005 г, когда же они будут реально - фиг знает.

Да, он только на бумаге сейчас.

>Поэтому говорить о какой-то реальности объявлявшегося в 2001 г срока поступления Tejas на вооружение как 2007 г - просто несерьезно.

Однако свежие газеты по-прежнему твердят о 2005-ом. Видимо могут и хотят выдавать желаемое за действительное.

>Индуи наверняка будут вандалаться с ним еще долго-долго, особенно учитывая, что за последние годы они успешно практически полностью провалили такие свои разрекламированные программы как Trishul, Akash и Arjun.

Вы знаете, Arjun полностью свернули или продолжают бюджет сдаивать?

>Вообще, на мой взгляд, если Tejas и будет когда-нибудь доведен, то его постигнет, скорее всего, участь двух других схожих проектов в других странах - бразильского АМХ и тайваньского IDF. Т.е. тоже было много шума, пыжились-пыжились, объявлялись планы на сотни машин, а в итоге оба этих самолета были выпущены ограниченными сериями, заняв весьма скромное место в ВВС стран-разработчиков - скорее, боевых самолетов "второй линии", в то время как основу боевой мощи ВВС по прежнему составляют машины иностранной разработки.

Для Бразилии это пробный камень. Замечу, очень смиренный, не столь уж самостоятельный и недорогой. И опыт, полагаю, они получили нужный.

А вот Тайвань ещё долго может использовать Ching-kuo как символ возможности своей независимости от передряг. Иной для них путь — закупать как Индия или Китай пытаются, немного в США, Франции, Британии, Швеции, России. Но всюду с угрозой результативного китайского влияния.

Так что IDF не второй линии, а мобилизационный. Правда, откуда они двигатели американские, если что, возьмут?

>Что касается палубного варианта Tejas (Naval LCA), то его прототипами должны стать только машины PV-8 и PV-9, причем полет первого намечался (пару лет назад намечался!) только на середину 2007 г. Так что и тут МиГу-29К уж точно ничего не угрожает :-))) Скорее, к замене МиГов-29К этот агрегат поспеет :-)))

Вычитал, что палубный вариант будет аэродинамически-подобным PV5. Двухместным?

Самое для меня забавное, что из недавнего интервью министра обороны следует, что они всерьёз рассматривают модернизацию МиГ-21 как альтернативу Tejas, если она провалится. Видимо полчища Китайских и Пакистанских маленьких, устарелых, но многочисленных самолётиков пугают.
———

Вообще же, я с обстановкой настолько не знаком, что индийский новояз не всегда понимаю и со словарём: «Indigenization», блин, чучхе короче, но жестче и определённее.

Дмитрий Журко