От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К DM Ответить по почте
Дата 16.01.2004 03:48:33 Найти в дереве
Рубрики Танки; 1917-1939; Версия для печати

Re: Десантирование танка...

>Может ли кто-нибудь поподробнее рассказать вот об этих испытаниях?

В.Котельников

"ТБ-3
Летающая крепость
Андрея Туполева"

Авиация и Космонавтика 5-6.2003

ВОЗДУШНЫЕ ДЕСАНТЫ

Как уже говорилось, с самого начала ТБ-3 являлся самолетом двойного назначения, причем его первоначальной функцией была перевозка крупногабаритных грузов. Еще до начала серийного производства изобретатель П.И.Гроховский предложил идею подвесной десантной кабины на 35 человек. Годом позже проект был завершен. Кабина устанавливалась между стойками шасси бомбардировщика. Весила она по расчетам 1100-1200 кг. Естественно, подвеска снижала скорость, потолок и ухудшала маневренность самолета. Первоначально хотели заказать выпуск 100 кабин в 1933-34 годах. Но в декабре 1933 г. от их производства решили отказаться, перенацелив сэкономленные 2,5 миллиона рублей на решение других задач.
Тот же Гроховский создал платформу для перевозки и сбрасывания в полете с парашютами танкетки Т-27. Опытную серию таких подвесок выпустил в 1933 г. Кировский завод в Ленинграде.
В первые годы эксплуатации ТБ-3 безусловный приоритет отдавался роли тяжелого бомбардировщика. Лишь с развертыванием в широких масштабах воздушно-десантных войск вновь вернулись к использованию его как транспортного самолета. Пока десантников считали на отряды и батальоны, можно было обойтись Р-5, ТБ-1 и АНТ-9. Но когда речь встала о переброске целых полков и бригад, да еще с артиллерией, автотранспортом и даже бронетехникой, понадобились самолеты побольше.
Уже на воздушном празднике 1 8 августа 1934 г. демонстрировали сброс 100 парашютистов с трех ТБ-3. К этому времени уже велись серьезные работы по приспособлению четырехмоторного гиганта к воздушно-десантным операциям. Проектировались специальные подвески для перевозки крупногабаритной боевой техники. В 1935 г. на вооружение приняли подвеску ПГ-12П, сконструированную в КБ-29. Она давала возможность закрепить между стойками плавающий танк Т-37А, бронемашины Д-12 или ФАЙ, грузовики ГАЗ-АА или АМО-Ф15, 76-мм полевую пушку. Таких подвесок на заводе №47 изготовили 150, их распределили по округам. В том же 1935 г. в 3-й бригаде особого назначения (воздушно-десантной) сделали свое приспособление для перевозки танкетки Т-27. Оно весило 280 кг.

А в 1937 г. в Академии механизации и моторизации РККА под руководством Ж.Я. Котина построили платформу ТВД-2 для беспарашютного сбрасывания танка Т-37А на воду. Этот способ на практике опробовали на одном из подмосковных озер. В сентябре 1937 г. ТБ-ЗР пилота Тягунина трижды сбросил танк на воду с высоты 5-6 м. Во всех трех случаях использовались разные амортизирующие приспособления. В первый раз под танком установили окованный железом деревянный брус - но при ударе о воду он промял днище танка. Во второй раз под танком закрепили стальной лист-поддон, наполненный хвойными ветками. Результат был еще хуже: танк утонул, с него сорвало фланец с гребным винтом, в задней части корпуса треснула броня. В третьем случае под танком привязали пучки веток лиственных деревьев. Танк ударился о воду так, что с него сорвало гусеницу и бортовые поплавки вместе с кронштейнами. Машина опять утонула.

