От Tigerclaw Ответить на сообщение
К Николай Манвелов Ответить по почте
Дата 14.11.2003 22:57:25 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Байки; Версия для печати

Ре: Очередной опус...

Шарль Де Батц Кастельморро ДьАртаньян
Анри Арами
Исаак Порто
ДьАтос ДьОттервиль:-)))

вот они и все. При чём Дартаньян знал Иссака Порто и Анри Арами


>Привет
>Зачем д’Артаньян разваливал страну?

>ВСЕ, кто хоть раз смотрел одну из многочисленных экранизаций «Трех мушкетеров», не говоря уж о читателях романа Александра Дюма, считают себя специалистами по истории Франции XВИИ в. А как все было на самом деле? Был ли король глуп, кардинал коварен, королева красива, а Бекингем благороден и влюблен в нее? На эти и другие вопросы отвечает президент Российского общества друзей Александра Дюма Михаил БУЯНОВ.

>Мушкетеры короля
>— МИХАИЛ ИВАНОВИЧ, в романе д’Артаньян ни разу не назван по имени. Как же его звали?

>— Шарль де Кастельмар. Это реальный человек, который родился в Гаскони в 1605 или 1607 году, в юности поступил на королевскую службу, в 1667-м принял командование знаменитой ротой мушкетеров. Погиб в 1672 году во время осады Маастрихта.

>Через 29 лет после смерти реального д’Артаньяна в Голландии была опубликована апокрифическая книга «его» мемуаров, принадлежащая перу писателя Куртиля де Сандра. Дюма ее, естественно, читал, о чем сообщает в предисловии к «Трем мушкетерам». Во Франции, между прочим, существует общество потомков д’Артаньяна, насчитывающее около 20 человек.

>— Были ли прототипы у Атоса, Портоса и Арамиса?

>— Мы ничего достоверно не знаем про этих людей. Можно лишь сказать, что во Франции, в районе Пиренеев, издавна существовали селения (сейчас городки) Арамис, Портос и Атос. Вполне вероятно, что такие дворянские фамилии действительно когда-то были.

>— Кто такие мушкетеры короля?

>— Первая рота королевских мушкетеров (рота «Королевского дома») была создана в 1622 году и по велению Людовика ХИИИ всюду следовала за ним. Ее капитан-лейтенантом тогда действительно был дворянин из Беарна, граф Арман де Тревиль. Плащ мушкетера (а-ля казак), с мечтой о котором д’Артаньян покинул отчий дом, — один из первых образцов военной формы в Европе. А мушкетеры как род войск — это всего-навсего пехотинцы, вооруженные ружьями с фитильным замком.

>Когда не было войны, рота несла службу при дворе. Мушкетеры действительно много пили, шлялись по бабам и пускали кровь всем, кто им не нравился. В особенности — сторонникам кардинала. Собственно, Ришелье и послал их под Ла-Рошель, чтобы они в Париже дурака не валяли.

>Гвардейцы кардинала
>— КОРОЛЕВСКАЯ рота — это понятно. А откуда гвардейцы у кардинала?

>— Франция того времени переживала смуту: католики враждовали с гугенотами (протестантами), буржуазия — с дворянами, аристократия — с Ришелье. Он одновременно занимал ключевые должности в церковной и светской иерархии и располагал личной охраной по обеим линиям. Из нее Ришелье и создал собственную гвардию. Командовал гвардейцами кардинала некто де Жюссак, которого Дюма в своем романе постоянно нанизывает на шпагу д’Артаньяна.

>— Зачем кардинал Ришелье предпринял попытку (почти удавшуюся) скомпрометировать королеву?

>— Как премьер-министру ему нужны были рычаги воздействия на короля. Один из этих рычагов — шантаж. Король был слабоволен (если не сказать, слабоумен), и характер у него был преотвратный. Он запросто мог взбрыкнуть и послать кардинала подальше. На такой случай Ришелье, в точности как нынешние политики, прятал под красной сутаной увесистый «компромат» на королевскую семью.

>— Существовала ли на самом деле коварная Миледи, она же леди Винтер, она же графиня де Ла Фер?

>— Прямого прототипа у нее нет, хотя многое указывает на графиню Люси Карлайл, жену английского посла во Франции. В силу дипломатического статуса она могла свободно перемещаться между Лондоном и Парижем и была идеальным каналом агентурной связи. Про Миледи Дюма, между прочим, пишет, что она спасла страну от английской интервенции! Вспомните: Бекингем собирался высадить десант под Ла-Рошелью, и если бы не его своевременное устранение…

>Любовь королевы
>— МОГЛА ли королева Франции так запросто крутить роман с заезжим иностранцем, особенно если он — премьер-министр враждебной Англии?

>— Анна Австрийская (на самом деле чистокровная испанка) была несчастной женщиной. Ее выдали замуж в 14 лет за столь же юного Людовика. Невинности она лишилась лишь через 4 года брака. Ей не везло с родами — было несколько выкидышей, а потом муж вообще махнул на нее рукой. Первого сына — будущего Людовика XИВ — она родила почти в сорок — лет через 10 после приключений трех мушкетеров. На момент описываемых в романе событий ей было лет 25–28 — по тем временам это много. О том, что она была сказочно красива, никто из современников не писал.

>Кстати, Ришелье тоже был не слишком счастливым человеком. Две его сестры страдали психическими расстройствами, и кардинал был вынужден покупать им мужей. Это в фильмах он такой «донкихотистый». На самом деле роста он был небольшого, сероглазый, довольно полный от сидячего образа жизни. Судя по всему, Ришелье всегда хотел держать в руке не Библию, а шпагу. В юности он мечтал служить в армии.

>— А каким был возлюбленный королевы герцог Бекингем?

>— Я мог бы сказать, что герцог был сыном своего времени, но не скажу. Джордж Бекингем (1592–1628) был редкой сволочью, взяточником, казнокрадом, бисексуалом и пьяницей. Английский парламент постоянно требовал повесить его за «использование административного ресурса» в личных целях. Дюма все это, естественно, знал, но сознательно умолчал. Возлюбленным королевы мог быть только истинный джентльмен, рыцарь без страха и упрека. А любовная связь с Анной была вполне возможной, хотя и не доказана историками. Бекингем в те годы действительно часто посещал Париж. А убил его, как и в романе Дюма, Джон Фелтон (1595–1628).

>Хотелось бы добавить, что вопросы, которые мы обсуждали, еще не самые каверзные. Есть и посложнее: почему в романе отсутствует ключевая политическая фигура того времени — Мария Медичи, мать Людовика XИИИ и вдохновитель антикардинальской партии? Почему нет отца Жозефа, «куратора» французской разведки, бывшего правой рукой кардинала? Имела ли реальную основу история с подвесками, заимствованная Дюма у писателя XВИИ в. Ларошфуко? И наконец, почему наши любимые герои — д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис служат неправому делу? Вдумайтесь: они всеми силами способствуют развалу своей родной Франции, а не любимый читателями Ришелье делает все, чтобы превратить ее в единое мощное государство. Эти вопросы я сам часто задаю своим французским коллегам-дюмаведам. Но и они не знают всех ответов.
>Николай Манвелов