|
От
|
Marat
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
02.12.2003 15:20:47
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
ту Рустам и Олл - Джамбул
Здравствуйте!
... он же Жамбыл :) Джабаев /акын казахский, "Лениградцы дети мои", и т.п./
он какого рода был?
недавно прочел, что НАН очень гордится что Джамбул шапырашты тоже - меня что-то сомнения сильные берут
И еще Рустам - ты слышал про некоего Карасай-батыра?
Ежели почитать официоз, то уши вянут :)
C уважением, Марат
++++++++++++
http://www.atameken.org/ru/sever-kaz.htm
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
КАРАСАЙ-АГЫНТАЙ БАТЫРАМ
Мемориальный комплекс воздвигнут на месте захоронения Карасай и Агынтай батыров, открыт 15 октября 1999 году.
Карасай Алтынайулы – один из представителей легендарных батыров, в 17 веке защищавший территориальную целостность огромной казахской земли. Родился в конце 16 века в Жетысуйском крае, умер по преданиям в возрасте приблизительно 73 лет, на нынешней территории Северо-Казахстанской области, близ села Мадениет.
Карасай и его боевой друг Агынтай принимали участие в походах против Ойратов в 1615 году (калмыки, джунгары). В этом бою за личную отвагу хан Есим дает ему прозвище “батыр”. В последующие годы, до глубокой старости, Карасай и Агынтай батыры неустанно и активно принимают участие в защите земли своего народа от его врагов. Последний раз батыры участвовали в сражениях в 1664 году с двухтысячным войском калмыков, в возрасте 66 лет. Эта победа принесла долгожданный покой части территории казахов Сары Арки - Среднего жуза.
Умер Карасай – батыр предположительно в 1671 году, Агынтай на год позже. Их похоронили рядом на Кушинбай-тобе в Айыртауском районе Северо-Казахстанской области. На месте захоронения 7 августа 1997 году был установлен памятный камень.
Архитекторы: Б.Ибраев и С.Агитаев.
+++++++++++
Факт два - вешалка полная :)
книжка типа
"Карасай батыр - человек-легенда"
400 лет
Петропавловск. 1999
" Карасай-батыр" (1598-1671)
"Карасай, Карасай, Карасай!" - это боевой клич племенного объединения Шапрашты. Последние сто лет из 304-летней войны с калмыками, называемых в исторической литературе джунгарами, казахские воины с боевым кличем громили врага и побеждали, топча их знамена. Народ объединился в могучий кулак.
Кем же был Карасай, имя, которого стало в народе легендой?
19 раз выходил он на "жекпе-жек" - поединок с самыми отважными и сильными бахадурами врага и выходил победителем. Его образ - это стремительное движение, несущее с собой смерч, молниеносный ураган, сметающий все на своем пути - именно так повествуют акыны Суюнбай и Жамбыл в своих поэтических сказаниях. В их устах Карасай батыр представляется как эпический национальный герой-богатырь.
В эпосе "Карасай батыр" акын Суюнбай поет:
"Потомки Карасая - сплошь батыры,
Устроившие врагу смерть и ад
Слухи о героизме Суранши, Саурык
Быстрее ветра по степи летят!
Скачут с кличем "Карасай!..."
Акын Жамбыл в эпосе "Сураншы батыр" пел:
"Народ героя почитает,
О нем легенды он слагает.
Их сотни тысяч в Жетысу
Прославят бранную красу
Непобедимого Героя!"
Эпический богатырь Карасай родился в отрогах Тяньшанских гор Алатау в 1598 , а сложил свои крылья на священной земле в Кокшетау, его прах покоится в Аиртау.
Карасай батыр из прожитых им 73 лет положил на алтарь свободы Родины полных 49 героических лет. Это тысячи и тысячи дней и ночей, проведенных в холоде и в зное в седле боевого коня. Если мысленно прочертить боевой путь батыра на просторах Казахской степи, то он сплошной лентой опоясал бы земной шар по экватору не один раз.
Его героическая судьба, полная боевой славы, была тесно связана с исторической судьбой своего народа и казахского ханства. На рубеже 15-16 веков, когда с неимоверными трудностями становилась казахская государственность и казахское этническое единое общество, объединившееся по воле истории из родственных родов и племен, населявших Великую Степь, входивших в различные Орды потомков Чингисхана.
