От объект 925 Ответить на сообщение
К СОР Ответить по почте
Дата 17.02.2004 11:26:53 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Ре: а вот на злобу дня...

Министерство образования России пытается незаконно перекроить процесс обучения отечественной истории в средней школе. Единственное, чего не хватит министерству для реализации самовольной реформы, – это новых авторов.



Генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков обвинил Министерство образования России в присвоении функций законодательной власти. Выступая на круглом столе, посвященном проблеме исторического образования в средней школе, Кондаков отметил, что министерство и Российское авторское общество одобрили федеральный компонент государственного стандарта, дали себе (точнее, министру) добро на его принятие, а заместителям министра поручили разработать график его внедрения в школы. И заодно создать рекомендации для учителей по использованию существующих учебников.

Кондаков напомнил, что одобрение Государственного стандарта находится в компетенции Федерального собрания Российской федерации, и по какому праву министерство взяло на себя его функции, непонятно.
Также гендиректор издательства «Просвещение» высказал недоумение по поводу одного из последних писем заместителя министра образования Виктора Болотова в регионы. Дело в том, что в последнем конкурсе на создание учебников по новейшей отечественной истории победили 6 комплектов учебников. При этом в письме заместителя министра Виктора Болотова, разосланном по регионам, упомянут в качестве победителя только один комплект: учебники для 9-го и 11-го классов Загладина, Минакова, Петрова и Козленко. Школам в том же письме предписано изъять опальный учебник Долуцкого, по которому дети учились во всех школах страны семь лет, из школьных библиотек.
В самом министерстве относятся к «истории с историями» и связанными с ней обвинениями спокойно. Заместитель министра образования Виктор Болотов напомнил, что в 1994 году появление учебника под редакцией Долуцкого «было оправдано и уместно». Однако сейчас, сказал Болотов, «мы работает не на оппозицию и столкновение мнений, неважно, левых или правых, а на выработку взаимопонимания в обществе, и он с этой точки зрения излишне политизирован». А учебник Загладина, по словам министра образования, победил, потому что он серый и безэмоциональный. И именно поэтому он полностью устроил чиновников и стал единственным победителем конкурса, ради чего условия этого конкурса пришлось изменить и провести вместо одного тура два.

Однако свою торопливость по поводу введения нового стандарта чиновники объяснить не могут. Во время последнего заседания Координационного совета по разработке стандарта корреспондент «Газеты.Ру» выяснил, что по истории и обществоведению стандарт просто не готов. Пока никто не понимает, чем должен отличаться учебник 9-го и 11-го классов. Пока, по утверждению всех заинтересованных сторон, практически все учебники для 11-го класса повторяют учебники для 9-го. С небольшими дополнениями и пояснениями. Более того, абсолютно неясно, чем должен отличаться учебник для профильной исторической школы и общий курс истории для старших классов.

Но с 1 февраля по несуществующим стандартам началась разработка программ для школ и рекомендаций для учителей.
В последнее время со стороны министерства вообще пошли предложения вообще сократить число рекомендованных учебников по каждому предмету до трех. На что авторы сказали: «Давайте вообще оставим один учебник (например, тот, который рекомендовал Болотов) и успокоимся. Кстати, министр образования Владимир Филиппов, выступая 30 января на 12-х Международных рождественских образовательных чтениях в Москве, пообещал искоренить из всех учебников по истории «псевдолиберализм».

Что именно он подразумевал под этим словом, авторы учебников по истории отечества, с которыми беседовал корреспондент «Газеты.Ру», так и не поняли. Но теперь опасаются, что их детища может постигнуть та же судьба, что и учебник Долуцкого. Например, директор института российской истории РАН, член-корр РАН Андрей Сахаров заявил, что от истории с учебниками «веет чем-то давно забытым и отринутым самой жизнью». Правда, он сам отказался писать историю ХХ века в ключе отличном от системы описания других веков. Зато автор другого учебника по истории России для 11-го класса, директор института всеобщей истории РАН, академик РАН Александр Чубарьян сказал, что ради сохранения книги он «посоветовал своим соавторам писать ключевые моменты (Великая отечественная война и последнее десятилетие ХХ века) попатриотичнее».

Автор рекомендованного для 11-х классов учебника по истории России доцент МГУ к.и.н. Юрий Щетинов заявил, что придраться можно к любоиму учебнику. Было бы желание. И он с пониманием отнесся к желанию чиновников унифицировать количество учебников до одного. Правда, при этом указал на то, что ни одну из существующих проблем образования подобная унификация не снимет.

По мнению еще одного автора, научного секретаря ИРИ РАН Владимира Шестакова, в споре с авторами министерство все равно проиграет: «Я, например, глубоко убежден в том, что меня никто не заставит излагать события не так, а иначе». А поменять авторов на других чиновники не могут: «Пишут их (учебники –«Газета.Ру»)одни и те же люди, которые давно набили на них руку». Кстати, ни один из авторов прекратить работу над своим новым учебником из-за инициатив Министерства образования не отказался.

17 ФЕВРАЛЯ 10:28
Алеxей