|
От
|
Felis
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
16.01.2004 18:42:55
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Глазами польского военачальника о некоторых проблемах польской армии
конца 18 века и нац.вопросе
Большинство любителей русской словесности помнят забавный и поучительный рассказ Лескова
из времён Николая Павловича, где офицер, отчаявшись в словесных и телесных методах воздействия на сданных кагалом рекрутов , поручает их последовательно немцу , поляку и русскому солдатику , причём поляк, вызываясь на сей труд , ссылался на богатый польский исторический опыт. На его долю, несмотря на предпринятые усилия и польскую смекалку, не выпала удача , тем не менее давний опыт был, и в его подтверждение приведу характерный эпизод из эпохи «Конгрессувки».
Место действия-Варшава, Краковское предместье,резиденция наместника-Радзивилловский дворец.
Время-1817 год.
«…конституция 1807 года давала иудейскому меньшинству гражданские права , однако их проведение в жизнь отложили на десять лет** . В 1817 году срок «замораживания» окончился и вопрос …снова встал на повестку дня, …под нажимом императорского комиссара Новосильцева ***, подкупленного иудейскими богачами . Во всяком случае , наместник**** проект…принял и направил в Государственный Совет(Rada Stanu), поручив реферирование Козьмяну.***** .Поначалу Козьмян отнёсся к новому распоряжению с недоверием : “…поскольку наместник принял проект и меня , осмелившегося ему противодействовать, назначил докладчиком ---я предположил , что из-за обиды ищет случая от меня избавиться.Я решился, предупреждая его желание , отказаться от реферата и оставить должность.Но Сташиц ******, обрадованный , что реферат достался мне(оба они: вышедший из мещан Сташиц и шляхетский консерватор Козьмян -одинаково неприязненно относились к иудейской “ эмансипации “ –прим. Мариана Брандыса) так на меня напирал, чтоб этого не делал , и не взирая ни на какие отношения, СПАС СТРАНУ ОТ КАТАСТРОФЫ(выделено мной-F.) ,что я склонился к работе над этим последним докладом , для которого Сташиц снабжал меня материалами из своих сочинений и научных трудов из своей библиотеки.”(Любопытно было бы взглянуть на эту подборку….F.)
Собрав полностью политико-исторические материалы против эмансипации иудеев, Козьмян представил его наместнику , чтоб на сей раз избежать новых трений (с наместником –был конфликт по др.вопросу-F.) на публичном обсуждении. Но в этот раз всё пошло гладко
«Наместник терпеливо, с прояснившимся , и даже довольным, лицом слушал заключение ….
Иногда с любопытством допытывался исторических подробностей ,не раз восклицал :»Пожалуйста , чётче, а то я глух, а хотел бы точно уяснить дело.»А когда дошло до совокупности конкретных статей и предписаний ,которые « огражданственные » иудеи должны будут исполнять, то есть предписаний о банях , о купании и мытьи , и т.д., когда я (Козьмян) заключил насмешливыми словами «По этим причинам приходится усомниться , что правительство страны захочет принять в число своих граждан племя , которое кроме других, не искоренённых особенностей, нося в себе источник наипротивнейшей заразы, нуждается в законе, принуждающем к чистоплотности и избавлению от проказы******* и другой, столь же позорной и заразной болезни . Подождём же , по меньшей мере, пока от этой заразы не отмоются.»,-наместник от души рассмеялся и сказал : »Это правда , что эти канальи никогда от чесотки не избавятся ..Когда был полковником , было их только двое в полку , а заразили мне целый батальон.»*
Не потребовалось дальнейшей дискуссии ; весь Государственный Совет( Rada Stanu ) единогласно не только упразднил проект , но и постановил сократить иудеям их присвоенные за давностью привилегии : шинки , втирание на главные улицы городов ,и т.д., и одновременно признал необходимым ….обратиться к королю(Александру-F.) с предложением о необходимости другого воспитания для иудеев и ликвидацию в стране этого CORPUS IN CORPORE(на всякий случай предупреждаю---физическое уничтожение иудеев здесь вовсе не имеется в виду-F.)…..Составил я представление , наместник его поддержал у императора и вопрос эмансипации иудеев больше не поднимался.”
Текст, с незначительными купюрами , целиком взят из книги известного польского историка Мариана Брандыса.
. «General Arbuz” , Marian Brandys ,Warshawa, wyd. Iskry , 1988.p 241-243
В польском тексте везде и поныне употребляется ZYD , ZYDZI (+точка сверху над z),как и в помянутом рассказе Лескова.В угоду форумной политкорректности я заменил общеславянское “жиды” на однокоренное “иудеи».
Примечания к тексту-F.
**Наполеон :»Я хотел дать этим людям гражданские свободы , но нашёл только желание продать старые одежды «
***.того самого , что выведен Мицкевичем чёрным злодеем в Дзядах , похоже , и в самом деле тёмная фигура
****наместник здесь и далее--знаменитый генерал Зайончек, сперва якобинец и косцюшковец , потом на службе Наполеона -от Египта до Берёзины,и , наконец, верный слуга Александра
***** Государственный советник , референдарий , искусное перо
****** высокочтимый поляками общественный и государственный деятель , просветитель, горячий сторонник сближения русского и польского народов и панславист. Его портрет можно увидеть на польских купюрах
*******(такое значение слова tra,d даёт словарь, вероятно,. речь о известном для этой среды библейском заболевании .
С уважением Felis