От Константин Федченко Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.11.2003 11:25:57 Найти в дереве
Рубрики 1941; Байки; Версия для печати

новое батальное полотно

"Масонский богомолец", 19 ноября 2003 года.

Всемирно известный живописец Ильяс Лизунов после трудной многолетней работы завершил эпическое полотно "1941 год". Картина исполнена в манере, присущей этому гениальному художнику – все мало-мальски важные события и персонажи как бы спрессованы в пространстве и времени, занимая подобающее им место на холсте размером 2 на 4 метра. Ни одна газетная статья не способна вместить то множество деталей и оттенков сепии, которые могли бы представлять интерес для нашего многоуважаемого читателя. Однако наш собственный корреспондент в Третьяковской усадьбе М.М. Кротов рискнул помочь ознакомиться с этим батальным шедевром всему многомиллионному скопищу наших подписчиков – москвичей и гостей столицы.
(пояснение от редакции – эта замечательная усадьба, расположенная в поселке Солнцево, и принявшая для экспозиции полотно И. Лизунова, принадлежит не коррумпированным, насквозь прогнившим федеральным властям, а скромному, но выдающемуся педагогу В. Третьякову, преподавателю физкультуры и тренеру по боксу в одном из московских лицеев).


При первом взгляде на картину возникает мысль: "Как!" Да, как живописцу удалось уместить на столь незначительной площади путем мазков и прочих художественных приемов все детали этой уже почти забытой нашей молодежью войны?

В самой левой части полотна показаны события в первый день войны на нашей границе – застигнутые врасплох солдаты, комиссары и пограничники трагически мечутся по гарнизонам и казармам в не слишком свежих подштанниках и исподних рубахах. Рядом дымными кострами чадят фанерные самолеты на аэродромах. Уцелевшие тяжелые бомбардировщики, не менее фанерные, густым строем летят на запад, где их встречают немецкие асы с тузами на фюзеляже. Чуть ниже комиссар Вашугин, едва выйдя из лимузина, размахивает наганом перед носом генерала Рябышева, требуя немедленно наступать. Лицо Вашугина перекошено от крика и классового чутья. Рябышев, пожимая плечами, показывает на разорванную гусеницу собственного танка, как бы говоря: "Они все сломались".

Вверху картины – Ленинград. В окне Смольного виден Жданов, подавившийся пирожным "корзинка" за 12 копеек при виде немецкого летчика Руделя, бомбящего линкор "Марат". Из полуподвала одного из соседних зданий видны два глаза – это задорным либеральным взглядом приветствует приближающихся немецких освободителей простая ленинградская интеллигентка Осипова. С этим взглядом, предвосхищающим неминуемое (хотя и далекое) падение тоталитаризма перекликается унылый взгляд Сталина, ушедшего в запой на "ближней" кунцевской даче. Москва, любовно выписанная художником, завалена бумагой от брошенных архивов НКВД, отдельные замороченные советской пропагандой студенты изучают устройство винтовки, готовясь партизанить в парке "Сокольники", в то время как остальное население штурмует поезда, отправляющиеся на "Ташкентский фронт". Только один путь Казанского вокзала свободен от москвичей – раскормленные энкаведешники сдерживают напор толпы пулеметными очередями, позволяя отъезжающему в Куйбышев на личном бронепоезде Молотову обмениваться впечатлениями о габаритах астраханских осетров с Берией. Берия, судя по его уверенной позе, остается в Москве.

Немного левее и выше Москвы виден блиндаж, в котором в изысканной позе отдыхает со своей секретаршей худой высокий генерал в очках и с перевязанным ухом – видимо, у него отит. Мне не удалось отыскать в БСЭ (это такая большая, но советская энциклопедия) фамилию этого генерала, а спрашивать художника, увы, просто постеснялся. Однако не сомневаюсь, что весть об этом событии непременно донеслась до грядущих поколений – отогнув плащ-палатку, которая прикрывала от нас внутренность блиндажа, за романтической сценой наблюдает НКВДшный особист в форме армейского шофера.

Правее от Москвы, разумеется, тщательно выписаны сплошные просторы ГУЛАГа, где трудятся изможденные политзэки – на рудниках кирками добывают алюминий, а в шарашках копируют трофейные радары, любовно имитируя пулевые пробоины, обнаруженные на них. Далее в районе Байкала показано, как лагерников пускают в расход, укладывая на них шпалы БАМа. Наконец, в правом нижнем углу советский агент Рамзай (Зорге), держа в руке бублик, объясняет личному секретарю японского принца Коноэ преимущества русской чайной церемонии. На лацкане пиджака Рамзая сверкает значок "10 лет НСДАП".

К сожалению, полотно страдает односторонним взглядом – художник пока только планирует завершить изображение на ней бесчисленных полчищ фашистских захватчиков. Увы, но для этого просто недостает финансирования – закупка в ФРГ необходимого количества краски редкого цвета "фельдграу", согласно показанным мне И. Лизуновым сметам, обойдется в сумму, равную его годовой зарплате. Поэтому художник через нашу редакцию обращается ко всем заинтересованным властям и гражданам оказать финансовое содействие в завершении картины.

Надеюсь, столь многословное и утомительное чтение не отбило интерес простого читателя от желания полюбоваться на это чудесное живописное полотно. Напоминаю, что до 7 декабря его нельзя будет увидеть даже по телевидению (оно слишком занято мелкими техническими вопросами по съемке картины), однако с 1 по 15 декабря оно будет выставляться в выставочном зале "На Каширке", откуда оно отправится в многодневное турне по крупнейшим мировым выставкам и увидит Львов, Ригу, Мюнхен и Остин (штат Техас).

М.М. Кротов

http://www.mb.ru/numbers/723/article20917.htm

С уважением