Государственное объединение в 15-16 вв. основных этнических групп на базе общей этнической территории, ускорило процесс формирования единой народности с названием Казах, а земля, на которой о ни живут - Казахстан.
Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена восточного Дешт и Кипчака, Туркестана и Семиречья. Таким образом позднесредневековая история Средней Азии и Казахстана 15-16 вв. была обозначена, и она впоследствии во многом определила экономическую и политическую обстановку в обширном крае на, несколько столетий вперед. Отец Карасай батыра был провидцем, святым. Легенды рассказывают о том, что однажды он предсказал холодную зиму, возможность джута и тем самым спас людей от голода. Карасай Алтынайулы потомок Шапрашты в 36-м поколении. Его появление и его героические деяния выпали на самое трудное историческое время, когда над проблемой укрепления казахского ханства трудились Есим хан, Жангир, Аз Тауке.
Врагов у казахского народа было много. После распада Золотой Орды многочисленные племена и народы, пришедшие в составе полчища Чингизхана, располагались на просторах Великой Степи. Многие из них были этническо близки: ойроты, торгауты, монголы. Все они под молотом истории начали распадаться и искать исконно родные земли. На их пути оказались казахские роды, тюрко-язычные кипчаки, давшие им общее имя Калмык ("остаток") от когда-то целого народа. Борьба длилась несколько веков.
Карасай был участником почти двухсот сражений. В народе из поколения в поколение передаются предания, о его смелости и мужестве. Так в 1620 году в битве с ойротами он захватил в плен двух полководцев врага. Пригнав их пешими к хану и поставив на колени, Карасай сказал: "Хан-повелитель, отныне тот, кто поднимет
враждебный взгляд на казахского хана, жадными глазами посмотрит на казахскую землю, будет стоять, как эти враги, на коленях!"
Есим-хан (1598-1628) умел должным образом оценивать доблесть своих батыров. Молодого батыра Карасая он назвал Казахский батыр Карасай".
- пишется в манускрипте шапрашты Казбек бека Тауасаулы.
В 1627 году возглавляемое им войско одолело превосходящие силы калмыков. Легенды ходят о том, как Карасай вызволил из вражеского плена султана Жангира и своего соратника, батыра Агынтая.
Храбрый воин, он отлично разбирался в тактике и стратегии военного искусства и внес большой вклад в развитие ратного дела. Примеров много. Это сражение, состоявшееся в 1643 году на Орбулаке. Это разгром 23-тысячного войска калмыков в битве за город Тараз. Это взятие в плен многочисленного войска у города Кулан.
Карасай-батыру принадлежит заслуга в том, что казахи начали использовать в ратном деле такие приемы, как укрытие в окопах, организация снайперских групп, разведка боем и другие.
В 1646 году батыр Контайджи снова напал на восточные земли казахов. Битва состоялась в ущелье гор Косколан в одном дне пути от Жаркента. Жангир спрятал воинов Карасая и Агынтая в окпан (окопы). Не заметивший засады, батыр опять понес огромные потери.
Горы Косколан не зря были избраны местом битвы. Казахи заняли высокий берег реки, а калмыки - открытую взору плоскую пойму противоположного берега. Жангир атаковал врага с высоты Кызылкия. После этого приблизительно на десять лет установился мир.
Именем Карасай батыра названы горы и долины, реки и озера, стоянки и зимовья, джайлау или просто исторические места, где когда-то бывал легендарный батыр.
Все эти места, названные именем батыра, и поныне воспринимаются в народе как национальная память, и свято чтят их и стар и млад. Есть, например, у джунгарских ворот, в Аркасе несколько названий местности, несущих его имя, где Карасай батыр в 64-х летнем возрасте в последний раз участвовал в кровопролитном сражении с джунгарами, в котором, получив тяжелое ранение, как бы завершив многолетний героический свой путь, принимает решение передать батальный трон и знамя "Бас батыра" (главнокомандующего) достойнейшему из молодых батыров.
С тех дней, батыр, находясь среди своего народа, не занимая официального титула, ни военного, ни гражданского продолжает влиять на весь ход дальнейшего развития страны.