В апреле 1 937 г. в НИИ ВВС испытали так называемый мост для перевозки танков Т-37А и Т-38 под ТБ-ЗР. Его спроектировали в 3-й авиадесантной бригаде. Подвешивали танк за 20-25 минут, а отцепляли практически мгновенно - достаточно было потянуть за рычаг бомбосбрасывателя.
В Советском Союзе фактически впервые в мире отрабатывались крупные парашютные и посадочные десанты с доставкой артиллерии и бронетанковой техники. В 1 935 г. под Киевом ТБ-3 перевезли 3700 человек с техникой, а на маневрах в Белоруссии - 5700 десантников. Штатно ТБ-3 брал на борт 20 парашютистов с полным вооружением, но на практике иногда возили и по 30-40 человек.
Иногда самолеты специально дорабатывались под выброску парашютистов. Так, в 39-й тбаэ со старых ТБ-3 с моторами М-1 7 сняли башни под плоскостями, вместо них смонтировали люки со створками, убрали внутренние бомбодержатели, обшили бомбоотсек фанерой и сделали посреди него мостик. Десантники прыгали в бомболюк, в крыльевые люки и через входную дверь.
В марте 1 936 г. курировавший новые вооружения РККА М.Н. Тухачевский распорядился: "Все самолеты ТБ-3 приспособить для высадки десанта (вторые двери, подкрыльные люки)". Но реально переоборудовали не так уж много самолетов, а вторые двери, кажется, вообще не делали.
Учения с высадкой воздушных десантов проводились не только в европейской части страны. 29-я тбаб весной 1 936 г. в районе станции Оловянная в Забайкалье комбинированным способом (на парашютах и посадочным методом на захваченные площадки) выбросила целый полк со станковыми пулеметами, противотанковыми, полевыми и безоткатными пушками.
В июне того же года большой десант высаживали на учениях Московского военного округа. Для этого привлекли три тяжелобомбардировочных бригады - 4-ю, 11-ю и 23-ю, всего 111 ТБ-3. Под Выездом сбросили 2000 парашютистов, у города Сейм приземлился посадочный десант - 3000 человек и техника. Не обошлось без накладок. Парашютисты прыгали без оружия, оружие сбрасывали отдельно, в специальных мешках. Так вот, иногда точки сброса людей и оружия отстояли друг от друга на 5-7 км. Посадочный десант укомплектовали из пехоты. Сначала на высоте стрелки в своем обычном обмундировании замерзли, затем их укачало - самолеты пришлось долго отмывать.
На этих маневрах впервые задействовали для сброса парашютистов новые ТБ-ЗРН, и оказалось, что они менее удобны, хотя бы потому, что не имеют дверей и люков, оставшихся от подкрыльных башен. Если старую машину десант покидал за 8-10 секунд, то теперь едва укладывались в 40. Группу разбрасывало на довольно большое расстояние.
В то же время учения МВО впервые стали причиной сомнений в ценности ТБ-3 для высадки воздушных десантов. Вот что записал в своем отчете комбриг Татарченко, посредник при соединении тяжелых бомбардировщиков: "Такую машину можно посылать в глубокий тыл противника лишь при условии неоспоримого превосходства в воздухе хотя бы лишь на время операции. В противном случае можно летать только ночью. Но в короткие летние ночи при тихоходности ТБ-3 далеко в тыл не улетит".
Да, ТБ-3 был медлителен и неуклюж. Но ничего другого в распоряжении советских воздушно-десантных войск не имелось. Старый четырехмоторник оставался для них основным транспортным средством. Каждой воздушно-десантной бригаде придавали свою эскадрилью ТБ-3 из 1 2 самолетов. Лишь в 1938 г. эти машины изъяли, централизовав транспортную авиацию. Поэтому продолжали вести работы по оснащению бомбардировщика оборудованием для перевозок и сброса грузов.
В 1937 г. КБ-29 модернизировало подвеску ПГ-12, приспособив ее под ТБ-ЗР (ранее она была сделана под машину с М-17, имевшую резиновую амортизацию). Образец, изготовленный заводом "Подъемник", в апреле 1937 г. испытывали в НИИ ВВС. Экипаж капитана Автономова совершил 1 7 полетов с различными грузами - автомобилями, танком, броневиком, пушками. Самым неудобным грузом оказался грузовик ГАЗ-АА. Он снижал скорость полета носителя на 20 км/ч и усложнял пилотирование - самолет проявлял тенденцию к пикированию. Но и с ним ТБ-ЗР летел достаточно уверенно. Вывод испытателей: "...машина может быть принята на вооружение".
В декабре 1938 г. завод "Подъемник" изготовил опытную партию подвесок ДПТ-2. Она позволяла погрузить танк Т-38, бронированный тягач "Комсомолец", грузовики ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА, 76-мм и 45-мм пушки с боекомплектом. В 1 939 г. десантное оснащение ТБ-3 пополнилось грузовой платформой ГП-1, рассчитанной на груз весом до 3 т. Она крепилась на ПГ-12П и позволяла перевозить и сбрасывать с парашютом легковые автомобили, 76-мм и 45-мм пушки (одновременно обе). Для перевозки специальных парашютных мешков и баков ПДММ и ПДББ, а также упаковок различных грузов использовались грузовые мосты. Два моста грузоподъемностью по 1200 кг с шестью замками устанавливались на бомбодержателях под крылом, а под фюзеляжем - еще один, на 1 600 кг с четырьмя замками. В том же
1939 г. испытывалась цистерна емкостью 4000 л на подвеске ПГ-1 2П.
В конце 30-х годов ВВС получили сначала некоторое количество американских DC-3, а затем с 1 940 г. - отечественные ПС-84, являвшиеся их копией. Но их было очень мало, по грузоподъемности они никак не могли соперничать с ТБ-3, не говоря уже о способности перевозить крупногабаритную технику.
Именно ТБ-3 были использованы в боевых воздушных десантах в Прибалтике и Бессарабии в 1940 г. Только машины этого типа участвовали в последних крупных предвоенных маневрах воздушно-десантных ЕОЙСК в августе
1940 г. На них имитировался захват аэродрома Мигалово под Калининым (ныне Тверь). Привлекались два полка - 3-й и 7-й тбап. Сначала 26 ТБ-3 высадили батальон парашютистов, затем им сбросили грузы с трех Р-5. Один ТБ-3 выбросил на парашютах также два мотоцикла и два грузовых мешка. Парашютисты "захватили" аэродром и начали принимать посадочный десант. С самолетов выгрузили девять танков Т-37А и две артиллерийские батареи - 76-мм и 45-мм пушек.
ТБ-3 активно применялся и в воздушно-десантных операциях Великой Отечественной войны.

