|
От
|
Васильич
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
13.08.2003 02:01:34
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
|
Heinkel Hirth vs. Rolls Royce - 1:0 в пользу немцев
Выскажу крамольную мысль - никакого преимущества англичан над немцами в области ТРД не было.
Вот факты.
Первый немец HeS 03, тяга 500 кг, первый полет с ним 27.08.39.
Затем Jumo 004, тяга 840 кг, первый полет 1940 год.
В том же году первый полет с BMW 003 тяга 800 кг.
До 1943 года двигатели доводятся. В конце 1943 - начале 1944 - массовое производство.
В конце 1944 года - первая серия HeS 011 - тяга 1300 кг.
Начало 1945. Модификация Jumo 004D - тяга 1050 кг. Модификация Jumo 004H - 11-ступентатый компрессор и 2-cтупенчатая турбина - тяга 1820 кг.
Модификация Jumo 004G - тяга 1700 кг.
Модификация HeS 011B - тяга 1500 кг.
Незавершенка на апрель 1945: BMW 018 - тяга 3400 кг и Jumo 012 - тяга 2720 кг.
-------
Первый англичанин Wittle 1, тяга 386 кг, первый полет с ним Gloster G40 - 15.05.41.
1941 год. Начало работ в фирме Metropolitan Vickers. Первый F2/1 с осевым компрессором - тяга 817. К середине 1945 года (F2/4) доведена до 1580 кг. Производство - конец 1945.
1941 год. Начало работ над семейством DH Goblin. Первый полет - опытный DH Vampire - 26.09.43. Тяга Goblin 1 (Halford H1) - 2100 lb - 950 кг. Производство - 1944 год.
В 1945 модификация Goblin 2 - тяга 3100 lb - 1400 кг. Производство - конец 1945.
1943 год. Начало работ над семейством RR Wittle2/Welland/Derwent. Взяв за основу опытный Wittle2 с тягой 1128 кг в серию в 1944 году запустили Welland с тягой 775 кг. Устанавливался на Gloster G41 "Meteor" F-1. Первые 20 машин в строевых частях с июля 1944.
1944. Первый Derwent с тягой 911 кг. К концу 1945 тяга доведена (Derwent V) до 1590 кг.
Конец 1944. Начало работ над Nene. Серийное производство конец 1945 - начало 1946 года (первые модификации). Тяга - 2270 кг.
---------
Итак, мы видим, что немцы на год-полгода опережали англичан по параметру "тяга двигателя", намереваясь к концу 1945 года уйти в отрыв.
К положительным сторонам английских двигателей можно отнести более простые регулировки компрессора и более высокую экономичность (1,4 кг/кг/с у Derwent и 1,02 у Nene против 1,47 у BMW 003 и 1,4 у Jumo 004А, В и С). Связанно это с использованием центробежного компрессора и с применением жаропрочных сплавов для изготовления лопаток турбин, позволивших повысить температуру газов перед турбиной.
Немцы, не имея жаропрочных сплавов, конкурирующих с английскими, пошли другим путем - охлаждение воздухом лопаток турбины. Это позволило улучшить экономичность немецких двигателей (1,3 у HeS 011, 1,2 у Jumo 012 и 1,1 у BMW 018).
Использованная литература:
Das grosse flugzeug typenbuch, Verlag fur Verkehrswesen, Berlin, 1982, 608 pp.
В.Грин и Р. Кросс. Реактивные самолёты мира 1955г, перевод 1957г (сканы по двигателям, любезно предоставленные Читатель1)
Сайты:
British Jet Engine (www.aoxj32.dsl.pipex.com)