История развития отечественной бронетехники представляет серьёзный научный интерес.
История ее не-развития представляет еще больший интерес.. Бо самое интересное оставляют на обочине. как в истории с той же ОСА-76
Основное содержание работы.
В СССР первая бронированная транспортная машина опытный БА-22, была создана в 1939 году на Ижорском заводе,
БТРы на шасси Т-26 (ТР-1 с ящиком на 14 человек в корме) появились пораньше БА-22(1933) Еще ТР-4 на 15 человек. Вспоминаются проекты(?) БТР на шасси БТ...
А еще десантные танкотрактозавры Дыренко (Д-14, 1930г., десант 25 чел.).
Даже буксируемые "бронесани" примененные в финскую - чем не специфический апгрейд Т-26 в эрзац-БТР (а может БМП). Тем более дядя Миша намекал на проекты подобных машин у нас, еще до войны.
Бронетранспортер Шитикова, 1936г. 6 человек.
Сюда можно еще "комсомолец" пришпилить. АТ-42(на шасси Т-34 выпущен перед войной) Небронированые транспортеры - коминтерн, ворошиловец
а вообще бронированые грузовики с пулеметом появились у нас еще в ПМВ. Смотри БА русской армии Барятинский-Коломиец. Там есть фото бронированого "берлиё" да и попытки создания БРДМ бронелетучек тогда же были.
А первым БТРом по некоторым данным можно считать и "бронеавтобус" построеный по заказу Амурской железной дороги в 1912 году, чтоб гонять хунхузов.. Один бронекорпус чего стоит - с рациональными углами наклона, куда там Sd.Kfz.251. Правда данных по нему крайне мало. Его история еще ждет своих авторов.
Можно еще вспомнить сталинские бронетранспортеры :) его бронированые персоналки.