Подвеска автомобиля под ТБ-3, маневры КВО, 1935 г.
Во время маневров 1935 г.
Выброска десанта на учениях
Бак ПБДД-100 на спаренном держателе СПД-200
Выброска десанта
Танк Т-37 на подвеске ТВД-2
Подвеска боевой техники посадочного десанта. Киевские маневры, 1935 г.
ТБ-ЗРН с грузовыми мостами, на которых висят парашютные мешки и баки

"ТЕЛЕМЕХАНИЧЕСКИЕ" САМОЛЕТЫ
"Телемеханическими" в 30-х годах называли радиоуправляемые самолеты. О некоторых из них уже шла речь в предыдущих главах.
Первые работы по созданию ТБ-3 без экипажа относятся к 1 933 г., когда к этому самолету в Остехбюро начали приспосабливать систему "Дедал", спроектированную первоначально для ТБ-1. Основной проблемой тогда являлось отсутствие надежного отечественного автопилота. В рамках программы создания ТМС ТБ-3 (т.е. "телемеханического самолета") опробовали много разных конструкций - пневматических, гидравлических, электромеханических. Так, в июле 1934 г. в Монино испытывали самолет с автопилотом АВП-3, а в октябре - с АВП-7. Но фактически до 1 937 г. ни одного более или менее приемлемого устройства не получили.