В 1669 году он ездил на переговоры в Россию. Переговоры положительно сказались в налаживании отношений Казахского ханства с Россией, что дало возможность свободно перемещаться по территории, близлежащей к русской границе.
В эти годы установилось относительное затишье. Карасай-батыр с некоторыми родственниками перекочевал на север на земли Кокшетау. К своему боевому товарищу Агынтаю. А в 1671 году в августе месяце, достигнув 73 лет, скончался. Прах его покоится в Аиртау на кокшетауской земле.
Потомки Карасай-батыра, справив годовщину смерти батыра, возвратились на свои земли, и поныне живут его многочисленные потомки в предгорьях казахской Алатау, имя одного из прямых выдающихся представителей рода Карасай батыра - Нурсултан Абишевич Назарбаев, первый Президент Республики Казахстан.
16 июня в Петропавловске стало одним памятником больше: на Театральной площади на заранее построенный постамент воздвигнуты фигуры легендарных героев казахского народа Карасай-батыра и Агынтай- батыра.
Скульптурная композиция отлита из бронзы белорусскими мастерами, а монтаж ее вели специалисты Петропавловского завода тяжелого машиностроения под руководством представителей Союза архитекторов Казахстана.
На следующей неделе состоится открытие памятника с торжествами и присутствием высоких гостей.
22 июня 1999 года на Театральной площади в присутствии Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева состоялось открытие памятника народным батырам Карасаю и Агынтаю. Скульптором является Досжанов Болат Сапарович.
"Если взять анкетные данные, то изложу кратко: Мне 54 года. По профессии скульптор. Член Союза художников Казахстана родился и вырос в Алматы. После окончания Московского художественного института имени Сурикова преподавал в Госуд. театрально-музыкальном институте, заведовал кафедрой, был деканом, проректором. Обучал талантливую молодежь в Художественной академии республики.
Сейчас являюсь директором декоративно-прикладного колледжа имени Орала Тансыкпаева в Алматы, бывшего художественного училища имени Гоголя, куда я поступил после окончания в Алматы. С четвертой попытки. Я занимался у известного советского скульптора М.Ф.Бабурина., а он в свою очередь учился у заслуженного деятеля искусств РСФСР А.Т.Матвеева, мастера пластики с малых форм. Само за себя говорит то, что учился он у знаменитого французского скульптора Огюста Родена и старался передать своим ученикам его традиции, стиль, черты, но с полным сохранением своей индивидуальности. В какой-то мере мы, его ученики, благодаря этой учительской цепочке можем считать себя причастными школе Родена.
В памятнике Карасаю и Агынтаю, в их образах стремился передать несгибаемый дух и волю своего народа, не сломленного в пору джунгарского нашествия. Причем старался сделать это без помпезности и прочих излишеств, просто и лаконично.
Идею создания памятника предложил аким области Даниал Ахметов, а разрабатывал творческий коллектив, возглавляемый председателем правления Союза художников Казахстана Х.С.Абаевым. Началась работа, порученная мне.
После создания эскизного наброска, скульптура выполнялась в глине, а затем была "одета" в бронзу и куртинский гранит. В общей сложности работали над ней полтора года.
Высота памятника 14 метров.
В Жамбылской области скульптор Болат Досжанов изваял памятник народному герою Казахстана Кайрату Рыскулову. Сейчас скульптор работает над образом композитора и музыканта Курмангазы. Эта работа длится более 16 лет и еще не закончена.
Библиография
Батыры на пьедестале//Северный Казахстан.-1999.-18 июня
Мы чтим героев Родины: [Открытие памятника батырам Карасаю и Агынтаю в Петропавловске]//Северный Казахстан.-1999.-23 июня
Канафина М. В памяти народной//Северный Казахстан.-1999.-18 июня
Под голубым флагом с волчицей//Северный Казахстан.-1999.-18 июня
Шестериков В. Батыры Карасай и Агынтай снова вместе... на пьедестале /беседа со скульптором. Автором памятника Б.С.Досжановым/ //Северный Казахстан.-1999.- 23 июня
- так и знал - Marat 02.12.2003 15:55:58 (116, 3362 b)